Автор: Кикот Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 66
Населённый пункт: Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ 2
Раздел: дошкольное образование
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ
ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
Составила: Кикот Е.Б.
Месяц
Тема месяца
Формы работы
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
«Улица»
Целевая прогулка на участок
детского сада
Беседа
«Мы знакомимся с
улицей»
Дидактическая игра
«Наша улица»
Конструирование
«Дорожка для матрёшки»
Октябрь
«Автомобиль»
Рассматривание игрушки-
машины
Разучивание игры
«В машине» Е.Железновой
Игра-ситуация
«Медвежонок чинит
автомобиль»
Конструирование
«Машина»
Ноябрь
«За рулем»
Рассматривание картины
«Делаем машину»
Дидактическая игра
«Угадай по звуку»
Игра-ситуация
«Машина едет по улице»
Рисование
«Дорога для машины»
Декабрь
«На чем люди ездят»
Рассматривание грузовой
машины
Чтение стихотворения
«Грузовик пыхтит в саду»
Е. Замараева
Игра – инсценировка
«Как машина зверят катала»
Конструирование
«Дорога для машины»
Январь
«Мы по улице шагаем»
-
Просмотр мультфильма
«Малышарики.
Транспорт»
Игра-ситуация
«Машина хочет быть чистой»
Конструирование
«Мост для пешеходов»
Февраль
«Автобус»
Рассматривание
игрушки - автобус
Чтение стихотворения
«Автобус» И.Гуриной
Игра-ситуация
«Прокатим лисичку в автобусе»
Конструирование
«Автобус»
Март
«Волшебные огоньки»
Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Дидактическая игра
«Красный-зеленый»
Подвижная игра
«Найди свой цвет»
Рисование
«Волшебные огоньки»
Апрель
«Дорога»
ИОС «Машины разные нужны,
машины разные важны»
Разучивание и
обыгрывание
стихотворения «Грузовик»
А. Барто.
Игра-ситуация
«Машина едет по улице»
Конструирование
«Мост для машин»
Май
«У нас машины разные и
синие и красные»
Просмотр мультфильма
«Грузовичок Лева и автобус»
Игра-ситуация
«Ремонт машин» («Диалог
шоферов»)
Игра «Поездка»
Рисование
«Колеса для машины»
Июнь
«Где мы гуляем»
Наблюдение за машиной
Просмотр мультфильма
«Малышарики. По
дороге!»
Игра – ситуация
«Веселый автобус»
Рисование
«Широкая дорожка для
машины»
Июль
«Машины–помощники»
Ситуативная беседа
«На чем ездят люди»
Игра-ситуация
«Самосвал везет песок»
Подвижная игра
«Воробушки и автомобиль»
Просмотр мультфильма
«Грузовичок Лева и Скорая
помощь»
Август
«Куда едут машины?»
Игра «Едут машины»
Игра «Поедем на машине»
Подвижная игра «Стоп!»
Разучивание песенки
«Едем на автобусе»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И
БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
Тема месяца «Улица»
Сентябрь
Целевая прогулка на
участок детского
сада.
Познакомить с понятиями
«улица», «дорога».
П о з н а к о м и т ь
с
расположением
своего
у ч а с т к а ,
у ч и т ь
о р и е н т и р о в а т ь с я
н а
участке детского сада.
Уточнить
ме сто,
гд е
можно
играть,
а
гд е
дорога для машин.
Вначале
прогулки
воспитатель
проводит
с
детьми
беседу
о
правилах
поведения
на
улице. Воспитатель с детьми наблюдает за
дорогой
возле
участка
детского
сада.
Обращает внимание детей, где едут машины
и где ходят люди.
Словарная работа: улица, дорога, машина.
Флажки
Памятки-буклеты для
родителей из серии
«Уроки хороших
манер. Воспитанный
пешеход».
Консультация
«Учим ребёнка
правилам
безопасности»
Беседа
«Мы знакомимся с
улицей»
Закрепить
и
уточнить
с
детьми
понятия
«улица»,
«дорога».
Д а т ь
э л е м е н т а р н ы е
з н а н и я
о
п р а в и л а х
поведения на улице.
Воспитатель
рассматривает
с
детьми
иллюстрации
на
тему
«Наша
улица»;
объясняет детям, что гулять можно только в
определённых местах и вместе со взрослыми.
Иллюстрации «Наша
улица»
Дидактическая игра
«Наша улица»
Формировать
элементарные
представления
детей
о
понятиях:
улица,
дорога,
деревья, дома;
Формировать
элементарные
представления о правилах
поведения на дороге.
Воспитатель рассматривает с детьми коврик
и рассказывает, что машины едут по дороге, а
люди ходят только по тротуару. Рассказывает,
что
переходя
через
дорогу,
не
следует
спешить,
надо
быть
внимательным,
нельзя
играть возле дороги.
Сенсорный коврик с
изображением улиц
города, маленькие
игрушки-машины
мелкие игрушки для
обыгрывания.
Конструирование
«Дорожка для
матрёшки»
Упражнять
в
ум е н и и
класть кирпичики плашмя
(широкой
стороной
на
стол)
и
приставлять
их
д р у г
к
д р у г у
у з к о й
короткой стороной.
