Напоминание

Эффективность применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры в начальной школе.


Авторы: Ярлыкова Ольга Васильевна, Никитина Снежана Алексеевна
Должность: доцент кафедры начального и дошкольного образования
Учебное заведение: Филиала Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: г.Железноводска
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры в начальной школе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эффективность применения методов организации деятельности

обучающихся на уроках физической культуры в начальной школе.

Ярлыкова Ольга Васильевна, доцент кафедры начального и дошкольного

образования;

Никитина

Снежана

Алексеевна,

студентка

Филиала

Ставропольского

государственного педагогического (г. Железноводск)

Аннотация: в статье охарактеризованы особенности применения методов

организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.

Ключевые слова: физическая активность, методы, упражнения.

Актуальность

проблемы

эффективности

применения

методов

организации

деятельности

на

уроках

физической

культуры

в

начальной

школе, обусловлена многочисленными факторами. Ключевым среди факторов

является

низкий

уровень

здоровья

и

физической

подготовленности

у

подрастающего поколения. В настоящее время отечественная система общего

образования функционирует на основании свода требований Федерального

государственного

образовательного

стандарта

второго

поколения.

В

общеобразовательных учреждениях уроки физической культуры выступают в

качестве базовой отрасли современного образования.

Данный

факт

свидетельствует

о

том,

что

физическому

воспитанию

обучающимся

начальной

школы

в

нашей

стране

уделяется

значительное

внимание.

Это

положение

обосновывается

тем,

что

в

процессе

занятий

физической культурой у подрастающего поколения закладываются основы

физического,

духовного

и

эмоционального

здоровья,

на

базе

которого

строится

всестороннее

и

гармоничное

развитие

личности.

В

этом

проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее

образовательное, воспитательное и общекультурное значение.

Изучением

этой

проблемы

занимались

Ю.А.

Богащенко

Н.С.

Дядичкина, В.С. Кузнецов, А.Б. Муллер, Ж.К. Холодов и др. В процессе

физического

воспитания

младших

школьников

важно

применять

методы

организации

для

содействия

развития

двигательных

способностей

и

воспитания личности, занимающихся в целом.

Методы организации деятельности на уроках физической культуры в

контексте

ФГОС

НОО

предусматривает

подходы

к

планированию

образовательных

результатов,

к

отбору

содержания,

методов,

форм

и

технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании

более

эффективных

методов

организации

деятельности

обучающихся,

ориентированных на достижение современных образовательных результатов

в сфере физической культуры.

Основными

методами

организации

деятельности

обучающихся,

используемых

на

уроках

являются:

фронтальный,

поточный,

посменный,

групповой, метод круговой тренировки, индивидуальный.

Фронтальный

метод

организации

деятельности

используется

преимущественно

во

вводной

части

урока

и

включает

в

себя

ранее

разученные

«тематические»

комплексы

упражнений

на

гибкость,

координацию,

осанку,

ходьба

разных

видов,

бег,

так

и

упражнения

о б щ е р а з в и в а ю щ е го

х а р а к т е р а ,

с од е й с т ву ю щ и е

п о в ы ш е н и ю

работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.

Фронтальный метод организации мы применяли и в заключительной

части урока. Её цель – постепенное снижение функциональной активности

организма обучающихся. На этом этапе применяются такие упражнения как,

спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление и игры

на внимание.

Поточный метод организации деятельности применяется в основной

части урока на повторение с целью закрепления и совершенствования умений

и навыков развития двигательных качеств, а также для увеличения нагрузки.

Занимающиеся выполняют упражнение поочередно, применяется этот метод,

когда необходимо обеспечить контроль за действиями каждого из них. В этом

случае надо кратко и предельно четко называть следующее упражнение,

указывая основные действия и способ выполнения, сообразуясь с ритмом и

темпом

выполняющегося

в

этот

момент

упражнения. Например,

при

обучении упражнению в равновесии два-три потока могут быть при наличии

двух-трёх брёвен или гимнастических скамеек. Упражнения должны быть

знакомы

учащимся

или

предварительно

разучены

раздельным

способом.

Поточный метод удобно применять при выполнении опорных

прыжках,

прыжках в длину, упражнения с мечами, упражнений с длинной скакалкой.

Разновидностью

поточного

метода

будет

поочерёдное

выполнение

нескольких различных упражнений.

Посменный

метод

используется

в

основной

части

урока,

после

фронтального метода. Ученики выполняют упражнения сменами. В каждой

из смен столько учеников, сколько могут одновременно сделать упражнение.

Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами.

Затем группы меняются местами. Класс делится на две группы. Одна группа

выполняет акробатическое упражнение перекаты, а другая группа наблюдает.

После того как первая группа закончит выполнять упражнения, вторая группа

начнёт выполнять это же упражнение, а первая группа будет наблюдать. Этот

метод

обеспечивает

почти

непрерывность

действий,

формирует

у

детей

гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других

движений,

развивает

способность

сочетания

движений.

При

посменном

методе

учитель

имеет

возможность

лучше

наблюдать

за

работой

обучающихся.

упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Педагогически

правильное

применение

физических

упражнений,

естественных сил

природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические

и духовные

способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности.

Групповой метод применяется

в основной части урока. К такому

методу прибегают в тех случаях, когда для занятий одним видом упражнений

не

хватает

оборудования

и

инвентаря.

Учитель

распределяет

детей

на

несколько

подгрупп

(например,

на

3

подгруппы),

и

каждая

подгруппа

выполняет

отдельное

задание.

Первая

подгруппа

вращает

обруч,

вторая

подгруппа прыгает на скакалке, третья группа выполняет упражнение на

пресс. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы

меняются

местами.

Деление

на

группы

чаще

всего

проводилась

путём

расчёта по два, по три или перестроением в колонны по одному, по два, по

три

последовательными

повторами.

Групповой

метод

применяется

после

того, как дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям.

Индивидуальный метод используется в основной части урока и

на

уроках освоения новых знаний и способов действий. Каждый ученик делает

упражнение по очереди (например, прыжок в длину с места), а остальные

наблюдают. Индивидуальный метод позволяет учителю после выполнения

каждого упражнения подводить итоги, обращать внимание детей на лучшее

выполнение

упражнения,

на

недостатки

и

ошибки,

что

очень

важно

в

образовательном и воспитательном отношении.

В

процессе

проведения

уроков

обязательно

использование

разнообразных

методов

организации.

Методы

введения

урока

зависят

от

поставленных задач, конкретных условий, контингента обучающихся и их

подготовленности.

В

зависимости

от

задач

урока,

численности

и

подготовленности

учащихся, наличия инвентаря и т.п. деятельность учащихся в основной части

может

быть

организована

различными

методами.

Применение

различных

методов

организации

деятельности

на

уроках

физической

культуры,

активизируется деятельность и результативность младших школьников.

Методы организации способствуют повышению мотивации младших

школьников

к

занятиям

физической

культуры, поддержание

активного

интереса

к

учебным

занятиям

за

счет

акцентирования

внимания

занимающихся

на

возможностях

практического

применения

методов

организации деятельности.

Таким

образом,

рассмотрев

особенности

и

различные

методы

организации

деятельности

обучающихся

на

уроках

физической

культуры

делаем

вывод,

что

методы

организации

благоприятно

сказываются

на

улучшении физических качеств и здоровье обучающихся.



В раздел образования