Автор: Апакаева Наталья Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС»
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
ТЕМА РАБОТЫ
«Специалисты, организующие образовательный процесс в рамках
организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку
с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)
в инклюзивном классе»
Реферат
«Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в
общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС (ПК)»
Выполнила:
Апакаева Наталья Владимировна
Учитель физической культуры
Ханты-мансийский автономный округ Югра, г. Сургут, МБОУ СОШ№5.
Сургут 2017 г
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
—
дети,
состояние
здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ
общего
образования
вне
специальных
условий
обучения
и
воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не
признанные
в
установленном
порядке
детьми-инвалидами,
но
имеющие
временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом
развитии
и
нуждающиеся
в
создании
специальных
условий
обучения
и
воспитания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по
характеру
и
степени
выраженности
нарушения
в
физическом
и
(или)
психическом
развитии
в
диапазоне
от
временных
и
легко
устранимых
трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их
возможностям
индивидуальной
программы
обучения
или
использования
специальных образовательных программ.
Для
детей
с
ОВЗ
необходимо
обеспечить
комплексное
психолого-
педагогическое
сопровождение
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
протяжении
всего
периода
его
обучения
в
образовательном
учреждении. Для этого надо предусмотреть в штатном расписании или по
договору
с
ППМС
центром
специалистов
психолого-педагогического
сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем.
Организовать
деятельность
специалистов
в
форме
консилиума
для
выявления, обследования детей, разработку индивидуальной образовательной
программы.
Организовать
в
соответствии
с
разработанной
программой
процесс
сопровождения
детей.
Должно
быть
организовано
привлечение
специалистов
психолого-
педагогического
сопровождения
к
участию
в
проектировании
и
организации
образовательного
процесса.
Кадровое
обеспечение
требования
к
кадровым
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
включают
следующие положения:
— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими
и
руководящими
работниками,
компетентными
в
понимании
особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ;
—
уровень
квалификации
педагогических
и
иных
работников
образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
—
непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников
образовательного
учреждения
в
сфере
коррекционной
(специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской
психологии;
— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и
специальных
(коррекционных)
школ
I—VIII
видов.
Непрерывность
профессионального
развития
работников
образовательного
учреждения,
должна
обеспечиваться
освоением
работниками
дополнительных
профессиональных
образовательных
программ
в
области
коррекционной
педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые пять лет в научных и
образовательных
учреждениях,
имеющих
лицензию
на
право
ведения
данного
вида
образовательной
деятельности.
При
поступлении
в
общеобразовательную
школу
ребенка
с
ОВЗ
определенной
категории:
(с
нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.)
обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и
педагогами
школы
дополнительных
профессиональных
образовательных
программ в области коррекционного обучения данной категории детей в
достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия
для
комплексного
взаимодействия
общеобразовательных,
специальных
(коррекционных)
и
научных
учреждений,
обеспечивающих
возможность
восполнения
недостающих
кадровых
ресурсов,
ведения
постоянной
методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам
реализации
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
детей
с
ОВЗ,
использования
научно
обоснованных
и
достоверных
инновационных
разработок
в
области
коррекционной
педагогики.
Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса
Наличие
в
образовательном учреждении специалистов:
1)учителей,
2)учителей дефектологов,
3)учителей логопедов,
4)педагогов психологов,
5)социальных педагогов,
6)тьюторов,
7)координаторов
по
инклюзии,
прошедших
профессиональную
переподготовку в области инклюзивного образования.
В
соответствии
со
своей
профессиональной
подготовкой
и
функциональными
обязанностями
специалисты
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного
учреждения
осуществляют
следующие
виды
деятельности:
консультативную,
диагностико-аналитическую,
развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую,
просветительскую
и
др.
При
этом
деятельность
всех
специалистов,
работающих
в
образовательном
учреждении,
реализующем
инклюзивную
практику,
приобретает
свою
специфику.
Помимо
решения
своих
узкопрофессиональных задач, педагог психолог, учитель дефектолог, учитель
логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для
адаптации, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательной школе.
1) Учитель является полноправным и — как правило — основным
участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих
психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других
участников
образовательного
процесса.
Педагог
является
центральной
фигурой
реализующей
инклюзивные
процессы,
создающей
психолого-
педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное
пространство.
Значение
имеет
все
–
отношение
педагога
к
ребенку,
отношение
педагога
к
результату
достижений
ребенка,
умение
педагога
индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т.д. Но, одной из
основных
характеристик
педагога
является
готовность
к
изменениям,
профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов,
последнее имеет ясно выраженный психологический аспект.