Воспитатель
знакомит
детей
с
деталями
строительного
материала
(кирпичик),
вариантами
расположения
строительных
форм
на
плоскости.
Развивает
умение
сооружать постройку по образцу. Побуждает
к использованию дополнительных сюжетных
игрушек для обыгрывания постройки.
На каждого ребёнка по
4-5 кирпичика,
матрёшка
Тема месяца «Автомобиль»
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
Октябрь
Рассматривание
игрушки-машины
П о з н а к о м и т ь
с
транспортом (машиной) и
её
составными
частями
(руль, колеса).
П о з н а к о м и т ь
с о
значением
слов
машина,
шофёр.
Учить называть составные
части
машины:
р ул ь ,
колеса, кабина.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает
игрушку-машину. Уточняет, из каких деталей
состоит
машина
(кабина,
колеса,
руль).
Рассказывает детям, что машиной управляет
шофёр.
Игрушка - машина
Изготовление
развивающего коврика
«Улицы города»
Разучивание игры
«В машине»
Е. Железновой
Ра зв ивать
инте р е с
к
играм-действиям
п од
з в у ч а щ е е
с л о в о .
Совершенствовать умение
в ы полнять
д в и ж е н и я
вместе
с
воспитателем,
м е н я т ь
д в и ж е н и я
с
изменением
содержания
песни.
Воспитатель приносит грузовую машину и
рассматривает её с детьми, выделяя части.
Педагог
предлагает
детям
поиграть
в
машинки: даёт в руки ребят рули. Напевая
песенку,
дети
выполняют
движения
по
тексту.
Игрушка – грузовая
машина, рули по
количеству детей.
Игра-ситуация
«Медвежонок чинит
автомобиль»
В о в л е к а т ь
д е т е й
в
воображаемую
игровую
ситуацию
с
помощью
с ю ж е т н о й
и г р у ш к и ,
обращений к персонажам
игры
О с у щ е с т в л я т ь
п о к а з
и г р о в ы х
д е й с т в и й ,
сопровождающихся
развернутыми
высказываниями.
В о с п и т ат е л ь
н ач и н а е т
и г ру:
б е р е т
медвежонка и ставит возле машинки.
Медвежонок: Сегодня я поеду в гости, меня
приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—
р...Ой, что—то он не заводится. В чем дело?
Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что
делать? Почему не заводится моя машина?
Она
сломалась?
(Плачет.)
Воспитатель
предлагает
ребятам
помочь
починить
машину.
Атрибуты сюжетно-
ролевой игры
«Шофер», игрушки:
мишка, машина
Конструирование
«Машина»
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
сооружать
машину
по
образцу.
Упражнять
в
ум е н и и
класть кубик на кирпичик.
Продолжать
знакомить
д е т е й
с
н а з в а н и я м и
предметов
ближайшего
окружения
(игрушка-машина).
Воспитатель
предлагает
детям
построить
машину
из
строительного
материала.
Рассматривает
вместе
с
детьми
образец;
объясняет
способы
выполнения
работы.
Закрепляют последовательность выполнения
работы. Обыгрывают постройки игрушками
(матрёшками).
Демонстрационный
материал – образец
машины из кубика и
кирпичика; кубики и
кирпичики, матрёшки
по количеству детей
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
Тема месяца «За рулем»
Ноябрь
Рассматривание
картины
«Делаем машину»
Помочь
детям
понять
содержание картины.
Активизировать
р еч ь
д е т е й
в
п р о ц е с с е
рассматривания;
Учить договаривать слова,
небольшие фразы.
Воспитатель
показывает
детям
картинку
«Делаем
машину».
Дети
рассматривают
картину, рассказывают о том, что заметили.
Педагог
слушает
их,
задаёт
наводящие
вопросы.
Картина
«Делаем машину»
Папка – передвижка
«Дорога без
опасности».
Дидактическая игра
«Угадай по звуку»
Учить
различать
звук
машин от других звуков.
Воспитатель
предлагает
детям
послушать
звуки,
услышанные
на
улице.
Определить
какой
звук
издает
машина.
Учить
четко
проговаривать
звукоподражание
машины
–
би-би.
Магнитофон,
аудиозапись шумов
улицы города
Игра-ситуация
«Машина едет по
улице»
Продолжать
знакомить
д е т е й
с
п р о ф е с с и е й
шофера.
У ч и т ь
д е т е й
устанавливать
взаимоотношения в игре.
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
машины,
нагруженные
кирпичиками.
И
предлагает
помочь
перевезти
груз,
чтобы
построить дом. Игровая ситуация: везти их
нужно
осторожно
с
поворотами,
объезжая
препятствия, к конкретному месту, объекту.
Помогает
детям
ощутить
себя
водителями,
которые могут планировать свои действия.
Перевезя
груз,
дети
строят
вместе
с
воспитателем дом.
Разнообразные
машины, строительный
материал
Рисование
«Дорога для машины»
Продолжать
вызывать
интерес
к
рисованию
краской.
Упражнять
в
рисовании
д л и н н ы х
п р я м ы х
горизонтальных линий.
