Автор: Баловнева Галина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Новотроицкий политехнический колледж"
Населённый пункт: город Новотроицк Оренбургской области
Наименование материала: Статья обобщения педагогического опыта
Тема: Интегрированный урок – как способ формирования и оценки общих и профессиональных компетенций
Раздел: среднее профессиональное
Интегрированный урок – как способ формирования и оценки общих и
профессиональных компетенций
Компетентностный специалист – это не просто знающий и владеющий способами
профессиональной
деятельности
выпускник
СПО,
это
человек,
способный
к
самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого
разнообразные
возможности,
мотивированный
на
поиск
решения
проблем
и
профессиональное совершенствование, т.е. карьерный и личностный рост.
Выбор
приемов
и
методов
формирования
и
развития
общих
и профессиональных
компетенций,
учащихся
является
актуальным
и
важным
для
эффективной
организации
учебной деятельности студентов.
На мой взгляд, одним из эффективных методов обучения, направленных на реализацию
в учебном процессе общих и профессиональных компетенций является интегрированный
урок, так как содействует развитию теоретического и практического мышления будущего
специалиста, воспитанию таких необходимых «производственных» качеств как способность
принимать
решения,
работать
в
коллективе
и
в
команде,
организовывать
собственную
деятельность, способствующих более успешной социализации после окончания колледжа.
Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение
одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
В
таком
уроке
всегда
выделяются:
ведущая
дисциплина,
выступающая
интегратором,
и
дисциплины
вспомогательные,
способствующие
углублению,
расширению,
уточнению
материала ведущей дисциплины. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное
изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание,
обобщить и систематизировать изученный материал.
Приведу пример интегрированного урока в группе механиков 2 курса по УД ОП.07
Технологическое
оборудование
на
тему
«Оборудование
сталеплавильного
производства».
объединяющем
несколько
учебных
дисциплин ОП
01
«Инженерная
графика»,
ОП
03
«Техническая механика», ОП 04 «Материаловедение», ОП8 «Технология отрасли».
В
рамках
данного
урока
формировались
следующие
профессиональные
и
общие
компетенции:
ПК
1.3.
Участвовать
в
пусконаладочных
работах
и
испытаниях
промышленного
оборудования после ремонта и монтажа.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК2.
Организовывать
собственную
деятельность,
определять
методы
и
способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
На
данном
уроке
использовалась
технология
игрового
обучения.
Деловая
игра
представляет
собой
форму
воссоздания
предметного
и
социального
содержания
будущей
профессиональной деятельности специалиста, включая моделирование характерных для этой
деятельности отношений. В основе деловой игры лежит метод имитации профессиональной
ситуации, с помощью которого студенты приобщаются к всестороннему анализу и решению
производственной проблемы.
Например,
на
данном
уроке
была
воспроизведена
производственная
ситуация
-
собеседование «устройство на работу в ЭСПЦ, на вакантные должности: руководителя
подразделения, слесаря-ремонтника, конструктора, станочника».
Найти работу, приносящую удовлетворение, обеспечивающую материальный достаток,
предоставляющую возможность профессионального роста – мечта каждого, кто встал на
извилистый, непредсказуемый путь под названием: «Поиск работы» . Выбранная вами
специальность – техник-механик востребованная, благодаря полученным знаниям, вы
можете работать по многим профессиям с высоким заработком и перспективами.
Рассмотрим приемы и методы формирования общих компетенций:
По плану урока студенты группы были разбиты на две бригады
Условие приема на работу проходил на конкурсной основе, с учетом требований
должностных инструкций. На предприятие принимался лучший коллектив из перечисленных
специалистов,
во
главе
с
руководителем.
Фонд
заработной
платы
у
каждого
имел
накопительный
характер
и
определялся
количеством
баллов,
заработанных
командой
и
каждым участником, формирование ОК06, ОК07в результате выполнения конкурсных заданий
в бригаде.
Для постановки целей урока студенты должны были назвать какие трудовые действия
должен выполнять слесарь – механик по должностной инструкции.
Что должен знать слесарь - механик чтобы выполнять должностные функции?
Что должен уметь слесарь - механик чтобы выполнять должностные функции?
Формирование ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Рассмотрим следующие формы и методы:
-демонстрация
ролика
«Технология
производства
электростали»
в
котором
демонстрировалось основное оборудование ЭСПЦ с последующим обсуждением,
-наблюдения
за
профессиональной
деятельностью
на
производстве
и
выполнение
заданийпрофессиональной направленности в опорном конспекте;
- выполнение проблемных заданий с профессиональной направленностью;
-
обработка
информации,
задания
на
упорядочение
информации
—
выстраивание
логических, причинно-следственных связей, составление схем, графиков, таблиц и других форм
наглядности
- самостоятельного самооценивания;
- проведение профессиональных соревнований. Формирование ОК.01, ОК.02., ОК03.
Критерием
оценки
формирования
профессиональных
компетенций
является
количество набранных баллов на уроке.
В процессе проведения деловой игры:
- отрабатываются различные профессиональные действия студентов;
- значительно активизируются междисциплинарные связи;
- реализуется творческий потенциал студента;
- происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к
продуктивному (именно об этом идет речь в рабочих программах на основе ФГОС СПО);
- преобладает доля групповой деятельности студентов;
- формируется умение студентов работать в команде;
- студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;
- повышается мотивация студентов к освоению будущей профессии;
- растет самооценка студентов;
- занятие проходит в обстановке состязательности;
-
преподавателю
легче
обнаружить
пробелы
в
базовых
знаниях
студентов
и,
следовательно, внести коррективы в преподавание дисциплин на последующих этапах.
Преимущества
многопредметного
интегрированного
урока
перед
традиционным
монопредметным очевидны.
Опыт
показывает,
что
такие
уроки
способствуют
более
глубокому
и
качественному
усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Интегрированные
уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что
их
изучение
необходимо
для
лучшего
овладению
специальностью,
поскольку
учащимся
предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике.
Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.