Напоминание

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи


Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Магомедбекова Маида Магомедкеримовна
Должность: к.п.н. доцент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, магистрант 2 года обучения кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: гор. Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи
Раздел: высшее образование





Назад




Джамалудинова Заира Гамзатовна,

к.п.н., доцент кафеды

коррекционной педагогики и специальной

психологии ДГПУ

Магомедбекова Маида Магомедкеримовна,

магистрант 2года обучения

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием

речи

Аннотация: в данной статье рассмотрены оcобенности познавательной

деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, а также влияние

нарушения общения на личностное развитие ребенка.

Ключевые слова: психические процессы, педагоги, дети, нарушение

речи.

Для

детей

с

общим

недоразвитием

речи

характерна недостаточная

сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а

именно:

нарушены

пальцевая

и

артикуляционная

моторика;

нарушены

внимание

и

память;

недостаточно

сформировано

словесно-логическое

мышление [2].

Нарушение артикуляционной моторики у детей с ОНР проявляется в

ограниченности,

слабости

и

неточности

движений

подвижных

органов

артикуляции: языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех

звуков

речи

происходит

тогда,

когда

перечисленные

подвижные

органы

образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами- небом

и

зубами.

Нарушение

артикуляции

звуков

приводит

к

их

дефектному

произношению, общей невнятности, и смазанности речи [2].

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой

моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации

пальцев рук [2].

Связь пальцевой

моторики и

речевой

функции была

подтверждена

исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В.

Антакова- Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Иcенина). Было установлено, что

если

движения

пальцев

рук

ребенка

соответствуют

возрасту,

то

и

речь

соответствует возрасту, если же развитие движений отстает, то и речь не

соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с

общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения отличаются

неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в

кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут

застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень

развития

основных

свойств

внимания:

направленность,

объем,

распределение,

сосредоточенность,

устойчивость,

концентрация

и

переключаемость.

Чаще

всего

отмечается

недостаточная

устойчивость

внимания, ограниченные возможности его распределения [7].

Они не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

К примеру, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке

только квадраты (красные фигурки, круги и т. п.), хлопнуть в ладоши, если

будет названа одежда (продукты, животное и т. п.), собрать в коробочку все

предметы из металла (дерева, пластмассы и т. п.) [3].

Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто

словесном материале без наглядного материала. Поэтому такие дети не могут

воспринимать

в

полном

объеме

пространные,

неконкретные

объяснения

педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей

заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками

вербальная

память

и

продуктивность

запоминания. Дети

часто

забывают

сложные инструкции (трёх- четырёхступенчатые), опускают некоторые их

элементы,

меняют

последовательность

предложенных

заданий.

Нередки

ошибки при описании предметов, картинок, трудно восстанавливают порядок

расположения даже четырех предметов после их перестановки [3].

Так как речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно,

словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько

ниже

возрастной

нормы.

Дети

с

ОНР

испытывают

затруднения

при

классификации

предметов,

обобщении

явлений

и

признаков.

Нередко

их

суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с

другом. Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную

лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают

простейшие

математические

задачи

или

не

в

состоянии

отгадать

даже

несложные загадки [5].

Обладая

полноценными

предпо сылками

для

о в л а д е н и я

мыслительными

операциями,

доступными

их

возрасту,

дети

отстают

в

наглядно -образной сфере мышления, без специального обучения с трудом

овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна

ригидность мышления [1].

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой

функцией [3].

Характерологические (личностные) особенности детей с отклонение

от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой

деятельности.

Так,

на

занятиях

одни

из

них

намного

быстрее

своих

нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают

вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал.

Другие, напротив, сидят спокойно, но на вопросы не отвечают, задания не

воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища [7].

В

процессе

общения

между

собой

некоторые

дети

обнаруживают

повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а

иные,

наоборот-

вялость,

апатию

(они

не

проявляют

интереса

к

играм,

чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки

с

навязчивым

чувством

страха,

склонные

к

проявлению

негативизма

(желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости,

обидчивости [1].

Психическое

развитие

детей

с

ОНР,

как

правило,

опережает

их

речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой

недостаточности. Среди «непринятых и изолированных» оказываются дети,

которые плохо владеют коммуникативными средствами, их попытки общения

со

сверстниками

нередко

приводят

к

вспышкам

агрессивности,

слабая

ориентация дошкольников на сверстников в ходе совместной деятельности.

Таким

образом,

дети

замыкаются

в

себе,

редко

обращаются

к

старшим,

избегают контакта с ними. Комплекс нарушений речевого и когнитивного

развития детей приводит к их изоляции в коллективе сверстников [4].

Список литературы:

1.

Выготский

Л.

С.

Проблема

возраста

//Выготский

Л.

С.

Собрание

сочинений: в 6-ти т.; Т.№ 4. - М.: Педагогика, 1984. -536 с.

2. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. -М.: Лабиринт, 1998. - 366 с.

3. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. //

Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948

4. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. - М.: Издательство

Гном, 2014.- 64 с.

5.

Мартынова

Р.

И.

Сравнительная

характеристика

детей,

страдающих

легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по

логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных

педагогических учебных заведений.

6. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей

раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009. – 184 с.

7.

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Подготовка

к

школе

детей

с

общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994.



В раздел образования