Напоминание

ИКТ на уроках географии


Автор: Пупенкова Любовь Асекретовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ " Рудногорская сош"
Населённый пункт: П.Рудногорск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад





ИКТ на уроках географии
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии. Использую три
основные формы работы с ИКТ
на уроках географии. 1.
Применение в учебном процессе
. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Показать видео материков и стран. Его можно использовать на уроке географии в 7 классе. На видео видны особенности природы материков и стран. Использую свои видео. Нижний Новгород. Диски ВВС о живой природе и загадках природы. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет. Раздать материал по погоде. Данные интернета используются на уроке. Урок в 6 классе. Тема: «Температура воздуха». На сайтах можно использовать интерактивные карты
Погоды Интерактивные карты мира Интерактивная карта «Округа России» Политико-административная карта Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Литосфера». В ходе урока ученики должны получить представления о строении земной коры, процессах которые в ней происходят. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных процессах проходящих в литосфере. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. Презентация (вопросы в презентации) определение темы В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия: 1. зрительно-образное, связанное с фотографиями, 2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, 3. дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений. Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. На уроках использую мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Вторая форма работы – это
применение ИКТ для организации самостоятельной

работы,
проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий. На уроках удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме «Города России» проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, фотографий, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали информацию в сети Интернет и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта – презентацией я пользуюсь при объяснении темы «Города России». Работая над созданием презентации, ребята использовали программу Power Point, которой обучились на уроках информатики.
Например, Город Иркутск При опросе использую тесты, созданные в программе XL. Но один недостаток такого опроса – необходимость компьютерного класса и компьютер на каждого ученика. Например, тест «Географическая широта и долгота» Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно- исследовательской и реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочное время. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии. Этапами исследовательской деятельности является:  Знакомство со статистическими данными переписи населения.  Обсуждение социальных проблем.  Социологический опрос населения по данной проблеме.  Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel  Составление компьютерной презентации.  Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции. Лучшими проектами учащихся «Уникальные города мира» Якунина Алина ученица 7 класса и « Шедевры природы» Горамьевой Вики ученицы 8 класса – заняли в этом году 1 место в районе. Третья форма – это
применение информационных технологий для обеспечения

познавательного досуга
(использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:  в подготовке и проведении общешкольных праздников;  в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;  в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;  в организации работы с органами ученического самоуправления. Один из примеров проведение классных часов. Здесь используются и презентации и видеофрагменты и т.д. Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.


В раздел образования