Напоминание

«Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС»


Автор: Апакаева Наталья Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

ТЕМА РАБОТЫ

«Специалисты, организующие образовательный процесс в рамках

организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку

с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)

в инклюзивном классе»

Реферат

«Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в

общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС (ПК)»

Выполнила:

Апакаева Наталья Владимировна

Учитель физической культуры

Ханты-мансийский автономный округ Югра, г. Сургут, МБОУ СОШ№5.

Сургут 2017 г

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

дети,

состояние

здоровья

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ

общего

образования

вне

специальных

условий

обучения

и

воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не

признанные

в

установленном

порядке

детьми-инвалидами,

но

имеющие

временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом

развитии

и

нуждающиеся

в

создании

специальных

условий

обучения

и

воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по

характеру

и

степени

выраженности

нарушения

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии

в

диапазоне

от

временных

и

легко

устранимых

трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их

возможностям

индивидуальной

программы

обучения

или

использования

специальных образовательных программ.

Для

детей

с

ОВЗ

необходимо

обеспечить

комплексное

психолого-

педагогическое

сопровождение

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

протяжении

всего

периода

его

обучения

в

образовательном

учреждении. Для этого надо предусмотреть в штатном расписании или по

договору

с

ППМС

центром

специалистов

психолого-педагогического

сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем.

Организовать

деятельность

специалистов

в

форме

консилиума

для

выявления, обследования детей, разработку индивидуальной образовательной

программы.

Организовать

в

соответствии

с

разработанной

программой

процесс

сопровождения

детей.

Должно

быть

организовано

привлечение

специалистов

психолого-

педагогического

сопровождения

к

участию

в

проектировании

и

организации

образовательного

процесса.

Кадровое

обеспечение

требования

к

кадровым

условиям

реализации

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

включают

следующие положения:

— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими

и

руководящими

работниками,

компетентными

в

понимании

особых

образовательных потребностей детей с ОВЗ;

уровень

квалификации

педагогических

и

иных

работников

образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

непрерывность

профессионального

развития

педагогических

работников

образовательного

учреждения

в

сфере

коррекционной

(специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской

психологии;

— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и

специальных

(коррекционных)

школ

I—VIII

видов.

Непрерывность

профессионального

развития

работников

образовательного

учреждения,

должна

обеспечиваться

освоением

работниками

дополнительных

профессиональных

образовательных

программ

в

области

коррекционной

педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые пять лет в научных и

образовательных

учреждениях,

имеющих

лицензию

на

право

ведения

данного

вида

образовательной

деятельности.

При

поступлении

в

общеобразовательную

школу

ребенка

с

ОВЗ

определенной

категории:

нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.)

обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и

педагогами

школы

дополнительных

профессиональных

образовательных

программ в области коррекционного обучения данной категории детей в

достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия

для

комплексного

взаимодействия

общеобразовательных,

специальных

(коррекционных)

и

научных

учреждений,

обеспечивающих

возможность

восполнения

недостающих

кадровых

ресурсов,

ведения

постоянной

методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам

реализации

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

детей

с

ОВЗ,

использования

научно

обоснованных

и

достоверных

инновационных

разработок

в

области

коррекционной

педагогики.

Кадровое

обеспечение

образовательного

процесса

Наличие

в

образовательном учреждении специалистов:

1)учителей,

2)учителей дефектологов,

3)учителей логопедов,

4)педагогов психологов,

5)социальных педагогов,

6)тьюторов,

7)координаторов

по

инклюзии,

прошедших

профессиональную

переподготовку в области инклюзивного образования.

В

соответствии

со

своей

профессиональной

подготовкой

и

функциональными

обязанностями

специалисты

психолого-педагогического

сопровождения

образовательного

учреждения

осуществляют

следующие

виды

деятельности:

консультативную,

диагностико-аналитическую,

развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую,

просветительскую

и

др.

При

этом

деятельность

всех

специалистов,

работающих

в

образовательном

учреждении,

реализующем

инклюзивную

практику,

приобретает

свою

специфику.

Помимо

решения

своих

узкопрофессиональных задач, педагог психолог, учитель дефектолог, учитель

логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для

адаптации, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями

здоровья в общеобразовательной школе.

1) Учитель является полноправным и — как правило — основным

участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих

психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других

участников

образовательного

процесса.

Педагог

является

центральной

фигурой

реализующей

инклюзивные

процессы,

создающей

психолого-

педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное

пространство.

Значение

имеет

все

отношение

педагога

к

ребенку,

отношение

педагога

к

результату

достижений

ребенка,

умение

педагога

индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т.д. Но, одной из

основных

характеристик

педагога

является

готовность

к

изменениям,

профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов,

последнее имеет ясно выраженный психологический аспект.

