Напоминание

Применение культурных практик в образовательном процессе детского сада


Автор: Ушакова Елизавета Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 207
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Применение культурных практик в образовательном процессе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение культурных практик в образовательном процессе

детского сада

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

впервые

появился

термин,

который

до

того

не использовался в дошкольной педагогике.

А

именно,

в

пункте

2.11.2

ФГОС

ДО

указывается,

ч то

в

содержательном

разделе

образовательной

программы

дошкольных

образовательных

организаций

должны

быть

представлены

«особенности

образовательной деятельности разных видов и культурных практик».

С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника –

это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы

самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные

пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения

в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия

«культурные

практики»

в

дошкольное

образование

означает

не

создание

каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование

существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции

взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками.

Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны

запомнить

и

воспроизвести,

а

становится

организатором

осмысленной,

понятной,

интересной

для

детей

совместной

и

самостоятельной

деятельности.

Понимание педагогами своей новой роли при реализации культурных

практик, стала самой сложной задачей у воспитателей детского сада. Стать

для

детей

партнерами

в

игровой

деятельности,

особенно

для

педагогов

старшей возрастной категории стало достаточно тяжелым противоречием,

привыкли к более авторитарному стилю взаимодействия с детьми.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет

по двум направлениям:

Культурные

практики

на

основе

инициатив

самих

детей.

Это

самостоятельная

детская

деятельность,

которая

протекает

как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Опять

же, сложности у педагогов возникают в случае необходимости поддержки

инициативы ребенка, так как у педагогов более важные задачи, по их мнению,

уложиться в учебный план основной образовательной программы.

Детская

активность

направлена

на

самостоятельное

познание

окружающего,

поиски

ответов

на

возникшие

вопросы,

индивидуальную

и совместную со сверстниками деятельность.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые

взрослыми, в нашем случае это педагоги-воспитатели детского сада. И тут

очень тонкий момент не «задавить» инициативу ребенка и то же время четко

следовать плану выполнения культурной практики.

Такие

практики

аккуратно

и

последовательно

направляются

воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются

на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор

культурных

практик

направлен

на

обогащение

культурного

опыта,

самостоятельности

поведения

и

деятельности,

позитивной

социализации и индивидуализации дошкольников.

Выделяют

несколько

различных

подходов

к

понятию

«культурные

практики». Ниже мы приведем наиболее часто встречающиеся в различных

трудах, посвященных этой тематике.

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института

управления образованием Российской Академии Образования - Крылова Ната

Борисовна определяет такие подходы:

-

это

разнообразные,

основанные

на

текущих

и

перспективных

интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта,

складывающиеся с первых дней его жизни.

2

- культурные практики – это создание воспитателем таких условий,

которые

позволяют

детям

самостоятельно

или

совместно

с

взрослым

открывать

новый

практический

опыт,

добывать

его

экспериментальным,

поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

По мнению И. А. Лыкова (кандидат педагогических наук, доцент) -

культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте

в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия

с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно –

в процессе самостоятельной деятельности.

Е. П. Олесина в своих исследованиях говорит о том, что культурные

практики – не создание каких-то новых форм образовательной деятельности

или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а

изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с

дошкольниками.

Взрослый

перестает

быть

транслятором

информации,

которую

дети

должны

запомнить

и

воспроизвести,

а

становится

организатором осмысленной, понятной и интересной деятельности для детей

совместной и самостоятельной деятельности. Получается, что особенностью

формирования

культурных

практик

у

детей

является

добровольное,

заинтересованное участие в деятельности, а не авторитарно насаждаемое

взрослым.

Вопрос

внедрения

культурных

практик

вызывает

многочисленные

дискуссии, педагоги практики говорят том, что меняется только название,

а суть развивающих и воспитательных занятий с детьми всегда была такой,

дети учились общаться между собой и со взрослыми, учились пользоваться

бытовыми предметами, проводить простые исследовательские опыты и т.д.

Больше всего в этом случае меняется отношение педагогов к детям,

которые при реализации культурных практик занимают не авторитарную

назидательную

роль,

а

роль

партнера,

в

чем-то

друга.

И

это

вызывает

сложность

у

многих

педагогов,

особенно,

работающих

в

детских

садах

3

достаточно долго и роли в их профессиональной деятельности стали четко

фиксированными.

Содержание

культурных

практик

обеспечивается

содержанием

основной образовательной программы дошкольного образования. Культурные

практики,

ориентированные

на

проявление

детьми

самостоятельности

и

творчества в разных видах деятельности, организуются во второй половине

дня. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы

выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и

детей.

Культурных

практик

достаточно

много

и

существует

несколько

к л а с с и ф и к а ц и й ,

к о т о р ы е

м о ж н о

в с т р е т и т ь

в психолого-педагогической и методической литературе.

Культурные

практики

нужны

для

становления

универсальных

культурных

умений

ребёнка.

Они

обеспечивают

его

активную

и продуктивную познавательную деятельность.

Культурные

практики

разнообразные,

основанные

на

текущих

и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности,

поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Культурные

практики

это

также

стихийное

и

подчас

обыденное

освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми,

и

сверстниками.

Это

приобретение

собственного

нравственного,

эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Здесь

– начала «скрытого» воспитания и освоения фонового знания.

До школы культурные практики вырастают на основе, с одной стороны,

взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, на основе его постоянно

расширяющихся

самостоятельных

действий

(собственных

проб,

поиска,

выбора,

манипулирования

предметами

и

действиями,

конструирования,

фантазирования,

наблюдения-изучения-исследования

как

своеобразного

детского ТРИЗ).

На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки,

пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере

4

черты

характера

и

стиль

поведения.

В

рамках

культурных

практик

развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся

делом всей его последующей жизни.

Можно сделать вывод, что современное образовательное учреждение

дошкольного

образования

должно

много

внимания

уделять

повышению

эффективности

воспитательно-образовательного

процесса.

И

культурные

практики как наиболее современные технологии планирования совместной

деятельности, причем как образовательной, так и свободной воспитателей и

детей. Применение игровых культурных практик помогает детям быстрее

освоить

социальные

нормы,

конструктивно

взаимодействовать

с

окружающими, развивать свои способности и познавательные действия.

Культурные

практики

как

практики

интересов

и

познавательных

действий

дошкольников,

как

понятные,

доступные

и

интересные

виды

деятельности

способствуют

оптимальному

усвоению

программного

материала основной образовательной программы детского сада. И при этом

не

забывать,

что

ведущим

видом

деятельности

детей

остается

игровая.

Хочется

вспомнить

слова

известного

русского

педагога

Шалвы

Александровича

Амонашвили:

«Учиться,

играя!».

Эта

идея

развивается

в

российской

педагогике

с

19

века

и

привлекает

огромное

количество

педагогов и воспитателей. Эта идея говорит нам о том, что проще всего

ввести в мир познания ребенка через игру.

Интегрированный

характер

культурных

практик

обусловливает

необходимость

того,

чтобы

в

процессе

их

организации

и

реализации

задействованы возможности одновременно нескольких областей культуры,

а также интегрируются возможности детской деятельности.

5



В раздел образования