Напоминание

«Развитие мелкой моторики – показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению»


Автор: Тебенкова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №69
Населённый пункт: г. Шахты
Наименование материала: доклад
Тема: «Развитие мелкой моторики – показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема доклада: «Развитие мелкой моторики – показатель

интеллектуальной готовности к школьному обучению»

Доклад разработала:

воспитатель высшей категории

Тебенкова Светлана Анатольевна

г. Шахты, Ростовская область

МБДОУ №69 «Лазорик»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуальной

готовности

к

школьному

обучению.

Обычно

ребенок,

имеющий

высокий

уровень

развития

мелкой

моторики,

умеет

логически

рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем

дошкольном

возрасте.

Именно

к

6-7

годам

в

основном

заканчивается

созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц

кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго

до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное

внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой

моторики

и

координации

движений

руки,

решают

сразу

две

задачи:

во-

первых, косвенным образом влияют на интеллектуальное развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.

Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого

развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что дети редко

принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык

практической

ловкости.

Ведь

современные

игрушки

и

вещи

устроены

максимально

удобно

для

их

использования

в

повседневности,

но

не

эффективны для развития ручной моторики.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом

полушарии мозга обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже

первого полугода жизни ребенка. Развитие действий с предметами в наиболее

раннем

возрасте

положительно

влияет

на

формирование

познавательных

психических

процессов:

восприятия,

памяти,

мышления,

внимания,

воображения, а также на развитие речи.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию

мелкой моторики и координации движений рук.

Необходимо помнить, что малышам от года до трех лет упражнения

нужно давать в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим

детям задания можно усложнить. Работа по развитию движения рук должна

проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от

упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте

скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную

умелость?

Пальчиковые игры – это не только стимул для развития мелкой

моторики и развития речи, но и один из вариантов радостного общения с

близкими людьми.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть. Как будто кулачок –

бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся,

спрятался.

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Катать по очереди каждым пальчиком камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Размешивать пальчиками пластилин, глину, соленое тесто.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить по столу, сначала

медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит».

Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец (указательный, средний, большой), а

затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Поочередно постукивать по столу пальцами правой и левой руки.

- Имитация игры на пианино.

- Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

- «Футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

- Соприкосновение подушечек пальцев – «пальчики здороваются»:

а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой.

- «Коготки» - сильное сгибание и разгибание пальцев.

- «Ножницы» - разведение пальцев в стороны:

а) правой, затем левой руки;

б) обеих рук одновременно;

в) соединить ладони вместе.

- «Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены:

а) сдавливание ладоней с силой;

б) вращение (поворот вправо-влево);

в) наклоны вправо-влево – сгибания и разгибания в лучепястных суставах;

г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не

расцепляя переплетенных пальцев.

- Потряхивание расслабленными кистями:

а) руки вверх;

б) руки в стороны;

в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

-

Наматывание

тонкой

проволоки

в

цветной

обмотке

на

катушку,

на

собственный палец, на карандаш (получается или колечко или спираль).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узелки на толстой веревке, на шнурке.

-

Застегивать

пуговицы,

крючки,

молнии,

замочки,

закручивать

крышки,

заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Игры с песком, водой, камешками, семенами, крупой, бобовыми (горох,

фасоль).

- Резать ножницами.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

К пяти годам возможность произвольно направленных движений

возрастает,

поэтому

дети

выполняют

задания,

требующие

достаточной

точности

и

согласованности

движений

кистей

рук.

К

ним

относятся

различные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение

сердечек,

ковриков

из

бумажных

разноцветных

полосок).

Точность

и

координация

движений

развивается

у

ребенка

в

процессе

пришивания

пуговиц.

Очень важной частью по развитию мелкой моторики, являются

«пальчиковые

игры».

Они

увлекательны,

способствуют

творческой

деятельности, развитию речи дошкольников. «Пальчиковые игры» как бы

отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей,

их деятельность, явлений природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя

движения

взрослых,

активизируется

моторика

рук,

тем

самым,

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок, при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих

рук,

что

дает

возможность

детям

ориентироваться

в

понятиях

«вправо»,

«влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические

упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации

движений

руки,

зрительного

восприятия

и

внимания.

Выполнение

графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного

овладения письмом.

Таким образом, работу по развитию мелкой моторики и координации

движений рук необходимо проделывать на протяжении всего дошкольного

детства, только тогда будет достигнут наибольший эффект. И.М. Сеченов

писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а

возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных

связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в

процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Список литературы, используемый для подготовки доклада:

1.

И. А. Агапова, М.А. Давыдова «Мальчик-пальчик, где ты был?»

2.

В.В.

Коноваленко,

С.В.

Коноваленко

«Индивидуально-подгрупповая

работа по коррекции звукопроизношения»

3.

С.Е.

Гаврина,

Н.Л.

Кутявина,

И.

Г.

Топоркова,

С.

В.

Щербинина

«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»



В раздел образования