Развивать аккуратность и
желание рисовать.
Воспитатель с детьми рассматривает машины
изображенные на листах. Обращает внимание
на
части
машины
и
предлагает
ребятам
нарисовать
дорогу,
по
которой
машина
сможет доехать до дома.
Листы с изображением
машин разных цветов,
кисти, гуашь черная.
Тема месяца «На чем люди ездят»
Декабрь
Рассматривание
грузовой машины
Учить отличать грузовые
машины от других.
Дать
понятие,
что
у
грузовой
машины
есть
кабина и кузов, в котором
можно
перевозить
песок,
игрушки.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает
игрушечную
грузовую
машину.
Обращает
внимание
на
то,
что
грузовая
машина
больше, чем легковая. У нее есть кабина и
кузов. Воспитатель спрашивает у детей, что
можно перевозить в кузове.
Игрушка – грузовик,
строительный набор,
куклы, мячики.
Буклет «Ребёнок и
дорога. Основы
безопасности»
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
Чтение
стихотворения
Е. Замараева
«Грузовик пыхтит в
саду»
Помочь
детям
понять
содержание
стихотворения
В ы з ы в а т ь
ж е л а н и е
послушать
стихотворение
ещё раз.
Учить
концентрировать
внимание, способствовать
эмоциональному
отклику
н а
с о д е р ж а н и е
стихотворения.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает
игрушечную грузовую машину. И предлагает
детям
послушать
стихотворение
«Грузовик
пыхтит в саду» Е. Замараева. После чтения
предлагает
взять
рули
и
стать
водителями
грузовика.
Рули,
игрушка-грузовик
Игра – инсценировка
«Как машина зверят
катала»
Продолжать
учить
детей
у ч а с т в о в а т ь
в
инсценировках,
развивать
способность
следить
за
действиями
п ед а го г а ,
активно
проговаривать
п р о с т ы е
и
с л о ж н ы е
фразы.
Воспитатель с детьми обыгрывает игровую
ситуацию: катают зверей на машине. Ведут
диалог воспитатель с детьми.
Игрушки: машины,
мишка, зайка, ежик.
Конструирование
«Дорога для
машины»
У ч и т ь
п р и к л а д ы в а т ь
кирпичики
длиной
узкой
стороной друг к другу.
Воспитатель предлагает игровую ситуацию:
построить дорогу для машин
Кирпичики цветные,
машинки для
обыгрывания по
количеству детей.
Тема месяца «Мы по улице шагаем»
Январь
Просмотр
мультфильма
«Малышарики.
Транспорт»
Расширять представления
об
окружающем
мире,
знакомить
с
ситуациями
на дороге.
Педагог
предлагает
посмотреть
детям
мультфильм. После просмотра задает детям
вопросы по сюжету мультфильма
Телевизор
Игра-ситуация
«Машина хочет быть
чистой»
Создание
предпосылок
перехода
к
с юже тн о-
р о л е в о й
и г р е :
использования предметов-
заместителей,
объединения
предметных
действий в единый сюжет
Воспитатель
подходит
к
ряду
игрушечных
машин и, ненавязчиво привлекая внимание
детей, говорит удивленным тоном: «Много
скопилось
машин!
Машины
торопятся
на
мойку.
Все
машины
любят
быть
чистыми.
Предлагает
игровую
ситуацию:
моем
машины.
Машины, тряпочки,
ведерки
Конструирование
Учить строить лесенку из
Воспитатель показывает детям макет улицы,
Кубики, маленькие
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
«Мост для
пешеходов»
6-ти
кубиков
и
делать
перекрытие,
накладывая
сверху пластину.
по
которой
ездят
машины,
и
предлагает
сделать мостик для пешеходов, по которому
куклы смогут перейти через улицу.
машинки, куклы,
конструктор
Тема месяца «Автобус»
Февраль
Рассматривание
игрушки - автобус
Просмотр
мультфильма
«Малышарики.
автобус»
Познакомить
детей
с
транспортом,
на
котором
мама
и
папа
едут
на
работу;
Пополнить словарь новым
понятием – автобус.
Воспитатель
предлагает
детям
рассмотреть
игрушки
транспорта,
особое
внимание
уд е л я я
а вто бу су.
В м е с т е
с
д е т ь м и
обговаривают
составные
части
автобуса:
колеса,
кабина,
сиденья
где
сидят
мамы,
папы, ребята. Автобус ведет шофер.
Просмотр
мультфильма
«Малышарики.
автобус»
Игрушки - транспорт ,
телевизор
Буклет «Внимание:
ребенок на дороге!»
Чтение
стихотворения
«Автобус» И.Гурина
Продолжать
знакомить
д е т е й
с
а в т о б у с о м ,
п о с р е д с т в о м
ч т е н и я
художественного
произведения.
У ч и т ь
в н и м а т е л ь н о
слушать
и
повторять
за
воспитателем
несложные
слова
Воспитатель
предлагает
детям
прокатиться
на
автобусе
(модуль
автобус).
Выбирается
водитель – ребенок. Когда дети займут свои
места, педагог читает стихотворение.
