Напоминание

Адаптация дошкольника


Автор: Иванова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 69 г. Стерлитамак
Населённый пункт: город Стерлитамак
Наименование материала: Адаптация ребенка к детскому саду
Тема: Адаптация дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

Приходит время, когда родители подросшего малыша задумываются о походе в детский

сад. Но оказывается не просто оставить ребенка на целый день. Как правильно начинать

адаптацию, как она проходит, это важно знать не только воспитателям и психологам, но и

родителям.

Что такое адаптация.

Под этим процессом понимается приспособление организма к меняющимся условиям

внешней среды. Такие изменения влияют на психику любого человека, в том числе и

детей, которые вынуждены приспосабливаться к детскому саду.

Детям сложно привыкнуть к саду с первого дня по ряду причин.

Его встречают незнакомые люди, которых он видит впервые.

Незнакомая обстановка.

Режим дня.

Особенности адаптации в 1-2 года.

В возрасте 1-2 года у ребенка при прохождении адаптации могут возникнуть следующие

трудности.

Не умеет самостоятельно кушать, держать ложку;

Не умеет проситься на горшок;

Сильная привязанность к маме и близким родственникам;

Нет определенного распорядка дня;

Не отучился сосать пустышку;

Засыпает только с укачиванием;

Получает питание из бутылочки;

Не может высказывать свои мысли и просьбы, так как не умеет разговаривать;

Но, так как малыш еще не достиг кризисного трехлетнего возраста, бывают случаи, что

такие дети легче адаптируются к саду.

Особенности адаптации в 3-4 года.

Трудности, которые касались адаптации детишек младшего возраста, обходят стороной 3-4

летних детей.

В этом возрасте ребенок приобрел необходимые навыки самообслуживания, что

облегчает его пребывание в детском саду.

Большинство детей в три года умеют выражать свои желания и чувства словами. Поэтому

они могут объяснить воспитателю что хотят.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Повзрослевший ребенок приобретает

определенные привычки, которые мешают адаптироваться к саду. Это могут быть объятия

мамы перед сном, еда, которая не нравится малышу.

К тому же у деток в 3-4 года начинается «кризис трехлетнего возраста», когда происходит

восприятие себя как личности, малыш может протестовать и капризничать,

манипулировать родителями, чтобы не оставаться в саду.

Степени адаптации.

Легкая.

Такая адаптация обычно протекает без каких –либо критических изменений в поведении и

психо – эмоциональном состоянии ребенка.

1.

Во время прощания с мамой малыш может немного заплакать, но потом быстро

успокаивается и вовлекается в игру с воспитателем и детьми.

2.

Ребенок может плохо есть и спать, но затем аппетит и сон постепенно

налаживаются, обычно это происходит в течение 1 -2 недель.

3.

Речь остается неизменной, но может затормаживаться, однако ребенок откликается

на просьбы взрослого.

4.

Заболевает не более одного раза, длительностью не более десяти дней.

5.

Вес не изменяется.

Привыкание средней тяжести.

При такой адаптации нарушения в общем состоянии ребенка более длительны по времени

и ярче выражены.

1.

Малыш может плакать не только при расставании с мамой, но и в течение всего дня

пребывания в саду. Он плохо идет на контакт со взрослыми и детьми. Появляется

избирательность в общение.

2.

Сон и аппетит тоже страдают и восстанавливаются лишь через 20 -40 дней.

3.

Речь может совсем не использоваться, либо ее активность снижается.

4.

Заболеваемость до двух раз.

5.

Вес обычно остается неизменным или немного снижается.

Тяжелая.

Самой нежелательной является тяжелая степень адаптации. При такой адаптации у

ребенка наблюдаются стойкие изменения в психо – эмоциональном состоянии.

1.

Малыш очень плохо спит на протяжении длительного времени, часто просыпается

и вскрикивает во сне.

2.

Отказ от еды может сопровождаться невротической рвотой и бесконтрольным

стулом.

