Автор: Пупенкова Любовь Асекретовна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОУ " Рудногорская сош" Населённый пункт: П.Рудногорск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: ИКТ на уроках географии Раздел: среднее образование
ИКТ на уроках географии
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не
знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает
его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к
родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и
народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том,
чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с
разнообразными носителями информации.
Сегодня
одним
из
направлений
модернизации
системы
географического
образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет
активизировать
аналитическую
деятельность
обучаемых,
углубить
демократизацию
методики
преподавания,
раскрепостить
творческие
возможности,
стимулировать
и
развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России
наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный
поток
новой
информации,
рекламы,
применение
компьютерных
технологий
на
телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров
оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Поэтому
необходимо
научить
каждого
ребенка
за
короткий
промежуток
времени
осваивать,
преобразовывать
и
использовать
в
практической
деятельности
огромные
массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок
активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их
оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных
методов
обучения
и
современных
информационных
технологий,
в
том
числе
и
компьютерных.
Ведь
использование
компьютера
на
уроке
позволяет
сделать
процесс
обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
При
организации
и
осуществлении
учебно-познавательной
деятельности,
стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как
традиционные,
так
и
нетрадиционные
подходы
в
преподавании
географии,
активно
использую новые информационные технологии.
Использую три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
1. Применение в учебном процессе . Компьютер становится ученику и учителю верным
помощником. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать
проблему наглядности.
Показать видео материков и стран. Его можно использовать на уроке географии
в 7 классе. На видео видны особенности природы материков и стран.
Использую
свои
видео. Нижний Новгород. Диски ВВС о живой природе и загадках
природы.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими
картами,
то,
например,
с
использованием
интерактивной
доски
и
комплекта
интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на
экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической
географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно.
Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с
опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе
к Интернет.
Раздать материал по погоде. Данные интернета используются на уроке. Урок в 6
классе. Тема: «Температура воздуха».
На сайтах можно использовать интерактивные карты
Погоды
Интерактивные карты мира
Интерактивная карта «Округа России»
Политико-административная карта
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в
папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля
знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций
Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно
изменять и дополнять.
Приведу
пример
использования
программы Power
Point
при
изучении
темы
«Литосфера». В ходе урока ученики должны получить представления о строении земной
коры,
процессах
которые
в
ней
происходят.
Программа
позволила
мне
в
нужной
последовательности
составить
план
урока,
используя
материал
учебника,
ресурсы
Интернет,
мультимедийное
пособие
–
виртуальная
школа
«Кирилла
и
Мефодия».
Программа позволяет не
повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на
слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть
ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения.
Все
это
сопровождается,
по
возможности,
фотографиями,
что
позволяет
получить
представление о конкретных процессах проходящих в литосфере. Да и сам процесс
работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут
ответы, анализируют, высказывают свое мнение.
Презентация (вопросы в презентации) определение темы
В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются
три механизма восприятия:
1. зрительно-образное, связанное с фотографиями,
2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,
3. дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением
дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют
целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических
представлений.
Информационно-коммуникативных
средств,
которые
можно
использовать
в
общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической
практики
географического
образования
признано
внедрение
в
учебный
процесс
мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов
позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.
На
уроках
использую
мультимедийные
учебники
по
географии
для
6-10
классов,
электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия.
Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения
еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе
различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные
статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так
что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной
работы,
проектной
и
исследовательской
деятельности
учащихся
по
географии
вне
школьных занятий.
На уроках удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме
«Города
России»
проект
содержит
несколько
интересных
картосхем,
диаграмм,
фотографий, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых
учащиеся собирали информацию в сети Интернет и ежедневной прессе. Продуктом этого
проекта – презентацией я пользуюсь при объяснении темы «Города России». Работая над
созданием презентации, ребята использовали программу Power Point, которой обучились
на уроках информатики.
Например, Город Иркутск
При опросе использую тесты, созданные в программе XL. Но один недостаток
такого опроса – необходимость компьютерного класса и компьютер на каждого ученика.
Например, тест «Географическая широта и долгота»
Таким
образом,
внедрение
в
учебный
процесс
современных
информационных
компьютерных
технологий,
обеспечивает
единство
образовательных,
развивающих
и
воспитательных функций обучения.
Большое
внимание
в
своей
педагогической
деятельности
я
уделяю
учебно-
исследовательской и реферативной работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский
метод
выступает
как
обязательный
при
реализации
краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной
географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
Знакомство со статистическими данными переписи населения.
Обсуждение социальных проблем.
Социологический опрос населения по данной проблеме.
Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе
Excel
Составление компьютерной презентации.
Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Лучшими проектами учащихся «Уникальные города мира» Якунина Алина ученица 7
класса и « Шедевры природы» Горамьевой Вики ученицы 8 класса – заняли в этом году
1 место в районе.
Третья
форма
–
это применение информационных технологий для обеспечения
познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и
т.д.).
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а
иногда большую эффективность в образовательном процессе.
Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей
внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например,
возможно комплексное использование средств ИКТ:
в подготовке и проведении общешкольных праздников;
в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов,
родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
в организации работы с органами ученического самоуправления.
Один из примеров проведение классных часов. Здесь используются и презентации и
видеофрагменты и т.д.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное
время
интересной,
повышают
мотивацию
ученика,
ускоряют
подготовку
к
уроку
и
приносят удовлетворение своей работой.
Внедрение
новых
информационных
технологий
и
компьютерной
техники
в
образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это
относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и
средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных
технологий мультимедийных средств.
Следует
отметить,
что
использование
ИКТ
дает
учителю
широкие
возможности
планировать
свой
урок,
составлять
конспект
занятия,
использовать
кинофрагменты,
электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать,
исследовать,
творить,
развивать
смекалку.
Поэтому
необходимо
искать
самые
разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом
виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой
активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от
использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник
становится
активным,
заинтересованным,
равноправным
участником
обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет
развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с
традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается
образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в
преподавании
географии
является
важным
средством
для
формирования
личности,
гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных
технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая
учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.