Модуль автобус
Игра-ситуация
«Прокатим лисичку в
автобусе»
Продолжать
знакомить
с
городским транспортом –
автобусом.
Создание
предпосылок
р а з в и т и я
с ю ж е т н о -
ролевой игры
Воспитатель приносит игрушечную лисичку,
ставит
неподалеку
от
автобуса
и
говорит:
«Лисичка-сестричка,
что
ты
тут
стоишь?
Автобуса
дожидаешься?
А
куда
едешь?
В
деревню?
Давно
автобуса
нет?
Может,
он
сломался? А вот и автобус. (Показывает на
игрушку.)
На
нем
можно
ехать
в
любое
путешествие. И я с тобой поеду. Куплю в
деревне
молока,
сметаны,
творога.
Где
же
водитель? Кто нас отвезет в деревню? Игорь,
ты
водитель
автобуса?
Нет?
А
кто?
Гена?
Гена, иди скорее, автобусу пора ехать. Оля,
твоя
кукла
Катя
куда
сегодня
поедет?
На
рынок?
Этот
автобус
на
рынок
не
идет.
Подожди,
будет
следующий
автобус.
Кто
отвезет
Катю
и
Олю
на
рынок?
Миша,
отвези, пожалуйста. А мы поехали».
Игрушки: лисичка,
рули, кукла
Конструирование
Продолжить
работу
по
Педагог
проводит
обследование
образца
и
Конструктор
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
«Автобус»
ознакомлению
детей
с
городским
пассажирским
транспортом – автобусом
Продолжать
знакомить
д е т е й
с
п р и ё м о м
н а к л а д ы ва н и я
о д н о й
формы на другую.
Закреплять
узнавание
и
называние цветов.
показ приемов. Воспитатель знакомить детей
с
пластиной
и
учит
накладывать
формы,
приставляя их друг к другу.
— Я положу вот такую красную пластину, а
на
нее
положу
сначала
желтый
кубик,
а
рядом
с
ним
еще
один
такой
же
кубик.
Подровняю, чтобы все кубики на пластине
лежали
ровно,
рядом
друг
с
другом.
Вот
какой
автобус
получился!
Поехал
мой
автобус!
Далее
воспитатель
предлагает
малышам
поиграть с постройкой.
Тема месяца «Волшебные огоньки»
Март
Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Развитие
психиче ских
процессов
Развивать интерес к ПДД
Воспитатель
предлагает
детям
сложить
картинки: светофор, автобус, машина
Разрезные картинки
Памятка для
родителей «Правила
перевозки детей в
автомобиле»
Дидактическая игра
«Красный-зеленый»
Развития внимания детей,
умения
ориентироваться
на цвет
Воспитатель
предлагает
детям
на
зеленый
цвет – топать ножками, на красный цвет –
стоять.
Флажки зеленого и
красного цвета
Подвижная игра
«Найди свой цвет»
З а к р е п л я т ь
з н а н и я
о с н о в н ы х
ц в е т о в
( к р а с н ы й ,
з е л ё н ы й ,
желтый)
Под музыку дети двигаются по залу, как
только музыка останавливается, дети встают
в обруч соответствующий своему платочку
Обручи трех цветов,
платочки трех цветов
на каждого ребенка
Рисование
«Волшебные
огоньки»
З а к р е п л я т ь
з н а н и я
о с н о в н ы х
ц в е т о в
(красный, зелёный)
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
рисовать краской.
Воспитатель
предлагает
детям
нарисовать
глаза светофору.
Краски, кисточки,
бумага
Тема месяца «Дорога»
Апрель
ИОС
«Машины разные
нужны, машины
разные важны»
Дать детям представление
о
р а з н о в и д н о с т я х
транспорта.
Отметить
характерные
отличительные
признаки
транспорта.
Воспитатель
рассматривает
с
детьми
игрушки:
автобус,
машина,
грузовик.
Обговаривает
сходства
и
р а з л и ч и я ,
назначение каждой машины
Игрушки-машины
Фотовыставка из
семейных архивов
«Мы за безопасное
движение».
Разучивание и
Р а з в и т и е
п а м я т и ,
Воспитатель
показывает
иллюстрацию
к
Иллюстрация к
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
обыгрывание
стихотворения
«Грузовик» А.Барто
внимания, речи.
Учить
передавать
текст
стихотворения,
используя
мимику и жесты
стихотворению.
Читает
его.
Предлагает
детям вместе рассказать стихотворение.
стихотворению А.Барто
«Грузовик»
Игра-ситуация
«Машина едет по
улице»
Продолжать
знакомить
д е т е й
с
п р о ф е с с и е й
шофера.
У ч и т ь
д е т е й
устанавливать
взаимоотношения в игре.
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
машины,
нагруженные
кирпичиками.
И
предлагает
помочь
перевезти
груз,
чтобы
построить дом. Игровая ситуация: везти их
нужно
осторожно
с
поворотами,
объезжая
препятствия, к конкретному месту, объекту.
Помогает
детям
ощутить
себя
водителями,
которые могут планировать свои действия.
Перевезя
груз,
дети
строят
вместе
с
воспитателем дом.