3.

Контакт со взрослыми налаживается очень плохо, ребенок истерит при виде

воспитателя, категорически отказывается оставаться в группе. Громкий плач

слышен все время нахождения ребенка в саду.

4.

Детишки не идут на контакт со сверстниками, сторонятся других детей, либо

проявляют агрессию. Им требуется гораздо больше времени, чтобы привыкнуть к

новой обстановке.

5.

Нормализация сна и аппетита приходит где – то к 60 дню пребывания ребенка в

детском саду.

6.

Заболеваемость более двух раз, возможны осложнения.

7.

Дети сильно теряют в весе.

Что может повлиять на адаптацию.

Возраст ребенка.

До двух лет дети труднее адаптируются к детскому саду, поскольку они не умеют себя

обслуживать, у них еще совсем маленький опыт нахождения в незнакомой обстановке.

Но к трем годам ребенок становится любознательным, ему интересно играть с другими

детьми, он нуждается в общении и социализации.

Однако именно в трехлетнем возрасте начинается кризисный этап в развитии малыша.

Если в этот период ребенок проходит адаптацию в саду, то два эти процесса будут

проходить сложнее. Поэтому лучшим возрастом для адаптации психологи считают возраст

от 2 лет до 2 лет 8 месяцев.

Состояние здоровья.

Чем ребенок здоровее в физическом и эмоциональном плане, то он намного легче

проходит трудности социальной адаптации. Дети, которые часто болеют простудными

заболеваниями, трудно адаптируются, поскольку пропускают детский сад. Малыш, не

успев привыкнуть к саду, болеет, а после болезни заново начинает адаптироваться.

Степень психологического развития.

Поступающие в дошкольное учреждение детки отличаются по степени умственного и

психологического развития. Важным моментом является помощь в адаптации тем детям,

развитие которых выходит за рамки нормы.

Это либо задержка психического развития, либо одаренность. Так как и тем и другим

трудно привыкать к саду, им нужны специальные программы развития.

Например, для детей с ЗПР используют коррекционно-развивающие программы,

помогающие преодолеть дефицит в умственном развитии.

Те дети, кто опережает своих сверстников в плане умственного и эмоционального

развития, нуждаются в условиях для максимальной реализации их творческого

потенциала.

Уровень социализации.

При посещение садика у ребенка происходит расширение круга общения как со

взрослыми, так и с детьми. Легче адаптируются к саду дети, имеющие определенные

навыки общения со сверстниками. А вот дети, которые росли одни, имели общение только

с мамой и бабушкой, намного тяжелее входят в коллектив. Поэтому они часто становятся

объектами насмешек со стороны других детей. Вследствие чего отказываются ходить в

сад.

Этапы адаптации малыша.

Такое разделение условно, но дает понять насколько успешно идет привыкание ребенка к

детскому саду.

Первый этап – острый. На данном этапе ребенок остро переживает все процессы,

происходящие в его организме. Поэтому родители и воспитатели отмечают у детей

плаксивость, истеричность, нервозность.

Именно на этом этапе организм становится наиболее уязвимым к различного рода

инфекциям.

Второй этап – умеренно острый или подострый. На этом этапе ребенок начинает

приспосабливаться к новым условиям, но говорить о полном завершении адаптации еще

рано, потому что имеют место утренние истерики, избирательность в еде.

Третий этап – компенсированный. На последнем этапе у ребенка нормализуется психо –

эмоциональное состояние. Он вливается в коллектив, может даже приобрести новые

навыки, такие как самостоятельно одеваться, садится на горшок.

Советы психолога – помочь ребенку в период адаптации.

1.

Постарайтесь объяснить ребенку зачем нужен детский сад, почему туда ходят дети.

Например, детский сад – большой дом для детишек, где они играют, кушают,

занимаются, пока мама и папа работают.

2.

Скажите ребенку, что теперь он стал совсем взрослым и должен работать

дошкольником, так же как мама работает врачом, учителем или продавцом.

