Автор: Колесникова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ
Населённый пункт: Краснодарский край г.Сочи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание в старшей группе "Мы-читающая семья".
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в старшей группе «Мы – читающая семья».
Цели:
1.Прививать любовь к чтению художественной литературы.
2.Развивать познавательную активность детей.
3.Способствовать возрождению традиции семейного чтения.
4.Организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей.
Задачи:
1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.
2. Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.
3. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного
средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса
развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
Форма проведения: конкурс – викторина.
Ход собрания:
Дети заходят в зал под песню « В мире написаны тысячи книг».
1.
«Я и моя читающая семья».
Ведущая: Добрый вечер, дорогие родители. От всей души вас поздравляю с
новым учебным годом и переходом ребят в подготовительную группу. Мы
очень весело и интересно провели это лето. Спасибо вам за ваше активное
участие в жизни нашего детского сада и нашей группы лично. За это лето
ребята закалились, повзрослели, получили массу познавательного материала
и положительных эмоций от праздников, от посещения бассейна, от отдыха
на летней площадке.
Тему нашего собрания мы с нашими ребятами держали в секрете от вас,
дорогие родители. И вот настала та минута Х, когда вы узнаете, о чем пойдет
речь в первой части нашей встречи.
Предлагаю вам сыграть в игру «Устами младенца». Только не торопитесь с
ответами, давайте послушаем высказывание всех ребят.
Проектор «Устами младенца». Ребята говорят о книге, о библиотеке, о
библиотекаре, о Пушкине, о сказках.
Ведущая: Так о чем говорили наши дети? Правильно. И если объединить все
ваши ответы в одну тему, то она зазвучит так: «Я и моя читающая семья». В
июне месяце мы с детьми посетили библиотеку с целью знакомства с этим
храмом книг. В августе мы еще раз посетили библиотеку и провели в ней
викторину по сказкам А.С.Пушкина. Ведь, ни для кого не секрет, что летним
днем, а именно 6 июня проводится День памяти А.С.Пушкина. Эти
мероприятия мы провели совместно с библиотекарем, поэтому хочу
познакомить вас с ней и предоставить слово.
Выступление библиотекаря:
Не только в детском саду, школе, но и дома, в семье надо учить детей любить
книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих
родителей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо
роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и
учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка. Она
способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает
ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных
литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им
полюбить книгу, т. к. неумение читать, не только отрицательно влияет на
успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал,
взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то
облегчённо вздыхают. Надеясь, что вот теперь-то отдохнут. В этот период
особенно важно обсуждать прочитанное с ребёнком, совместно решать
проблемные ситуации. А как нужна ребёнку наша помощь при выборе книги
и дома, и в библиотеке!
Ваши дети уже знакомы с библиотекой, поэтому я приглашаю вас стать
нашими постоянными читателями.
Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите
смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является
основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленная мною
памятка поможет вам преодолеть возникающие вдруг трудности в работе
ребёнка с книгой, и привить любовь к книге.
Ведущая:
Накануне мы провели анонимный блиц-опрос родителей. Что мы получили в
результате. Блиц-опрос указал на один факт – только половина родителей
практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал
ребёнок недавно, смогли лишь 60% родителей. Прекрасно, что наши дети
интересуются книгами, читают. Так давайте поддерживать этот огонёк
похвалой, а не ругать за качество только что начинающего чтения.
Дети читают стихи.
1 ребенок:
К нам пришел-не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь.
2 ребенок:
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся.
И так, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Вместе: Для вас!
3 ребенок:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
Ведущая: А начнем мы со сказок А.С.Пушкина.
Дети читают стихи о няне.
1 ребенок
Слушать - так душе отрадно.
И не пил бы и не ел-
Все бы слушал да глядел.
2 ребенок
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых.
Давно, давно ты ждешь меня.
3 ребенок
Ты под окном своей светлицы,
Горюешь будто, на часах,
И медлят поминутно спицы,
В твоих наморщенных руках.
Выходит бабушка сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, ребята и взрослые!
Ведущая: Здравствуй, сказочница.
Сказочница: Я слышу, что здесь идет речь о сказках, о книгах, об А.С.
Пушкине. А это значит, что вы любите читать. Я, конечно, не Арина
Родионовна, но тоже знаю много сказок. Вот только на старости лет слаба я
стала глазами. Не поможете ли мне прочитать мою любимую сказку?
Дети: Поможем!
Сказочница: (достаёт из сумочки или кармана книжку и читает):
Сказка называется - «Сказка о рыбаке и …кильке?»…
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке!»
Сказочниа: Молодцы! А написал сказку Александр Сергеевич…
Чуковский?...
Дети: Пушкин.
Сказочница: Вот молодцы, всё знают! Ладно, слушайте дальше!
«Жил старик со своею старухой
У самого…Чёрного моря?
Дети: Синего моря!
Сказочница: Они жили…в однокомнатной квартире?
Дети: В ветхой землянке.
Сказочница: Ровно тридцать лет и …два года?
Дети: Три года.