Разнообразные
машины, строительный
материал
Конструирование
«Мост для машин»
Учить ставить кубики на
некотором
расстоянии
друг от друга, накладывая
с в е р х у
п л а с т и н у -
перекрытие,
а
с
двух
сторон по призме-скату.
Дети по образцу воспитателя делают мост
для машин
Конструктор
Тема месяца «У нас машины разные и синие и красные»
Май
Просмотр
мультфильма
«Грузовичок Лева и
автобус»
Расширять представления
об
окружающем
мире,
зна ком ить
с
н о в ы м и
с ло ва м и,
я в л е н и я м и ,
ситуациями.
Педагог
предлагает
посмотреть
детям
мультфильм. После просмотра задает детям
вопросы по сюжету мультфильма
Телевизор
Изготовление
атрибутов для с/р игры
«Мы -водители»
Игра-ситуация
«Ремонт машин»
(«Диалог шоферов»)
Продолжать
знакомить
д е т е й
с
п р о ф е с с и е й
водителя.
Учить
детей
навыкам
диалогического общения
Воспитатель
ведет
диалог
с
детьми
(идет
диалог между водителями)
Машинки
Игра
«Поездка»
О б у ч е н и е
д е т е й
ре а лизации
и г р о в о го
замысла.
Педагог включает детей в игру. «У меня есть
рули (показывает разные предметы, которые
могут заменить рули). Кто хочет поехать на
машине,
получите
рули».
«Вот
тебе
руль,
Вадик.
Куда
ты
поедешь?
А
что
мне
привезешь?
Катюша,
а
ты
куда
поедешь?
Тоже
в
магазин?
Хорошо.
А
что
ты
мне
купишь
в
магазине?
Конфеты?
А
з а
конфетами уже Вадик поехал. Давай ты что-
Строительный
материал, куклы,
игрушки-животные,
предметы-заместители.
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
нибудь
другое
мне
привезешь?
Хлеб?
Молодец,
правильно.
А
то
у
нас
на
обед
хлеба
нет».
Если
воспитатель
видит,
что
ребенок затрудняется в выборе цели, нужно
предложить ему свою: «Саша, привези мне,
пожалуйста, кирпичи. Я буду своей собачке
строить будку. Ей негде жить. Видишь, она
вон там, в уголке, сидит и горюет».
После этого воспитатель показывает детям,
как из стульчика сделать машину.
Когда
дети
привезут
педагогу
продукты,
вещи
и
т.
д.,
он
обязательно
должен
поблагодарить детей за доставку.
«А
теперь
давайте
все
вместе
поедем
на
машинах в цирк, посмотрим, как выступает
мишка».
Воспитатель
показывает
детям
выступление
игрушечного
мишки.
Затем
дети на машинах «возвращаются» в группу.
Рисование
«Колеса для
машины»
Учить
детей
рисовать
предметы круглой формы
слитным
неот рывным
движением кисти;
Закреплять знание цветов
-черный;
Воспитывать
аккуратность,
умение
правильно
держать
и
п р о м ы в а т ь
к и с т ь ;
развивать
любознательность,
внимание.
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею».
Педагог: - Да, это автомобиль. Сегодня мне
художник передал вот такие картинки. Что
изображено на картинках? А каких деталей
не
хватает?
Будут
ли
ездить
машинки
без
колес? Какой формы колеса?
Поможем художнику закончить картинку.
Предложить детям показать в воздухе, как
они будут рисовать колеса.
Воспитатель
напоминает,
как
правильно
держать и промывать кисть.
Набираем гуашь кончиком кисти и слитным
неотрывным
движением
рисуем
колеса
у
машин. Закрашиваем круг черной краской. В
конце
занятия
рассмотреть
все
работы:
"Молодцы, ребятки. Давайте еще раз назовет
каждый форму и цвет колес".
Листы бумаги с
изображением машин
без колес, кисти, гуашь
черная.
Тема месяца «Где мы гуляем»
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
Июнь
Наблюдение за
машиной
Дать понятие о том, что
в с е
м а ш и н ы
—
э т о
транспорт, что транспорт
бывает разным.
Формирование
умения
отвечать
на
простейшие
вопросы.
Рассмотреть стоящий по близости к участку
детского
сада
автомобиль.
Обратить
внимание
на
фары,
руль,
величину
колёс.
Воспитатель
объясняет,
что
машины
перевозят
людей
и
грузы.
Задаёт
детям
вопросы о том, какие машины они знают.
Изготовление альбома
«На чем люди ездят?»
Просмотр
мультфильма
«Малышарики. По
дороге!»
Расширять представления
об
окружающем
мире,
знакомить
с
ситуациями
на дороге.
Педагог
предлагает
посмотреть
детям
мультфильм. После просмотра задает детям
вопросы по сюжету мультфильма
Телевизор
Игра – ситуация
«Веселый автобус»
Вовлечь детей в игровую
с и т у а ц и ю ,
д а т ь
п р е д с т а в л е н и е
о
транспорте,
пр авил ах
безопасного
поведения
как пешехода и пассажира
дорожного движения.
У ч и т ь
и з о б р а ж а т ь
г о л о с о м
р а з н ы х
животных.