3.

Проходя мимо детского сада, говорите ребенку, что он тоже скоро сможет сюда

пойти, чтобы играть вместе с другими детишками. А в семейном кругу чаще

обращайте внимание на то, как вы гордитесь своим дошколенком.

4.

Расскажите малышу о режиме в детском саду, пусть он запомнит его в силу своего

возраста. Зато теперь он будет знать, что после завтрака будут игры, а потом

прогулка и сон.

5.

Не забудьте рассказать и про воспитателя, что к нему нужно обратиться если вдруг

захочется пить или в туалет. Ненавязчиво намекните, что няням и воспитателям

важно выполнять просьбы детей.

6.

Вспомните о своей истории посещения детского сада, покажите фотографии с

утренников, праздников, если они сохранились. Это будет положительно влиять на

прохождение ребенком адаптации.

7.

Если ребенок с трудом расстается с мамой, то упор нужно делать на этот момент.

Прочитайте вместе с малышом сказку, где котенок не плачет после ухода мамы, а

начинает весело играть с другими зверушками.

Советы педиатров, мнение Комаровского.

Доктор Комаровский дает следующие рекомендации по успешной адаптации к детскому

саду.

Посещение сада лучше начинать тогда, когда мама еще не вышла на работу, в таком

случае она сможет посидеть с ребенком дома, если он вдруг заболеет.

Адаптироваться к садику лучше в зимнее или в летнее время года, а вот осенью и

весной повышается вероятность заболеть простудными заболеваниями.

Не будет лишним заранее узнать, как проходит адаптация в том саду, в который вы

хотите отдать ребенка, так будете заранее знать, что там практикуют воспитатели.

Чтобы адаптация проходила в ускоренном темпе теледоктор советует придерживаться

следующих правил.

Не предъявляйте высоких требований к ребенку на начальном этапе адаптации,

даже если он ведет себя не лучшим образом, будьте терпеливы и снисходительны.

Заранее готовьте ребенка к общению со сверстниками путем длительных прогулок

на песочнице, походов в гости, в кино, на различные детские мероприятия.

Не забывайте заниматься повышением иммунитета, если защитная система

организма хорошо работает, то и шансов болеть во время адаптации тоже меньше.

Памятка родителям.

Ошибки, которых стоит избегать.

Не смотря на то, что есть много информации о том как помочь ребенку адаптироваться к

садику, никто из родителей не застрахован от ошибочных действий.

Сравнение с другими сверстниками. Все адаптируются по разному, поэтому не

нужно говорить плачущему ребенку, что Ваня не плачет и хорошо общается с

воспитателем.

Обман. Малышу лучше всегда говорить правду, не нужно обещать забрать через

час, если вы не собираетесь этого делать. Ребенок будет страдать и плакать весь

день, ощущая себя преданным и забытым.

Наказывать садиком. Такое наказание только приведет к еще большей нелюбви к

детскому саду.

«Подкуп» игрушками и сладостями, чтобы малыш остался в садике. Этого делать

ни в коем случае нельзя, иначе ребенок будет вас шантажировать и ни к чему

хорошему это не приведет, находите другие аргументы, чтобы он остался в саду.

Приводить в садик с симптомами простуды. В период адаптации любая простуда

неблаготворно влияет на общее состояние ребенка, лучше оставить малыша дома и

подлечить, иначе рискуете усилить болезнь.

Признаки, что адаптация успешно завершилась.

Глубокий и длительный сон.

Хороший аппетит.

Стабильное эмоциональное состояние.

Полное восстановление всех навыков и приобретение новых.

Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Заключение.

Процесс адаптации к детскому саду не стоит воспринимать как негативный и плохо

влияющий на малыша. В целом, он весьма полезен для дальнейшей подготовке ребенка к

школе, институту, семейной жизни. Задача педагогов и родителей сделать этот процесс

менее болезненным и быстрым.



В раздел образования