Напоминание

"Лэпбук - как средство обучения ФГОС"


Авторы: Харина Алефтина Юрьевна, Конова Галина Борисовна
Должность: старший воспитатель, заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №72"
Населённый пункт: г. Энгельс,Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук - как средство обучения ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"ЛЭПБУК - как средство обучения в условиях ФГОС ."

Подготовили: заведующий

Конова Галина Борисовна;

старший воспитатель

Харина Алефтина Юрьевна

МБДОУ «Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно –

воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу

необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень

профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными

технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые

подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были

бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее

эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. В

связи с этим перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм

сотрудничества с воспитанниками .

Одним из способов достижения этой цели образования является - использование

технологии «лэпбук». Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые

создавать лэпбуки начали американцы. У нас в стране лэпбукинг считается методом

новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Но, на данный момент

лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый по

всему миру. Лэпбук(lapbook, или как его еще называют тематическая папка или

книжка-раскладушка), - это самодельная интерактивная папка с кармашками,

дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены

материалы по какой-то определенной теме. Это отличный способ выполнить

исследовательскую работу (провести наблюдения или опыты и зарисовать), в

процессе которой обучающийся закрепит и систематизирует изученный материал, а

рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти

пройденные темы. А может быть еще и формой представления итогов проекта или

тематической недели. Кроме того, лэпбук - хорошая форма, позволяющая привлечь

родительское сообщество к совместному сотрудничеству в образовательном

процессе.

Так как лэпбук - это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен

включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Содержание папки может быть в

виде информационного блока, наглядного блока, литературного блока и т.д. Все это

размещено в кармашках, в виде блокнотиков, книжках-гармошках, конвертиках,

цветики-разноцветики, вращающихся кругах, на карточках и т.д.

Внедрение в практику работы метода «Лэпбука» в детском саду мы начинали с

организации работы с педагогическими кадрами – подобрали наиболее эффективные

формы работы с педагогами: семинары–практикумы: «Лэпбук — инновационная

форма работы познавательно–исследовательской деятельности с воспитанниками в

ДОУ», «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»,

педагогические тренинги, коллективные просмотры презентаций, консультации: «Что

такое лэпбук?», «Лэпбук как творческий продукт познавательной деятельности

воспитанников в ДОУ», мастер–классы: «Технологии лэпбук и ее применение»,

«Изготовление лэпбук и работа с ним», методические выставки лэпбуков и др. Это

позволило нам перспективно отслеживать и прогнозировать инновационные

процессы, исходя из кадровых ресурсов и профессионализма коллектива.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей

предметно-пространственной среде:

информативен (в одной папке можно разместить достаточно много

информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический

материал),

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть

возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

обладает дидактическими свойствами, является средством художественно —

эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его

части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста,

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников.

В детском саду проводился конкурс лэпбуков. Цель конкурса: обобщение и

распространение опыта работы педагогов по внедрению инновационных технологий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или

неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как обучающийся

воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения

своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как

вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или

распечатанные тексты, графики и диаграммы.

Лэпбук не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на

учебном занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые

результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю

жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет

расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать обучающимся уверенности в

своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Вы спросите, зачем нужен ЛЭПБУК?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой

теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал).

Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время

ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая

сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию –

хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети

разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей –

кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям –

задания, подразумевающие умение писать и.т.д.) и сделать такую коллективную

книжку.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и

детей. А может быть и формой представления итогов проекта или тематической

недели.

В настоящее время лэпбук является новейшим способом организации учебной

деятельности, это одновременное и игра, и творчество, и познание и исследование

нового, и повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто

интересный вид совместной деятельности.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает

использование современных технологий: технологии организации коллективной

творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной

деятельности, игровых технологий.



В раздел образования