Напоминание

Особенности формирования знаний о правилах дорожного движения у старших дошкольников


Автор: Москалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Ддетский сад №101"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования знаний о правилах дорожного движения у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования знаний о правилах дорожного движения у

старших дошкольников

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам каче-

ственное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей

культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной

жизни должно стать осознанной необходимостью.

При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания до-

рожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-

транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организа-

ции воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведе-

нию на улице.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с до-

школьниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении сле-

дующих задач:

развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для пра-

вильной и безопасной ориентации на улице;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоя-

тельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения за-

даний изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных дей-

ствий на улицах и дорогах;

формирование у детей навыков и устойчивых положительных привы-

чек безопасного поведения на улице.

Н.Н.Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекоменду-

ется осуществлять:

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целе-

вых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорож-

ные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по до-

рожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное

отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что

является правильным или неправильным. Также большое значение имеет

формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания

(например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

О.А. Скоролупова утверждает, что воспитывая дошкольников, педагог

должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упраж-

нение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внуше-

нию. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы дет-

ского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обяза-

тельно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе

игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навы-

ки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке,

конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на

занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе

опасных и безопасных дорожных ситуаций [38].

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применя-

ется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услы-

шать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, мы считаем, что программа воспитания и проведения

дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников не-

посредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и раз-

витие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного по-

ведения на улице.

При

этом

необходимо

учитывать

следующую

закономерность:

чем

больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопас-

ного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной

тематике в общеобразовательном учреждении.

Н.А. Авдеева считает, что в целом план проведения дидактических за-

нятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познаватель-

ных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться

в дорожной среде. Основные из них:

- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транс-

порт;

- умение различать величину транспорта;

- умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

- знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значе-

ние;

- понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может

мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

- понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах

могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

- умение связно выражать свои мысли.

Все эти вопросы отражены в общей программе воспитания детей.

Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, заня-

тие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:

- ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной

лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая

часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный

переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опас-

ность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

- познакомить с основными видами транспортных средств;

- определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микро-

районе проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

- проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в до-

школьное учреждение;

- разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие

к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

- рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными

условиями и освещением;

- научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происхо-

дит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении груп-

пой,

при

езде

на

велосипеде,

роликовых

коньках,

скейтборде,

самокате,

санках;

- обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться

при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую

часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов

перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по до-

рожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготови-

тельной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном

учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивиду-

ального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

А.В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе дет-

ского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут

быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С

ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенно-

стей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

Он рекомендует использовать на занятиях с дошкольниками новые пе-

дагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально раз-

работанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процес-

сы детей;

- интерактивный опрос;

- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осозна-

нию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной сре-

де.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения,

направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого ме-

тода

воспитатель

может

помочь

детям

визуально

представить

движение

транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкрет-

ных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализи-

ровать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге

на реальные дорожные условия.

При проведении занятий на прогулках воспитатель показывает детям

тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого

называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора для

пешеходов им объясняют значение красного как запрещающего движение и

значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов,

учатся

различать

транспортные

средства

по

названию

и

величине

(большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и

др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опас-

нее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и боко-

вого зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и раз-

личать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию

дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к иг-

рам с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое дей-

ствие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обу-

чать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сза-

ди, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим

параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что

такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, дер-

жать взрослого за руку.

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в

виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по

штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику

рук.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о

дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине

(автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом

воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие

места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети

владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги

и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также

различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями до-

рожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят сво-

бодно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии

воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспор-

том пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать

знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

Интересной и эффективной формой работы станет организация роле-

вых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного пове-

дения на улице.

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения без-

опасному поведению на улице является составной частью общей программы

воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности реко-

мендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспита-

ния. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром мож-

но изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в

общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных дей-

ствий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи вклю-

чает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной

безопасности и т. д. В общую программу воспитания дошкольников должны

быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и

"безопасность".

По мнению К.Ю. Белой главная цель воспитательной работы по обуче-

нию детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в

формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положи-

тельных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых

прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, до-

рожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по до-

рожной тематике.

В детском саду основными задачами изучения правил дорожного дви-

жения и поведения на улице являются:

повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей до-

школьного возраста;

развитие психофизических качеств ребенка;

формирование культуры общественного поведения в процессе общения

с дорогой.

Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом

возраста детей и окружающих условий. Но, по нашему мнению, изложить

детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их

правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний.

Наиболее эффективной формой является игра - занятие.

Интересна для детей старшего дошкольного возраста работа с маке-

том: дети расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и

сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти

перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному

маршруту и т.д.

Так

же

работа

ведется

с

самими

педагогическими

кадрами,

она

направлена

на

совершенствование

теоретических

знаний,

эрудиции,

повышения методического уровня в применение программ, учебных планов

по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. С целью

оказания

помощи

воспитателям

проводятся

консультации:

"Диагностика

знаний, умений, навыков по ПДД”, "Игра как важнейшая форма обучения

детей правилам дорожного движения”, проблемные семинары "Кто прав.

Важную роль в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения

на

улице,

соблюдения

ими

правил

безопасности

на

дорогах

играют

окружающие его взрослые.

Воспитатели большое значение уделяют работе с родителями потому,

что основную часть времени на улице с ребенком проводят именно они. На

собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивают ту

моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным

подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать

пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся,

прежде

всего,

у

взрослых.

Поэтому

перед

педагогами

дошкольного

учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их

родителей

таким

образом,

чтобы

у

них

выработалась

жизненно

важная

привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так

же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей

можно

выработать

твердые

навыки

культурного

поведения

на

улице,

ту

дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и

привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

- совместные развлечения и досуги,

- консультации воспитателя,

- создание памяток, ширм на дорожную тематику,

- анкетирование,

- показательные занятия,

- встречи с инспектором ГИБДД,

- просмотры видеофильмов,

-тематические беседы, встречи за круглым столом, родительские собрания.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в

детских

садах

ведется

большая

работа

по

обучению

детей

правилам

дорожного движения. Работа ведется не только с детьми, но и с родителями.

Воспитатели

используют

различные

методы

и

приемы

для

получения

эффективного результата. Поэтому дети, посещающие детские сады, более

развиты и обладают необходимыми знаниями соответствующими возрасту.



В раздел образования