Напоминание

Никогда не поздно вернуться,(притча о Блудном сыне)


Автор: Белячкова Татьяна Петровна
Должность: преподаватель музыкально-эстетического цикла
Учебное заведение: МБОУ "МЭЛ им. А. Г. Шнитке"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка урока-проекта
Тема: Никогда не поздно вернуться,(притча о Блудном сыне)
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока-проекта

по предмету «Мифология»

для учащихся 7-х классов

«Никогда не поздно вернуться»

(притча о Блудном сыне).

Т. П. Белячкова,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»

ЭМР Саратовской области

У одного человека было два сына.Однажды один из них потребовал от отца часть своего

наследства иполучив его, покинул родной дом. Долгие годы он скитался по разным городам,

проматывал своё наследство. А оставшись без средств, вынужден был идти в услужение к чужим

людям. Так как он не был ни чему обучен, пришлось ему пасти свиней и подъедать за ними

остатки пищи. Голод, холод, жестокость хозяин привели его к раскаянию и мысли вернуться в

родной дом. Все эти долгие годы отец жил со старшим сыном, который за ним ухаживал. Но отец

каждый день ждал возвращения своего блудного сына. И когда тот вернулся, отец простил его и

устроил на радостях пир, чем вызвал обиду и неудовольствие старшего сына.

Всем хорошо знакома эта евангельская притча. А что такое притча? Это не большой,

поучительный рассказ, без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не

извлекает из притчи сам, следуя или не следуя наставлениям. Высокая степень обобщённости

притчи

делает

её

вместилищем

извечных

человеческих

чувств

и

переживаний.

Простой

схематичный сюжет освобождён от побочных линий и это позволяет осмыслить его полней и

глубже.

Жанр

притчи

возник

в

древности

на

Востоке,

где

любили

говорить

загадками,

иносказаниями, аллегориями. Слово – аллегория произошло от греческих слов аллос – иной и

агорио

говорю.

Это

когда

за

конкретным,

понятным

всем

словом

скрывается

глубокое

философское значение. В житейском смысле – это урок для всех людей. Притчи рассказывал

Христос своим слушателям. «И приступив ученики сказали ему «Для чего притчами говоришь?»

Он сказал им в ответ: « Для того что вам дано знать тайны».

В евангелии 30 притч. Это 30 ступенек, выводящих человека на новый уровень личностной

эволюции, в результате которой мир добра, истины, справедливости становится частью его жизни

и помогает разрешать реальные проблемы.

Почему притча названа « Блудный сын»? Ведь блуд – это распутная жизнь. Блудливый т.е.

проказливый. Но есть и другое значение этого слова. Блуд

- значит блуждать, заблуждаться,

ошибаться, а выражение « блудный сын» - это тот человек кто раскаялся и вернулся к прежнему,

после пережитого, неудач и потерь.

Почему же именно эта притча чаще всего использовалась в искусстве, живописи, музыке,

литературе?

Очевидно,

когда

окружающая

действительность

видеться

художникам

зыбкой,

разодранной

противоречиями,

тогда

они

обращаются

к

искусству

древности,

его

эпической

мудростью, ощущением устойчивости. И каждый автор, обратившись к притче о блудном сыне

представляет своё понимание этой философской легенды. Самое известное произведение на этот

сюжет в живописи – картина великого голландского художника Рембрандта ванн Рейна.

На

картине

«Возращение

блудного

сына»

отец

обнимает

вернувшего

сына.

Коленопреклонённый сын, с бритой головой, с повреждённой ногой, грязный и ободранный,

прижимается к отцу, ища его любви и защиты. Картина полна высокой, полной раскаяния,

прощения, той самой всепоглощающей любви, которая возможна между родителем и его ребёнком.