2)
Учитель-дефектолог
входит
в
команду
с п е ц и а л и с то в ,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в
инклюзивном образовательном пространстве. Учитель-дефектолог является
ее обязательным участником, когда речь идет о возможных трудностях в
усвоение
академического
компонента
образовательной
программы,
недостаточности
в
освоении
различных
видов
деятельности,
трудностях
переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка. Основная
деятельность
учителя-дефектолога
в
образовательной
организации
направлена
на
реабилитацию
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ),
детей-инвалидов,
которые
испытывают
трудности
в
овладении
основной
общеобразовательной
программой,
обусловленными
психофизическими
особенностями
и
различными
сопутствующими
нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С
целью
оказания
качественной
образовательной
услуги,
коррекции
и
компенсации
психофизических
недостатков
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные
условия.
3)
Учитель-логопед
–
это
специалист,
занимающийся
вопросами
выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей
с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-логопед, являясь членом
команды специалистов (учителя- дефектолога, педагога-психолога, тьютора,
социального
педагога),
реализующих
психолого-педагогиче ское
сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве,
осуществляет
коррекционную
работу,
направленную
на
преодоление
возможных
трудностей
при
усвоении
академического
компонента
образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и
коммуникативными трудностями.
4) Современные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ требуют
смены
направленности
деятельности
психолого-медико-педагогических
консилиумов образовательных организаций. Их деятельность в целом, тем
более,
деятельность
педагога-психолога
в
составе
консилиума
должна
коренным
образом
поменяться
на
максимальное
использование
возможностей
и
способностей
ребенка
для
успешного
его
включения
в
образовательное пространство организации, которое реализует инклюзивную
практику. В связи с этим в значительной степени должна быть изменена и
структура диагностической деятельности психолога и его развивающей и
коррекционной
работы.
Одной
из
основных
функций
психолога
ПМПк
следует
считать
диагностическую.
При
этом
достоверность
оценки
психического развития ребенка обеспечивается не только профессиональным
опытом
психолога,
но
и
следующими
аспектами
проведения
подобной
оценки,
которая
является
вариантом
углубленной
психологической
диагностики. В задачи психолога, в первую очередь, входит выявление самой
структуры
развития,
причин
и
механизмов,
повлекших
наблюдаемые
феномены,
что
выражается
в
уточнении,
возможно,
постановке
психологического
диагноза,
дополнения
оценки
психического
развития
ребенка с ОВЗ, данной в свое время на ПМПК. Сами феномены актуального
ребенка
важны
лишь
как
подтверждение
диагностической
гипотезы
о
структуре и «каузальности» развития. Это накладывает на психологическое
обследование жесткие требования к индивидуальности его проведения. В то
же время, используя в своей деятельности метод наблюдения, психолог может
в
значительной
степени
уточнить
и
даже
(при
наличии
достаточного
профессионального опыта) изменить складывающееся мнение о ребенке.
5) Социальный педагог – специалист образовательной организации,
также
осуществляющий
контроль
за
соблюдением
прав
ребенка
обучающегося
в
школе,
в
том
числе
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога
– помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в
микросоциальной среде школы. Социальный педагог не является тьютором
для
ребенка
с
ОВЗ.
Исключением
может
быть
ситуация,
когда
частью
функциональных
обязанностей
социального
педагога
по
распоряжению
администрации школы становится сопровождение ребенка с ОВЗ на уроках
или во внеурочное время. В этом случае социальный педагог работают с
ребенком по утвержденному графику в определенные часы.
6)
При
определении
штатного
расписания
образовательной
организации, отдельно учитываются штатные единицы педагогов службы
сопровождения, в частности – тьютора. Тьюторство – новый в российском
образовании
вид
педагогической
деятельности
–
становится
в
условиях
инклюзивного образовательного учреждения важным ресурсом для создания
эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения.
Определяя
характеристики
профессиональных
качеств
и
свойств,
необходимых
для
деятельности
в
условиях
организации
педагогического
сопровождения
детей,
подростков
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
необходимо
определить
состав
деятельности
и
компетенций
специалиста такого профиля.
7)
Координатор
по
инклюзии
(методист)
-
специалист,
играющий
важную роль в организации процесса включения ребенка с ограниченными
возможностями
здоровья
в
образовательную
среду
школы,
создании
специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся,
регулирующий
деятельность
всего
педагогического
коллектива
в
данном
направлении.
Координатор
по
инклюзии
—
основной
«носитель»
информации и помощник учителя в организации образовательного процесса
в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и
специалисты
психолого-педагогического
сопровождения,
ориентируется
в
своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о
состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.
Все
специалисты
психолого-педагогического
сопровождения
принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной
работы как части Основной образовательной программы начального общего
образования
(в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
нового
поколения,
Индивидуальной образовательной программы (плана) ребенка с ОВЗ.