Авторы: Нигмедзянова Наиля Мухаметовна, Гаттарова Ризида Вакифовна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: РТ Сабинский район, с. Кзыл Меша, ул. Ленина, 35
Наименование материала: Воспитательная работа в школе интернате
Тема: Воспитательная работа в школе интернате для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Воспитательная работа в школе –интернате для детей с ОВЗ
В отличие от других школ, общеобразовательная школа - интернат создавалась как
школа-интернат с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо
знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная
задача:
подготовить
своих
воспитанников,
имеющих
умственную
отсталость,
к
самостоятельной
жизни
в
обществе,
адаптироваться
в
естественном
социальном
окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть
воспитаны
так,
чтобы
их
самостоятельное
поведение
в
разнообразных
жизненных
ситуациях
соответствовало
бы
существующим
в
обществе
нормам.
Получить
такое
воспитание
в
своих
семьях,
большинство
которых
неблагополучные,
практически
невозможно.
Детям,
имеющим
отягощенную
наследственнось,
выросших
в
неблагоприятных
социальных
условиях
необходимо
получить
образование,
научиться
жить в обществе, найти в нем свое место.
Поэтому так важно организовать воспитательный процесс в школе - интернате,
который
будет
предусматривать
тщательное
планирование
всех
мероприятий,
направляющих
деятельность
обучающихся,
определяющих
их
поведение.
Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных
навыков
и
привычек,
создает
систему
условий,
щадящих
неполноценную
нервную
систему.
Воспитательная деятельность в школе - интернате строится по основным
направлениям:
1. Нравственное воспитание направлено на создание
условий
для
освоения
детьми
духовных
ценностей
культуры,
подготовки
их
к
самостоятельному
выбору
в
пользу
нравственного
образа
жизни,
формирования
у
подрастающего
поколения
гуманистического
мировоззрения,
эстетической
культуры,
художественного
вкуса,
морально-этических
знаний
и
убеждений,
стремления
к
самосовершенствованию
и
воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
2. Гражданско- патриотическое воспитание н а п р а в л е н о
н а
ф о р м и р о в а н и е
у
подрастающего
поколения
ценностного
отношения
к
Родине,
Отечеству,
культурно-
историческому
прошлому
России,
привитии
детям
чувства
гордости
за
свою
страну,
гражданской
ответственности,
уважения
к
государственной
символике,
Конституции,
законам и нормам общественной жизни. Формирования у них знаний родного языка,
народных традиций, истории, культуры, природы своей страны и бережного отношения к
ним,
правового
сознания,
политической
культуры,
готовности
к
самостоятельному
политическому
выбору,
исполнению
гражданского
долга,
формирование
активной
гражданской позиции и самосознания гражданина РФ, РТ.
3. Экономическое воспитание детей, подготовка к жизненному, профессиональному самоо
пределению и труду направлено
на
подготовку
детей
к
проф е с с иона льному
самоопределению,
на
осознание
ими
общественной
и
личной
значимости
труда,
перспектив
своего
личного
участия
в
нём.
Формирование
представлений
об
экономической
ситуации
в
России
и
способности
ориентироваться
в
ней.
Развитие
трудолюбия,
воспитание
человека
-
труженика,
формирование
трудовых
умений
и
навыков,
способностей
и
потребностей
в
самореализации
в
профессиональной
деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.
4. Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизни подростко
в
направлено
на
формирование
у
детей
культуры
здоровья,
потребности
в
занятиях
физической
культурой
и
спортом,
интереса
к
собственному
здоровью
и
готовности
поддерживать его в оптимальном состоянии. Задачи развития физической культуры тесно
связаны с задачами экологического воспитания. Экологическое воспитание в современных
условиях
должно
быть
направлено
на
формирование
экологической
культуры
детей,
включающее
в
себя
экологические
знания,
бережное
нравственное,
эстетическое
отношение к природе. Формирование практических навыков экологических деятельности.
5. Профилактика асоциального поведения сориентирована
на
преодоление
причин,
порождающих
неблагополучия
детей,
создание
условий
равных
возможностей
жизнеобеспечения
и
развития
детей,
независимо
от
их
социального
статуса.
Целью
профилактики асоциального поведения является обеспечение прав детей, находящихся в
социально
опасном
поведении,
их
полноценное
развитие
в
условиях
социально
-
экономических
реформ,
своевременная
и
комплексная
социальная,
психолого-
педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество.
Формирование у подростков навыков социальной и личной компетенции, позволяющих им
противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в
условиях давления социального окружения. Формировать умения общаться, понимать
других людей, их чувства, а также умение отстоять собственное мнение, считаться с
мнением окружающих.
Воспитательный
процесс
в школе
-
интернате
осуществляется
в
двух
взаимосвязанных аспектах:
- развитие личности ребенка;
- коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни.
В воспитательной системе данной
школы-интерната существует определенный
характер отношений между участниками деятельности:
Дети-дети (дружеские);
Дети-взрослые (дружеские, взаимопонимание);
Взрослые-взрослые (дружеские, партнерские, корректные).
Принципы воспитательной системы:
Системность;
Объективность;
Принцип обратной связи;
Принцип здравого смысла;
Дисциплина и порядок;
Поощрение инициативы
.