Активизировать
р еч ь
детей,
совершенствовать
п о н и м а н и е
р е ч и
взрослого.
Формировать
доброжелательные
взаимоотношения.
Раздаётся
звонок
телефона
и
д е т е й
приглашает в гости бабушка Маланья.
Воспитатель спрашивает: Пойдём к бабушке?
(ответы детей)
Воспитатель: Бабушка живёт далеко пешком
нам не дойти, что будем делать?
Дети: Поедем.
Воспитатель: А на чём мы с вами поедем?
Дети:
выбирают
транспорт
на
каком
они
поедут. Вместе с воспитателем приходят к
одному мнению, что лучше всего ехать на
автобусе.
Вместе с воспитателем строят из стульчиков
автобус.
Выбирают
водителя.
(водителю
предложено
на
выбор
несколько
рулей
разных
цветов.
Воспитатель
раздаёт
детям
билеты. Водитель садится впереди и держит
руль.
Все
садятся
в
автобус
и
едут.
Все
вместе поют песню.
«Вот автобус едет
По дорожке гладкой,
Далеко, в деревню
Едут в нём ребята.
Би — би — би! Би — би — би!
Ты с дороги уходи!»
Воспитатель во время движения объясняет
правила поведения в автобусе. Нельзя бегать
по автобусу, детям стоять во время движения,
потому что можно травмироваться. Громко
Стулья по количеству
детей, макет автобуса,
руль, курица и
цыплята, утка и утята,
гусь (игрушки или
картины)
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
разговаривать
и
кричать
—
это
мешает
водителю во время движения.
Воспитатель сообщает детям, что мы уже с
вами приехали к бабушке в деревню. Можно
выходить из автобуса. Педагог напоминает,
как нужно выходить. Когда откроются двери.
Когда дети вышли, воспитатель напоминает
детям о правилах перехода через дорогу.
Педагог переодевается в бабушку Маланью и
уже в образе бабушки общается с детьми.
Маланья предлагает ребятам пройти на двор
и посмотреть, что их встречают обитатели
двора:
курочка
с
цыплятами,
уточка
с
утятами,
гусь.
Затем
проводится
игра
—
разминка «Наши уточки с утра».
Дети прощаются с обитателями бабушкиного
двора. Садятся в автобус и уезжают в детский
сад. Во время движения воспитатель задаёт
вопросы
о
правилах
поведения
в
автобусе
(ответы детей)
Рисование «Широкая
дорожка для
машины»
Закрепить
умение
детей
правильно держать в руке
карандаш
(фломастер),
рисовать
«дорожки»
-
прямые
горизонтальные
линии;
Развивать
зр ит е л ьно е
восприятие пространства;
Формировать
интерес
к
рисованию.
Воспитатель
обыгрывает
ситуацию
с
машиной: рисует на листе бумаги дорогу для
нее
(две
прямые
параллельные
линии
на
расстоянии 6-8 см.), катает на нарисованной
дорожке
игрушечную
машинку.
Предлагает
малышам покатать машинку, не заезжая за
края дорожки.
Предлагает детям провести пальчиком вдоль
«дороги»,
нарисовать
дорогу
в
воздухе,
нарисовать дорогу на своих листах бумаги.
Карандаши или
фломастеры черного
цвета; маленькая
игрушечная машинка,
листы бумаги для
рисования с заготовкой
(в левой верхней части
листа нарисована
машина)
Тема месяца «Машины - помощники»
Июль
Ситуативная беседа
«На чем ездят люди»
Закрепить знания детей о
том,
что
на
грузовых
машинах перевозят грузы:
песок, картошку, яблоки, а
н а
л е г к о в ы х машинах
ездят люди;
Дать
понятие
детям,
что
по широкой дороге ездят
Педагог предлагает посмотреть на картинку,
где
изображена
широкая
дорога,
а
по
ней
едет автобус.
- Ребята, посмотрите на картинку, это дорога
широкая и по ней едут машины. Какие вы
видите
машины?
(Дети
говорят,
что
видят
большие
грузовые
и
маленькие
легковые
машины.)
Машины
как
едут
по
дороге?
Картинки с
изображением улицы с
машинами
Конкурс семейных
творческих работ
«Дорога и дети!».
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
еще и автобусы, которые
могут
перевозить
много
людей.
(Быстро.)
А
для
чего
нужны
грузовые
машины?
(Чтобы
перевозить
п е с о к ,
картошку, яблоки).
А на легковых машинах кто ездит?
(На
легковых
машинах
едут
мамы,
папы,
дети.)
- Давайте посмотрим, много ли людей можно
поместить
в
маленькой
машине.
(Педагог
предлагает
детям
посадить
кукол
на
маленькую машину.) Посмотрите, мы смогли
посадить только две куклы - Машу и Дашу, а
остальным куклам придется идти самим. А
вот, ребята, если бы у нас был автобус, как на
этой картинке, то куклы поехали бы все.
На автобусе можно перевозить много людей.
Ритмическая игра «Автобус».
Игра-ситуация
«Самосвал везет
песок»
Формировать
первичные
представления о машинах.