Они не смотрят друг на друга, не видят глаз, не разговаривают, но в их позах заключена огромная

любовь и близость – это два родных человека, бесконечно дорогих друг другу. Старший сын не

понимает искреннего чувства отца, обрадованного духовным пробуждением младшего сына. Лицо

брата выражает не понимание и с трудом сдерживаемый гнев, ведь он делал всё, что от него

ожидали, а в итоге осталось чувство несправедливости, разочарования, обиды. Сам Рембрандт

видел себя в роли блудного сына всю жизнь. Даже одно из ранних его полотен «Автопортрет с

Саскией на коленях» изначально называлась «Пир блудного сына». Тогда Рембрандт был молод,

счастлив,

полон

надежд.

Как

и

блудный

сын

в

притче.

Но

прошла

жизнь

с

её

потерями,

трагедиями, отчаянием и уже последнее его полотно «Возвращение блудного сына», написанное за

год до смерти, раскрывает высокую духовность автора и выглядит как завещание, подводящее итог

жизненным скитаниям.

Двумя веками раньше Рембрандта была написана картина « Блудный сын» Иеронима Босха.

Исследователи предполагают, что она не связана с евангельской притчей, но название «Блудный

сын» за ней всё же закрепилось, очевидно, потому, что в ней художник отразил весь трагизм и

сложность духовного бытия человека.

Возможно, Босх изобразил бродячего торговца, который решил отказаться от беспутной

жизни. Он покидает «бордель», где провёл свою молодость и направляется в отеческий дом, чтобы

начатьновую

жизнь.

Как

всегда

у

Босха,

в

этой

картине

множество

деталей,

имеющих

определённое символическое значение. Ворота – вход в новую жизнь, перевёрнутый кувшин на

крыше дома – знак Сатаны - соблазнителя, две шапки – на голове и в руке – символ свободы и

шествия к новой жизни.

Идея картины – возвращение человека к праведной жизни. Отсюда понятна форма круга, в

который заключена вся композиция. Круг – нимб – это символ святости.

Всё творчество Босха – это своеобразный трактат о греховности человека и мира. В своих

полотнах он призывает людей остановиться, не грешить, встать на путь исправления, позаботиться

о спасении своих душ.

А теперь обратимся к литературе, в частности русской. С давних пор на Руси любили

притчи, толковали библейские и свои сочиняли. В эпическом произведении 17 века « Повесть о

Горе – злочастии» - героя постигла судьба, подобная судьбе блудного сына из евангельской притчи.

Он

не

слушался

родительских

наставлений,

ушёл

из

дома,

прокутил

с

другом

в

кабаке

родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему горе –

злочастии, ходит – бродит за молодцем неотступно. Казалось нет ему от горя спасения. Но

вспомнил молодец путь спасения, ушёл в монастырь, а горе у ворот осталось.

Двумя

столетиями

спустя

уже

иначе

живёт

эта

притча

в

повести

А.

С.

Пушкина

«

Станционный смотритель».

На

стене

комнаты

Самсона

Вырина

развешаны

картинки

с

изображением

истории

библейского блудного сына. Возможно всю жизнь - смотрит на них станционный смотритель и его

дочь Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, от того для них евангельский сюжет стал лишь

украшением комнаты. А жизнь словно зеркальное, перевёрнутое изображение этого евангельского

сюжета.

Отец сам отправляет дочь из родного дома. Правда, происходит это случайно, невольно, он

– то не думал, что расстаётся с ней навсегда. Он и сам не понимал, как мог позволить Дуне уехать

с гусаром, напутствуя: « Прокатись-ка до церкви». Но не дождался он возвращения дочери, спустя

некоторое время отправился в Петербург разыскать и вернуть её в родной дом. Да приехал назад

без Дуни. Прошли годы, смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня приехала

домой.

Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом

просить прощенья у отца, а богатая барыня, и не вернулась, а зашла проезжая мимо. Не радостной

встречей

отца

с

дочерью

заканчивается

рассказ,

а

невозможностью

встречи

и

примирения,

прощения и покаяния. Не в отчем доме завершилась истории отца с дочерью, а на кладбище.

Возможно, повесть А. С. Пушкина « станционный смотритель» - это предостережение

писателя современникам, людям 19 века, для которых евангельские притчи утратили свой смысл,

перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом светского

искусства.

