Напоминание

Интегрированный урок – как способ формирования и оценки общих и профессиональных компетенций


Автор: Баловнева Галина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Новотроицкий политехнический колледж"
Населённый пункт: город Новотроицк Оренбургской области
Наименование материала: Статья обобщения педагогического опыта
Тема: Интегрированный урок – как способ формирования и оценки общих и профессиональных компетенций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Интегрированный урок – как способ формирования и оценки общих и

профессиональных компетенций

Компетентностный специалист – это не просто знающий и владеющий способами

профессиональной

деятельности

выпускник

СПО,

это

человек,

способный

к

самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого

разнообразные

возможности,

мотивированный

на

поиск

решения

проблем

и

профессиональное совершенствование, т.е. карьерный и личностный рост.

Выбор

приемов

и

методов

формирования

и

развития

общих

и профессиональных

компетенций,

учащихся

является

актуальным

и

важным

для

эффективной

организации

учебной деятельности студентов.

На мой взгляд, одним из эффективных методов обучения, направленных на реализацию

в учебном процессе общих и профессиональных компетенций является интегрированный

урок, так как содействует развитию теоретического и практического мышления будущего

специалиста, воспитанию таких необходимых «производственных» качеств как способность

принимать

решения,

работать

в

коллективе

и

в

команде,

организовывать

собственную

деятельность, способствующих более успешной социализации после окончания колледжа.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение

одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

В

таком

уроке

всегда

выделяются:

ведущая

дисциплина,

выступающая

интегратором,

и

дисциплины

вспомогательные,

способствующие

углублению,

расширению,

уточнению

материала ведущей дисциплины. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное

изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание,

обобщить и систематизировать изученный материал.

Приведу пример интегрированного урока в группе механиков 2 курса по УД ОП.07

Технологическое

оборудование

на

тему

«Оборудование

сталеплавильного

производства».

объединяющем

несколько

учебных

дисциплин ОП

01

«Инженерная

графика»,

ОП

03

«Техническая механика», ОП 04 «Материаловедение», ОП8 «Технология отрасли».

В

рамках

данного

урока

формировались

следующие

профессиональные

и

общие

компетенции:

ПК

1.3.

Участвовать

в

пусконаладочных

работах

и

испытаниях

промышленного

оборудования после ремонта и монтажа.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес.

ОК2.

Организовывать

собственную

деятельность,

определять

методы

и

способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

На

данном

уроке

использовалась

технология

игрового

обучения.

Деловая

игра

представляет

собой

форму

воссоздания

предметного

и

социального

содержания

будущей

профессиональной деятельности специалиста, включая моделирование характерных для этой

деятельности отношений. В основе деловой игры лежит метод имитации профессиональной

ситуации, с помощью которого студенты приобщаются к всестороннему анализу и решению

производственной проблемы.

Например,

на

данном

уроке

была

воспроизведена

производственная

ситуация

-

собеседование «устройство на работу в ЭСПЦ, на вакантные должности: руководителя

подразделения, слесаря-ремонтника, конструктора, станочника».

Найти работу, приносящую удовлетворение, обеспечивающую материальный достаток,

предоставляющую возможность профессионального роста – мечта каждого, кто встал на

извилистый, непредсказуемый путь под названием: «Поиск работы» . Выбранная вами

специальность – техник-механик востребованная, благодаря полученным знаниям, вы

можете работать по многим профессиям с высоким заработком и перспективами.

Рассмотрим приемы и методы формирования общих компетенций:

По плану урока студенты группы были разбиты на две бригады

Условие приема на работу проходил на конкурсной основе, с учетом требований

должностных инструкций. На предприятие принимался лучший коллектив из перечисленных

специалистов,

во

главе

с

руководителем.

Фонд

заработной

платы

у

каждого

имел

накопительный

характер

и

определялся

количеством

баллов,

заработанных

командой

и

каждым участником, формирование ОК06, ОК07в результате выполнения конкурсных заданий

в бригаде.

Для постановки целей урока студенты должны были назвать какие трудовые действия

должен выполнять слесарь – механик по должностной инструкции.

Что должен знать слесарь - механик чтобы выполнять должностные функции?

Что должен уметь слесарь - механик чтобы выполнять должностные функции?

Формирование ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Рассмотрим следующие формы и методы:

-демонстрация

ролика

«Технология

производства

электростали»

в

котором

демонстрировалось основное оборудование ЭСПЦ с последующим обсуждением,

-наблюдения

за

профессиональной

деятельностью

на

производстве

и

выполнение

заданийпрофессиональной направленности в опорном конспекте;

- выполнение проблемных заданий с профессиональной направленностью;

-

обработка

информации,

задания

на

упорядочение

информации

выстраивание

логических, причинно-следственных связей, составление схем, графиков, таблиц и других форм

наглядности

- самостоятельного самооценивания;

- проведение профессиональных соревнований. Формирование ОК.01, ОК.02., ОК03.

Критерием

оценки

формирования

профессиональных

компетенций

является

количество набранных баллов на уроке.

В процессе проведения деловой игры:

- отрабатываются различные профессиональные действия студентов;

- значительно активизируются междисциплинарные связи;

- реализуется творческий потенциал студента;

- происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к

продуктивному (именно об этом идет речь в рабочих программах на основе ФГОС СПО);

- преобладает доля групповой деятельности студентов;

- формируется умение студентов работать в команде;

- студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;

- повышается мотивация студентов к освоению будущей профессии;

- растет самооценка студентов;

- занятие проходит в обстановке состязательности;

-

преподавателю

легче

обнаружить

пробелы

в

базовых

знаниях

студентов

и,

следовательно, внести коррективы в преподавание дисциплин на последующих этапах.

Преимущества

многопредметного

интегрированного

урока

перед

традиционным

монопредметным очевидны.

Опыт

показывает,

что

такие

уроки

способствуют

более

глубокому

и

качественному

усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Интегрированные

уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что

их

изучение

необходимо

для

лучшего

овладению

специальностью,

поскольку

учащимся

предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике.

Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.



В раздел образования