Сказочница: Старик ловил …спиннингом рыбу?
Дети: Неводом.
Сказочница: Старуха чинила…колготки?
Дети: Пряла свою пряжу.
Сказочница: Раз он в море закинул невод-
Пришёл невод …с валенком старым?
Дети: С одною тиной.
Сказочница: Он в другой раз закинул невод-
Пришёл невод…с мойвой в томате?...
Дети: С травою морскою.
Сказочница: В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,… а с какою?...
Дети: Золотою!
Сказочница: Молодцы! Вы настоящие читатели, внимательные и
любознательные! Предлагаю вам поиграть в игру «Рыбак и рыбки».
Дети играют в игру «Рыбак и рыбки».
Ведущая: А сейчас наши ребята приготовили для вас шуточную пародию на
героев из известных сказок Пушкина.
Сценка «Герои сказок Пушкина».
Дуб: Знакомьтесь, я тот дуб зеленый.
Златая цепь на мне висит.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит, цепью все гремит.
Кошка: Не кот, а кошка между прочим
А Пушкин просто был поэт,
Он не зоолог, это точно,
И для него различий нет.
Что кот, что кошка молодая.
А я два века уж страдаю.
Русалка: Поэтом был великий Пушкин
Он няню доброй звал подружкой.
И выпить кружку предлагал.
Что там он в кружку наливал?
В своих стихах он не сказал.
А я вот на ветвях сижу,
Хоть в море я должна резвиться.
Как я мечтаю веселиться,
Там 30 витязей прекрасных,
А здесь проходит жизнь напрасно.
Царевна: Подумаешь, сидит на ветке,
А я вот за решеткой, в клетке,
В темнице 200 лет сижу.
И с бурым волком лишь дружу.
Баба-яга: А у меня беда с избою,
Идет, бредет сама собою.
Кругом невиданные звери,
Вдруг поцарапают мне двери.
Ах, бедная моя избушка,
Ну, попадись мне, дядя Пушкин.
Пушкин: Меня вы звали? Я пришел!
Дуб: Отец родной.
Русалка: Ты нас нашел.
Баба- яга: Я все претензии снимаю,
Подумаешь, изба гуляет.
Кошка: А я согласна быть котом,
Царевна: А мне темница отчий дом.
Все: Ты только нас тут не бросай,
Живи здесь, сказки сочиняй.
Тут без меня поэтов много,
А мне пора идти в дорогу.
Хочу Дантесу сдачи дать.
А вам желаю не скучать,
Стихотворенья сочинять.
Прощайте, всем мое почтенье.
Сказочница: А у меня и рифмы уже готовы для наших родителей.
Рифмы на экране.
А для вас, ребята, есть у меня загадка.
У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по-секрету
С этим маленьким предметом.
Что это за предмет, и с какой он сказки?
Предлагаю вам в игру поиграть.
Дети играют в игру «Зеркальце», а родители думают над рифмами.
Ведущая: Дорогие родители, наши дети современны, вы согласны со мной?
Поэтому предложим им необычную викторину по сказкам. И эта викторина
будет именно по тем сказкам, которые вы, дорогие родители читали своим
деткам. Викторина по смайлам.
Проектор «Сказки по смайлам для детей»
Ведущая: Ребята, я открою вам секрет. В мире литературы есть много
интересных взрослых произведений, которые ваши родители читали, и
помнят. Хотите в этом убедиться?
Проектор «Произведения по смайлам для взрослых».
Ведущая: Сейчас вам, ребята, эти произведения не знакомы, но когда вы
подрастете, то обязательно прочтете много интересных книг, которые
помогут вам понять тайны русской литературы.
А пока, дорогие родители и дети.
Викторина закончена, ведь она у нас
Рассчитана всего на час,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
А какое решение мы примем в конце нашей викторины?
Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и
развитии интереса к чтению, ежедневно читать с ребёнком детские книги,
обсуждать прочитанное, помогать сочинять рассказы по прочитанному.
По возможности и по желанию посещать детскую библиотеку.
1. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает)
книгу?
а) хвалите его;
б) ничего не говорите?
2. Принято ли в вашей семье читать книги вслух не менее 5 раз в неделю?
а) да;
б) нет.
3. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно вы читали своему
ребёноку?
а) безусловно, да;
б) наверное, нет.
2.
Выступление психолога: «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строят свое поведение, придерживаясь роли. Действия детей в играх
становятся разно образными.
- Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
- Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и вели чины,
строения предметов; представления детей систематизируются. Дети
различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но
и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд
по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
- В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
- Логическое мышление начинает набирать свои обороты. Этому
способствуют такие задания, как пятый лишний, продолжи закономерность,
какая фигура стоит следующая…
- Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии про ведения специальной
работы по его активизации.
- Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию.
- Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
- Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
3. Выступление воспитателя: «Годовые задачи».
Годовые задачи будут висеть в информационном уголке.
4.
Решение текущих вопросов. Пожелания и предложения родителей.
5.
Итог собрания:
Воспитатель:
Спасибо, что нашли время и пришли на встречу с нами. До скорых
встреч.