Не прошли мимо этой притчи и русские поэты « Серебряного века»- Николай Гумилёв,

Валерий Брюсов. Каждый из них по - своему трактует этот сюжет. У Н. Гумилёва, выросший в

родительском доме сын просит отца отпустить его, он мечтает о подвиге и славе:

« Позволь, да твоё приумножу богатство

Ты плачешь над грешным, а я негодую

Мечом укреплю я свободу и братство

Свирепых огнём научу поцелую

Весь мир для меня открывается вновь

И я буду князем во имя господне...»

Но пройдя через все соблазны, а затем через унижение, голод, рабство, сын раскаивается и

мечтает о возвращении к отцу:

« … пойду и скажу ему

« Отче, я грешен перед Господом

И перед тобою» .

Сын возвращается в родной дом, где его встречает отец, сестра и невеста:

« Что скажу, что отвечу

Или снова блуждать мне без мысли и цели?

Узнал, догадался, идёт мне навстречу.

И праздник и эта невеста… не мне ли?!».

У В. Брюсова герой не испытывает раскаяния. Хотя воспоминания детства в родном доме

полны ностальгии:

« И вдруг таким непостижимым

Представился мне дом родной

С его всходящим тихо дымом

Над высыхающей рекой

Где в годы ласкового детства

Святыней чувств владел и я».

Но он вновь выбирает свободу и полноту жизни:

« О. если б было вновь возможно

На мир лицом к лицу взглянуть

И безрадумно без тревожно

В мгновеньях жизни потонуть».

Образ блудного сына предстаёт и в стихотворении нашего земляка Виктора Шнитке, брата

Альфреда Шнитке.

« Край благословенный – детство

Отблеск чистых рек

Мой потемневший дом ждёт меня

В распахнутые двери я вхожу

Я слышу голоса:Мать, Отец…

Я не напрасно верил в полный круг

Большого колеса

Облако, потерянное оком

Блудный сын, в пространстве бытия

Вернулся, я пришёл истокам

Где же все?Встречайте, это – я…».

Это стихотворение было написано после 33 -летней разлуки поэта с его малой родиной.

А теперь обратимся к прозе 21 века.

В 2015 г. вышла книга известной писательницы Дины Рубиной « Русская канарейка». Это

трилогия, рассказывающая историю жизни человека, обладающего уникальным голосом контр

тенором

(мужской

голос

очень

высокого

диапазона).

Он

прошёл

через

многие

жизненные

трудности, стал певцом мирового уровня, выступал во многих странах мира, но в тоже время был

агентом израильской разведки на Востоке.

С момента встречи его с глухонемой девушкой, которую он полюбил, жизнь его резко

изменилась. Она наполнилась ещё большим количеством опасных приключений и препятствий,

которые они преодолевали уже вместе. В конце романа герой трагически теряет зрение, но

сохраняет голос. И по прошествии нескольких лет, осуществляется его мечта: Вместе 7- летним

сыном они исполняют ораторию немецкого композитора 18 века Маркуса Свена Вебера «Блудный

сын».

К притче о блудном сыне обращались и композиторы 19 века. Клод Дебюсси, написал

кантату

«Блудный

сын»

и

был

удостоен

Римский

премии.

В

20

веке

на

этот

сюжет

был

написанбалет Сергея Прокофьева и опера английского композитора Бенджамена Бриттена.

Балет

Прокофьева

появился

в

1929

г.

Автор

не

слишком

строго

придерживался

евангельского источника. Всё в балете сводится к тому, что блудный сын, забрав своё наследство,

покидает семью, пирует, поддаётся очарованию красавицы, а потом ограбленный и избитый, он на

коленях возвращается к отцу, который встречает его ласково и прощает.

Глубокая философская значимость исчезла из балета, но Прокофьев постарался восполнить

отсутствующее. Акцент направлен в сторону лирического высказывания. Даже Рахманинов, мало

сочувствующий раннему творчеству Прокофьева, одобрил ряд эпизодов балета, особенно номер

«Блудный сын и красавица».Один из лучших номеров балета.