Ра зв ивать
инте р е с
к
игровым действиям.
Содействовать
н а к о п л е н и ю
о п ы т а
доброжелательных
взаимоотношений,
р а з в и т и ю
у м е н и я
помогать друг другу.
Воспитатель
приносит
самосвал
и
говорит
играющим рядом детям: «В нашем гараже
появилась новая машина. Это самосвал. Мне
нравится эта машина, а вам? У нее большой
кузов,
она
похожа
на
грузовую
машину.
Кузов
может
двигаться:
подниматься
и
опускаться.
Это
мне
пригодится,
чтобы
возить
всякие
грузы.
Не
надо
руками
разгружать: поднял кузов —и готово».
Раздается
телефонный
звонок;
воспитатель
берет трубку и говорит по телефону.
Воспитатель. Что вы говорите? Надо везти
песок? Хорошо, везу. (Ребятам.) Мне пора на
работу. Позвонили со стройки, им требуется
песок.
Мне
нужны
грузчики.
Саша,
Коля,
помогите
насыпать
песок
в
кузов.
(Дети
берут
лопатки
и
насыпают
п е с о к . )
Достаточно,
пора
ехать.
(Везет
машину
к
«стройке».) Приехали. Самосвал может сам
разгрузиться.
Поворачиваю
рычажок,
кузов
поднимается. Песок выгружен. Можно ехать
дальше. Каждому водителю хочется поездить
Игрушка - самосвал
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
на такой машине. Я сейчас поеду в гараж,
ремонтировать
грузовую
машину,
а
на
самосвале
вместо
меня
может
поработать
другой
водитель.
Вова,
возьмешь
мой
самосвал? (Вова включается в игру.) Тогда я
поеду. Счастливого пути!
Подвижная игра
«Воробушки и
автомобиль»
Приучать бегать в разных
направлениях, не
наталкиваясь друг на
друга, начинать движение
и менять его по сигналу
воспитателя.
Дети садятся на скамеечки или стульчики –
это
воробушки
в
гнездышках.
На
другой
стороне
комнаты
во спитатель
–
о н
«автомобиль».
После
слов
воспитателя
«Полетели,
воробушки,
на
дорожку»
дети
бегают
по
площадке,
размахивая
руками-
крылышками.
По сигналу «Автомобиль едет» автомобиль
выезжает из гаража, воробушки улетают в
гнезда
(садятся
на
стулья).
Автомобиль
возвращается в гараж.
Руль
Просмотр
мультфильма
«Грузовичок Лева и
Скорая помощь»
Расширять представления
об окружающем мире,
знакомить с ситуациями
на дороге.
Педагог предлагает посмотреть детям
мультфильм. После просмотра задает детям
вопросы по сюжету мультфильма
Телевизор
Тема месяца «Куда едут машины»
Август
Игра
«Едут машины»
Развивать
потребность
в
о б щ е н и и
и
взаимодействии,
п о к а з ы в а т ь
п р и м е р
правильного
разрешения
конфликта,
формировать
доброжелательные
взаимоотношения.
И г р о в о е
п р а в и л о .
С т о л к н у в ш и с ь
с
п а р т н е р о м ,
с л е д у е т
извиниться
и
уступить
дорогу, иначе не появится
зеленый сигнал.
Воспитатель
предлагает
детям
поехать
кататься
на
машине.
Дети
берут
в
руки
воображаемый руль, дают сигнал «Би-би», и
едут, подражая шуму машины: «Ж-ж-ж» —
под
соответствующую
характеру
игры
музыку. Педагог поднимает красный кружок
и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут
сигнала.
Воспитатель
поднимает
зеленый
кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут
дальше.
Затем воспитатель сажает детей на стульчики
и
п о ка з ы ва е т
с
п ом о щ ь ю
и г р у ш е к
инсценировку «Упрямцы».
Две машины едут по мосту и неожиданно
наталкиваются друг на друга. Один шофер
(козлик) просит другого (барашка) уступить
ему
дорогу,
но
первый
шофер
не
хочет
Рули по количеству
детей.
Анкетирование
«Правила и
безопасность
дорожного движения»
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
уступать.
Шоферы
выходят
на
мостик,
спорят, бодаются и падают в реку.
Воспитатель задает вопросы: «Что случилось
с машинами? Кто вел машины? Как спорили
барашек
и
козлик?
Что
случилось
с
ними
потом?»
По сле
инсценировки
педагог
с н о в а
приглашает
детей
покататься
на
машинах.
Дети - «шоферы» должны не толкаться на
дорогах,
смотреть
на
светофор,
слушать
сигнал:
стоять
или
ехать.
Если
«машины»
сталкиваются,
воспитатель
показывает
желтый
кружок
(«спор»),
шоферы
говорят
друг другу: «Извините, проезжайте», и один
уступает другому дорогу.
Игра
«Поедем на машине»
О б у ч е н и е
д е т е й
ре а лизации
и г р о в о го
замысла.
Воспитатель
начинает
игру:
«Сейчас
буду
строить что-то очень интересное. Кто хочет
мне
помогать?
Принесите,
пожалуйста,
большие
кубы
(модули).
