Напоминание

Использование метода проектов на уроках математики при дистанционном обучении


Автор: Ахтырская Светлана Егоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ г.Омска СОШ №72 с УИОП
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода проектов на уроках математики при дистанционном обучении
Раздел: среднее образование





Назад




С.Е.Ахтырская

« Использование метода проектов на уроках математики при

дистанционном обучении».

Целью моей работы было изучить возможность проектной деятельности

школьников на уроках математики при дистанционном обучении. В

условиях модернизации современного образования, перехода на

качественный уровень подготовки школьников к адаптации в условиях

современного общества, в педагогической практике приоритетной является

задача формирования ключевых компетенций школьников, то есть умение

применять полученные знания и умения на практике. Это выдвигает

определенные требования к учебным пособиям: учебникам, тетрадям,

дидактическому материалу, обучающим платформам сети интернет, которые

использует учитель при подготовке к урокам.

В нынешнем (2019-2020) учебном году в период пандемии всем школам

пришлось перейти на дистанционное обучение. При этом активно стали

использовать разные образовательные платформы: «Учи ру», «Яндекс

учебник», «ЯКласс», онлайн-уроки, конференции в «Zoom» и другие. Так как

учащиеся с первых шагов изучения математики в основной школе знакомятся

с методами математического моделирования, учатся применять полученные

знания на практике в различных ситуациях реальной жизни, а не только в

контексте учебной дисциплины, то обучаясь дистанционно, они только

усиливают познавательную направленность, самостоятельность. При

подобном обучении сохраняется возможность реализовывать метод

проектов.

По своей дидактической сущности метод проектов нацелен на

формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в

реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может

адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в

разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Каждые 5-6 лет

возникают и становятся востребованными новые области профессиональной

деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие.

Это требует от людей высокой мобильности. Метод проектов

позволяет наименее ресурснозатратным способом создать подобную среду.

При работе над проектом появляется исключительная возможность

формирования у школьников компетентности разрешения проблем,

поскольку проект- специально организованный учителем и самостоятельно

выполняемый учащимися, комплекс действий по решению значимой для

учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Разрешение

проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности

разнообразных способов деятельности, а с другой - необходимость

интегрирования знаний из различных предметных областей. Основные

этапы работы над проектом:

1. Организационный.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.

3. Организация работы учащихся.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных

групп учащихся, подбор необходимых материалов.

5. Работа над проектом.

6. Подведение итогов, оформление результатов.

7. Презентация проекта.

На уроках математики дистанционно мы с обучающимися, разрабатывая

индивидуальные и групповые проекты, сталкиваемся с некоторыми

трудностями: техническими (во время обсуждения какого-нибудь вопроса

зависает интернет или теряется звук), споры при оформлении результатов

(если проект групповой). Однако, работая дистанционно, обучающиеся

проявляют большую самостоятельность, старание. Самыми интересными в

среднем звене бывают следующие проекты:

1. Создание орнамента. Ребята изучали различные орнаменты,

особенности их построения. Продуктом данного проекта явился орнамент,

созданный по правилам осевой и центральной симметрии.

2. Шифрование рисунков. При знакомстве детей с координатной плоскостью

эффективно сработал проект «Передай шифровку». Учащимся необходимо

было зашифровать рисунок, сообщить координаты коллегам по команде и

получить ответ.

3. Создание картин из геометрических фигур. В результате работы над

этими проектами ребята индивидуально создали картины из фигур

определенного вида, а затем рассчитали площадь затраченных материалов.

4. Путешествие президента по стране. В ходе реализации данного проекта

ребята выступили в роли президентов различных стран (в том числе

вымышленных). Изучая тему масштаб, необходимо было спланировать

поездку по стране, рассчитать реально преодоленное расстояние, время в

пути, расход топлива.

5. Ремонт пола в квартире. Учащимся было предложено условно

отремонтировать полы в квартире. Была оговорена приблизительная сумма

средств, предложены различные материалы. Участникам проекта необходимо

было обосновать выбор того или иного материала, а также составить смету

затрат. Данный проект был реализован в теме площадь прямоугольника.

6. Диаграммы. Продуктом данного проекта является представление

различных статистических данных в диаграммах. Например: распределение

количества уроков в шестых классах по дням недели, успеваемость в классе,

время, затрачиваемое на выполнение домашней работы, и другие.

Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои положительные

результаты. Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению

математики. Обучающиеся видят связь между различными предметами,

решают жизненные задачи.

Таким образом, проектная деятельность реально способствует

формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и

навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеющего способом

целенаправленной интеллектуальной деятельности и готового к

сотрудничеству через дистанционное обучение. Конечно, велика роль

педагога, как личности, в реализации компетентностного подхода в обучении.

Поэтому сегодня, когда мы стоим на пороге введения новых форм обучения ,

каждый учитель-предметник должен стать педагогом- проектировщиком и

смело смотреть в будущее, начиная модернизацию Российского образования

уже сегодня и с себя.



В раздел образования