Напоминание

Развитие речи ребёнка в условиях семьи


Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Расулова Парида Амиралиевна
Должность: к.п.н. доцент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, магистрант 2 года обучения кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: гор. Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие речи ребёнка в условиях семьи
Раздел: высшее образование





Назад




Джамалудинова Заира Гамзатовна, к.п.н., доцент кафеды

коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ

Расулова Парида Амиралиевна, магистрант 2года обучения

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Аннотация:

в

данной

статье

рассмотрена

проблема

развития

речи

детей, влияние семьи на своевременное появление связной речи ребенка, а

также

рассмотрены

методы

и

средства

развития

речи,

которыми

могут

пользоваться родители.

Ключевые слова: семья, дети, нарушение речи, развитие речи.

Перед современными родителями стоит задача - создать условия для

полноценного

формирования

связной

речи

как

компонента

гармоничного

речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное

участие родителей в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Изучением

проблемы

участия

родителей

в

развитии

связной

речи

дошкольников

занимались

такие

специалисты,

как

М.И.

Лисина,

Е.О.

Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное

развития

связной

речи

ребенка

является

важнейшим

условием

его

полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и

речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого

общения,

в

планировании

и

организации

деятельности

ребенка,

самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и

речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов

памяти,

восприятия,

мышления,

а

также

развития

других

сфер:

коммуникативной и эмоционально-волевой.

Оптимальной ситуацией для развития речи ребенка является его

нахождение в семье при условии, что родители с готовностью включаются в

процесс

развития

речи

своих

детей.

Способности

к

речи,

как

известно,

проявляются

в

деятельности.

Поэтому

ребенку

необходимо

предоставить

возможность

иметь

широкий

выбор

видов

деятельности.

Важно,

чтобы

свободное время было заполнено интересными для него делами.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его

кругозор, создавать ощущение насыщенности, радости бытия. С раннего

детства

ребенку

нужно

открыть

радость

быть

зрителем,

слушателем,

читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению

ребенка к чтению, воспитывать у него любовь к книге.

Можно выделить несколько групп диалогических умений, которые

необходимо сформировать у дошкольника старшей возрастной группы (по

Чиркиной Г. В.):

вступать

в

общение

(уметь

и

знать,

когда

и

как

можно

начать

разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с

другими);

• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию

общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении,

переспрашивать; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать,

излагать

свое

мнение,

приводить

примеры,

оценивать,

соглашаться

или

возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

•говорить

выразительно

в

нормальном

темпе,

пользоваться

интонацией в диалоге;

• умение общаться в паре, в коллективе;

•умение

общаться

для

планирования

совместных

действий,

достижения

результатов

и

их

обсуждения,

участвовать

в

обсуждении

определенной темы;

• уместное использование мимики и жестов.

Ипполитова М.В. выделила в своих работах методы и средства, с

помощью которых родители могут развивать навыки связной речи ребенка

старшего дошкольного возраста:

описание

повествование

рассуждение

пересказ

рассказ

Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для

обучения

разным

типам

высказываний,

поскольку

они

подсказывают

содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного

материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений.

Рассказывание

по

зрительному,

осязательному

или

слуховому

восприятию

носит

описательный

характер

и

подводит

ребенка

к

рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые

воспринимают в данный момент.

Рассказывание по воображению - это творческие рассказы детей. С

психологической

точки

зрения

основой

творческих

рассказов

является

творческое

воображение.

В

новых

комбинациях

детьми

используются

представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с

проблемной

речью

является

организация

специальных

занятий

дома

с

родителями.

Обогащение

словаря

ребенка

происходит

в

процессе

ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как

ведущим

видом

деятельности

дошкольного

детства

является

игра,

ознакомление

с

окружающим

и

обогащения

детского

словаря

взрослым

необходимо

осуществлять,

непосредственно

играя

с

ребенком.

Развивая

умения

соединять

слова

в

словосочетаниях

и

строить

разные

типы

предложений,

можно

использовать

игровые

сюжеты

на

составление

предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым

ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им

пользоваться.

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и

тогда успех не заставит себя ждать.

Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над

правильным произношением ребенка:

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко

и

правильно.

Важно

создание

полноценной

речевой

среды

в

семье:

правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое

общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития

речи,

домашнее

чтение,

стимуляция

детского

творчества,

специально

организованные домашние занятия.

2 . Избегать

ссор

между

родителями

в

присутствии

малыша.

Разговор родителей с детьми только тогда оказывает на них развивающее

влияние, когда в семье создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их

эмоциональное

благополучие,

когда

го сподствует

л и ч н о с т н о -

ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

3. Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним

стихи,

много

читать.

Основным

методом

развития

связной

речи

в

повседневном

общении

является

разговор

родителей

с

детьми

(неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная

и

универсальная

форма

речевого

общения

родителей

с

детьми

в

повседневной жизни. Родители могут разговаривать с детьми по любому

удобному

поводу,

в

разное

время.

Разговор

проходит

в

непринужденной

обстановке,

ребенок

свободно

общается

с

родителями,

спрашивает,

рассказывает о чем-то.

4 . Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков

ребенком.

Важно

развивать

грамматические

навыки

(изменение

слов

по

родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного

слова

от

другого:

красный-краснеть;

жёлтый-желтоватый;

приклеить-

отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой),

синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

5 . Проводить

логопедические

занятия

для

детей

-желательно

в

игровой

форме. Организуя

речевые

игры

и

упражнения,

необходимо

стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес,

развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за

своей и чужой речью.

6.Развивать

у

ребенка

слуховое

внимание,

тренировать

артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук. Необходимо в полной

мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в

процессе

рисования,

лепки,

изготовление

аппликации

и

поделок

будут

способствовать речевому развитию ребенка через развитие мелкой моторики

рук.

7 . Следить

за

своей

речью,

чтобы

она

была

четкой,

плавной,

выразительной, умеренной по темпу. Дети всегда подражают речи взрослых,

так как речь формируется через подражание ребенком движений органов

артикуляции взрослого.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

Взрослые,

подбирая

книги

для

ребенка

должны

учитывать

возрастные

особенности, интересы современных детей, постоянно пополнять детскую

библиотечку.

Очень

важно

неоднократно

возвращаться

к

прочитанному

ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать,

рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Рассматривая и

обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки,

играя в дидактические игры и упражнения, необходимо большое внимание

уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об

этих свойствах, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть

однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

9. Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Речь родителей может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в

виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

Чего делать нельзя при общении с ребенком:

1.Искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить

«детским» языком.

2.При

общении

с

ребенком

использовать

в

своей

р еч и

труднопроизносимые и непонятные для них словам и обороты.

3.Наказывать

ребенка

за

неправильное

произношение

или

передразнивать его.

4 . Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят,

картавят

или

неправильно

произносят

звуки,

для

того,

чтобы

избежать

подражания.

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно

при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его

индивидуальность,

соотнося

свои

требования

с

его

реальными

возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Список литературы:

1.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб, 1993г

2.Выготский Л. С. Проблема возраста //Выготский Л. С. Собрание сочинений:

в 6-ти т.; Т.№ 4. - М.: Педагогика, 1984. -536 с.

3.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы

психологии, №6, 1966.

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

5. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. -М.: Лабиринт, 1998. - 366 с.

6.Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5–7 лет. Ярославль: Академия развития,

2002.

7. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. //

Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 19487. Мазанова Е.

В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. - М.: Издательство Гном, 2014. - 64

с.

8.Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР:

Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез,

2006. - 95 с. - (Библиотека воспитателя).

9.

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Подготовка

к

школе

детей

с

общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994.



В раздел образования