2)

Учитель-дефектолог

входит

в

команду

с п е ц и а л и с то в ,

осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в

инклюзивном образовательном пространстве. Учитель-дефектолог является

ее обязательным участником, когда речь идет о возможных трудностях в

усвоение

академического

компонента

образовательной

программы,

недостаточности

в

освоении

различных

видов

деятельности,

трудностях

переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка. Основная

деятельность

учителя-дефектолога

в

образовательной

организации

направлена

на

реабилитацию

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

детей-инвалидов,

которые

испытывают

трудности

в

овладении

основной

общеобразовательной

программой,

обусловленными

психофизическими

особенностями

и

различными

сопутствующими

нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С

целью

оказания

качественной

образовательной

услуги,

коррекции

и

компенсации

психофизических

недостатков

для

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные

условия.

3)

Учитель-логопед

это

специалист,

занимающийся

вопросами

выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей

с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-логопед, являясь членом

команды специалистов (учителя- дефектолога, педагога-психолога, тьютора,

социального

педагога),

реализующих

психолого-педагогиче ское

сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве,

осуществляет

коррекционную

работу,

направленную

на

преодоление

возможных

трудностей

при

усвоении

академического

компонента

образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и

коммуникативными трудностями.

4) Современные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ требуют

смены

направленности

деятельности

психолого-медико-педагогических

консилиумов образовательных организаций. Их деятельность в целом, тем

более,

деятельность

педагога-психолога

в

составе

консилиума

должна

коренным

образом

поменяться

на

максимальное

использование

возможностей

и

способностей

ребенка

для

успешного

его

включения

в

образовательное пространство организации, которое реализует инклюзивную

практику. В связи с этим в значительной степени должна быть изменена и

структура диагностической деятельности психолога и его развивающей и

коррекционной

работы.

Одной

из

основных

функций

психолога

ПМПк

следует

считать

диагностическую.

При

этом

достоверность

оценки

психического развития ребенка обеспечивается не только профессиональным

опытом

психолога,

но

и

следующими

аспектами

проведения

подобной

оценки,

которая

является

вариантом

углубленной

психологической

диагностики. В задачи психолога, в первую очередь, входит выявление самой

структуры

развития,

причин

и

механизмов,

повлекших

наблюдаемые

феномены,

что

выражается

в

уточнении,

возможно,

постановке

психологического

диагноза,

дополнения

оценки

психического

развития

ребенка с ОВЗ, данной в свое время на ПМПК. Сами феномены актуального

ребенка

важны

лишь

как

подтверждение

диагностической

гипотезы

о

структуре и «каузальности» развития. Это накладывает на психологическое

обследование жесткие требования к индивидуальности его проведения. В то

же время, используя в своей деятельности метод наблюдения, психолог может

в

значительной

степени

уточнить

и

даже

(при

наличии

достаточного

профессионального опыта) изменить складывающееся мнение о ребенке.

5) Социальный педагог – специалист образовательной организации,

также

осуществляющий

контроль

за

соблюдением

прав

ребенка

обучающегося

в

школе,

в

том

числе

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога

– помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в

микросоциальной среде школы. Социальный педагог не является тьютором

для

ребенка

с

ОВЗ.

Исключением

может

быть

ситуация,

когда

частью

функциональных

обязанностей

социального

педагога

по

распоряжению

администрации школы становится сопровождение ребенка с ОВЗ на уроках

или во внеурочное время. В этом случае социальный педагог работают с

ребенком по утвержденному графику в определенные часы.

6)

При

определении

штатного

расписания

образовательной

организации, отдельно учитываются штатные единицы педагогов службы

сопровождения, в частности – тьютора. Тьюторство – новый в российском

образовании

вид

педагогической

деятельности

становится

в

условиях

инклюзивного образовательного учреждения важным ресурсом для создания

эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения.

Определяя

характеристики

профессиональных

качеств

и

свойств,

необходимых

для

деятельности

в

условиях

организации

педагогического

сопровождения

детей,

подростков

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

необходимо

определить

состав

деятельности

и

компетенций

специалиста такого профиля.

7)

Координатор

по

инклюзии

(методист)

-

специалист,

играющий

важную роль в организации процесса включения ребенка с ограниченными

возможностями

здоровья

в

образовательную

среду

школы,

создании

специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся,

регулирующий

деятельность

всего

педагогического

коллектива

в

данном

направлении.

Координатор

по

инклюзии

основной

«носитель»

информации и помощник учителя в организации образовательного процесса

в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и

специалисты

психолого-педагогического

сопровождения,

ориентируется

в

своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о

состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.

Все

специалисты

психолого-педагогического

сопровождения

принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной

работы как части Основной образовательной программы начального общего

образования

соответствии

с

требованиями

ФГОС

нового

поколения,

Индивидуальной образовательной программы (плана) ребенка с ОВЗ.



В раздел образования