Автор: Пермякова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №162
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Играем пальчиками – развиваем речь»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Играем пальчиками – развиваем речь»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли».В. А. Сухомлинский
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств,
был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за
компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали
разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые
выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными
ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки,
не имеющие связи с головным мозгом, не
стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от
этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие
речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения
грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее
время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют
все большее значение.
Хорошо развития мелкая моторика активно взаимодействует также со
вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью,
воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по
себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря
ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует,
застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.
А как же в «старые» времена люди росли без
различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых
мастеров? – спросите вы.Все
просто: «бытовых» занятий,
отлично развивающих руку и пальцы, огромное
количество! Сейчас они
также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от
множества дел. Ну кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А
это занятие всегда было закреплено за младшими в семье:
расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле.
Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность.
Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка,
шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок
из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе
делались руками. Да и с пуговицами –шнурками сегодня дети все меньше
общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие
мелкой моторики.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой?
Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к
возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной
деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается
контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные
положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия.
Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой
моторики рук в свободной деятельности:
1.
Лепка из глины и пластилина.
2.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие
дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики
рук.
3.
Изготовление поделок из бумаги, из природного материала
4.
Конструирование.
5.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
6.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
7.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
8.
Всасывание пипеткой воды.
9.
Нанизывание бус и пуговиц.
10.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
11.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки
и риса и попросить ребёнка перебрать.
12.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Предлагайте ежедневно такие игры.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к
овладению письмом,
• во-вторых, формируют у него
художественный вкус, что полезно в любом
возрасте,
• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть
руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению,
что целенаправленная, систематическая и планомерная работа
по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое
главное – способствует сохранению
физического и психического здоровья
ребенка
.
И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению
в школе!