Опера

Б.Бриттена

«Блудный

сын»

появилась

в

1968

г.

Толчком

к

созданию

оперы

послужило посещение Бриттеном Советского Союза. Он побывал в Ленинграде, в Эрмитаже, где

огромное впечатление на Бриттена произвела картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».

По возвращении домой, Бриттен приступил к написанию оперы. Опера была посвящена Д.

Шостаковичу. В России была впервые исполнена в 2013 г. в Санкт - Петербурге, в Лютеранской

церкви Святой Екатерины.

Замысел

оперы

наложили

отпечаток

бурные

события

1968

г.

В

первую

очередь

«

Молодёжные революции в странах Западной Европы, которые воспринимались общественным

мнением, как противостояние «отцов» и «детей».

Несколько раннее в 1956 году Бриттен посетил Японию и побывал театре (Ногаку).Этот

театр

существует

в

Японии

с

14

века.

Особенностью

театрального

действия

является

выразительность

жеста,

шага,

наклона

головы,маски.

Впечатление

от

стиля

актёрской

игры,

музыки было очень сильным. Позже композитор писал: « С помощью японских пьес я изобрёл

утончённую, лишённую банальности и символичности форму драмы».

Бриттен создал оперный спектакль не для театра, а под свободами церкви, что способствует

единению людей в храме с тем, что происходит на кафедре. Он хотел придатьпритче ритуальный

характер, стилизовать её под церковный обряд.

Опера « Блудный сын» вошла в качестве 3 части в триптих камерных одноактных опер –

притч, исполняемых в церкви. Существует и современная трактовка этого спектакля в Московском

Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского.

А теперь мы рассмотрим совершенно нестандартный взгляд на притчу о «блудном сыне».

Современный американский писатель Тодд Майкл написал книгу « Скрытые притчи. Тайный

смысл евангельских притч». В ней он пытается по-новому расшифровать смысл евангельских

притч. Вот что он пишет о «блудном сыне». « Старший сын, оставшийся с отцом, представляет

всех, кто делает только то, что положено, кто боится перемен, не имеет индивидуальности, кто

поступает как все, не рискует, кто не способен жить энергично и смело. И поэтому в конце он

получает

меньшую

награду,

а

не

послушный

«

блудный

сын»

духовно

превосходит

сына

оставшегося дома.

Но притча ни вкоем случае неподразумевает, что это плохо - быть сыном – паинькой. Она

лишь предлагает нам поразмыслить: не живём ли мы жизнью ограниченной и полной страхов, не

позволяя себе испытать все радости и скорби, доступные человеческому существу. Не лучше бы

следовать зову сердца,вместо того, чтобы удовлетворять ожидания наших родителей и среды. Если

бы мы верили в себя, имели мужество игнорировать советы других, умели думать своей головой,

самостоятельно творить, следовать собственным мечтам, жить своей жизнью- это привело бы нас

к настоящему успеху. Есть множество примеров, когда люди поступали совсем не так, как все

остальные, делали то, что окружающие называли невозможным или даже вредным, но именно это

приносило им огромное признание, они становились лидерами в жизни. А сколько великих

музыкантов, художников, писателей достигали вершин мастерства именно благодаря тому, что

были

оригинальными,

мыслили

и

действовали

смело,

не

так

как

остальные.

Пример

тому

Вольфганг Амадей Моцарт. Горячо любивший отца он всё – таки покинул отчий дом и стал

свободным. Люди, добившиеся успеха, умели рисковать.

Притча « Блудный сын» призывает: следуй зову своего сердца, умей брать на себя разумные

риски и идти за своей мечтой. Твоё решение может разделить тебя со всеми, кого ты любишь, но

только на время.И куда бы ни завела тебя дорога, знай, что ты никогда не сможешь разлучиться со

своим домом и со своей семьёй. Твои родители и твой дом всегда будут ждать тебя. И знай, что в

любой момент ты можешь вернуться домой.

Никогда не поздно вернуться!



В раздел образования