Напоминание

«Играем пальчиками – развиваем речь»


Автор: Пермякова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №162
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Играем пальчиками – развиваем речь»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Играем пальчиками – развиваем речь»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли».В. А. Сухомлинский

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств,

был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за

компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали

разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые

выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными

ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки,

не имеющие связи с головным мозгом, не

стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от

этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие

речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения

грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее

время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют

все большее значение.

Хорошо развития мелкая моторика активно взаимодействует также со

вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью,

воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по

себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря

ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует,

застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.

А как же в «старые» времена люди росли без

различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых

мастеров? – спросите вы.Все

просто: «бытовых» занятий,

отлично развивающих руку и пальцы, огромное

количество! Сейчас они

также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от

множества дел. Ну кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А

это занятие всегда было закреплено за младшими в семье:

расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле.

Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность.

Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка,

шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок

из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе

делались руками. Да и с пуговицами –шнурками сегодня дети все меньше

общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие

мелкой моторики.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой

гимнастикой?

Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной

деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат

вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается

контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные

положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия.

Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит

овладение навыком письма.

Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой

моторики рук в свободной деятельности:

1.

Лепка из глины и пластилина.

2.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие

дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики

рук.

3.

Изготовление поделок из бумаги, из природного материала

4.

Конструирование.

5.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

6.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

8.

Всасывание пипеткой воды.

9.

Нанизывание бус и пуговиц.

10.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки

и риса и попросить ребёнка перебрать.

12.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Предлагайте ежедневно такие игры.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к

овладению письмом,

• во-вторых, формируют у него

художественный вкус, что полезно в любом

возрасте,

• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть

руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению,

что целенаправленная, систематическая и планомерная работа

по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое

главное – способствует сохранению

физического и психического здоровья

ребенка

.

И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению

в школе!



В раздел образования