Вот
эти
большие
круги.
Молодцы,
спасибо!
А
теп ерь
прине с ите
мне ,
пожа луйс т а ,
м н о го
стульчиков, они тоже пригодятся. Кажется,
все готово, можно начинать строить. Знаете,
что я хочу вам построить? Машину. Такую
большую... С колесами, с кузовом. Построю
машину и буду катать моих ребят. Хотите,
чтобы
я
вас
покатала
на
машине?»
Воспитатель строит машину и комментирует
свои
действия.
«Сначала
построю
кабину
(берет стулья). Кабина готова. Теперь сделаю
руль. Буду рулить. Машина поедет, повезет
Сашу, Марину, Вадика... Руль тоже уже готов.
Буду делать кузов. Поставлю стульчики —
вот так, чтобы детям было удобно сидеть,
ку зо в
с д е л а ю
б ол ь ш о й ,
ч то б ы
в с е
уместились.
Осталось
только
приставить
колеса. Все. Машина готова. Ну-ка, садитесь,
мои хорошие, в машину, сейчас поедем. Это
место для Кати. А это для Пети... Все сели
удобно? Можно заводить машину? Чик-чик,
Строительный
материал, куклы,
игрушки-животные,
предметы-заместители.
Месяц
Форма работы
Цель
Содержание
Оборудование
Работа с родителями
мотор включила. А знаете, куда я вас сейчас
повезу?
В
магазин
за
игрушками.
Би-бип!
Поехали. Чшш-ш-ш! Остановка. Приехали в
магазин. Сейчас я открою дверь. Выходите.
Подвижная игра
«Стоп!»
Н а у ч и т ь
п р а в и л ь н о
с л е д о в а т ь
с и г н а л а м
светофора,
р а з в и в ат ь
внимательность,
выдержку.
На одном конце зала проводится исходная
линия. Около нее выстраиваются играющие
дети.
На
другом
конце
встает
педагог.
Педагог
поднимает
зеленый
флажок
и говорит: «Быстро
шагай!
Смотри
н е
зевай!». Дети
идут
по
направлению
к
педагогу,
но
при
этом
следят,
поднят
ли
зеленый
флажок.
Если
педагог
поднимает
красный
флажок
и
говорит «Стоп!»,
дети
останавливаются. Если поднимается желтый
флажок, можно расслабиться и оставаться на
месте.
Когда
снова
поднимается
зеленый
флажок – продвигаются вперед.
Флажки красного,
желтого и зеленого
цветов.
Разучивание песенки
«Едем на автобусе»
Учить
менять
движение
вместе со сменой слов в
песне; ходить и бегать за
воспитателем в заданном
направлении;
Развивать
координацию
движений
Педагог предлагает отправиться на прогулку
в разноцветном автобусе. А чтобы в дороге
не было скучно, споем веселую песенку.
Руль
Приложение № 1.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Первая младшая группа
«Грузовик пыхтит в саду»
Грузовик пыхтит в саду:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду.
Я вам яблоки везу,
Ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду.
В поле грузовик жужжит,
От дождя зерно хранит.
И картошку собирает,
В магазины доставляет.
Грузовик везде в работе.
Груз везти его забота.
Едет ночью, едет днем,
Едет с солнцем, под дождем.
Ты, малыш, потом поймешь:
Без работы не живешь.
Е. Замараев
«Автобус»
Весёлый автобус спешит по дорожке.
Сияют на солнце бока и окошки.
В тёплом моторе – доброе сердце.
Всем пассажирам откроет он дверцы.
И.Гурина
«Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
А.Барто
«Едем на автобусе»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Все глядим!
Глядим назад, глядим вперед
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет
Не везет?
Колеса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатились
Вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясет
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем все вперед
Вот так вот!
Е.Железнова
«Как машина зверят катала» В.Гербова
Стоит
на
дороге
машина,
сама
синяя,
кузов
красный,
колёса
жёлтые.
Красивая
машина!
Сама…
Расскажите,
дети,
какая.
Любопытная
белочка
подбежала
поближе.
Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов. А машина и поехала вперёд –
назад, вперёд – назад (педагог катает машину) Остановилась машина.
«Идите, идите сюда!» - зовёт зверей белочка.
Следующим в кузов прыгнул…
Стали они кататься вдвоём: вперёд – назад, вперёд – назад
Тут прибежал…
Стали звери кататься втроём: вперёд – назад, вперёд – назад
Затем к ним присоединился ёжик.
Стали они кататься вчетвером: вперёд – назад, вперёд – назад
Накатались, зверята, устали. Первой из машины выпрыгнула…
За ней …
Потом слез…
А ежик, он ведь прыгать не умеет – никак не может слезть. Сидит, чуть не плачет! И
медвежонок вот, умница-то! Как я его похвалила?
Вернулся и протянул ежонку лапу
Вот так (показывает) Воспитанные звери и люди всегда помогают друг – другу что
делают…
Только ежонок вылез из грузовика, она и уехала. Звери стояли и смотрели ей вслед
«До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» - вдруг закричал зайчишка и остальные звери
присоединились к нему. Что они закричали…