Напоминание

Проблемы коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста, страдающих заиканием


Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Ярметова Джамиля Рафимовна
Должность: к.п.н. доцент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, магистрант 1 года обучения кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: гор. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Проблемы коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста, страдающих заиканием
Раздел: высшее образование





Назад




Джамалудинова З. Г.

к.пед.наук, доцент кафедры коррекционной педагогики

и специальной психологии

Ярметова Д. Р.

магистрант 1 года обучения

Проблемы коммуникативной функции речи детей дошкольного

возраста, страдающих заиканием

Аннотация:

в

данной

статье

описываются

проблемы

развития

коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с заиканием.

Также

в

ней

подчеркивается

важность

комплексного

подхода

в

устранении этой патологии.

Ключевые

слова:

заикание,

коммуникативная

деятельность,

судорожные запинки, комплексный подход.

Речь является основой коммуникативного процесса. Она занимает

важное место в системе высших психических функций человека. Речь

также

является

системным

образованием,

завершающим

структуру

коммуникативной экспрессивности в онтогенезе. При этом она наименее

защищена и наиболее уязвима к воздействию неблагоприятных факторов

как в период своего становления, так в период дальнейшего развития.

Одной

из

самых

древних

в

истории

развития

учения

о

речевых

расстройствах можно считать проблему заикания. В настоящее же время

этой

речевой

патологией

страдает

по

разным

данным

от

1,5

до

3%

населения.

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи,

вызванное

судорожным

состоянием

мышц

артикуляционного

аппарата.

Возникает это расстройство практически всегда в период интенсивного

формирования фразовой речи, то есть в возрасте от 2 до 6 лет. В связи с

этим

у

заикающегося

ребенка

ограничиваются

коммуникативные

возможности,

искажается

развитие

его

психики,

что,

в

свою

очередь,

тормозит формирование многих личностных характеристик и препятствует

его социальной адаптации.

Рассматривая заикание как речевое недоразвитие, Р.Е.Левина считает,

что его суть в преимущественном нарушении коммуникативной стороны

речи. Г. А. Волкова, Е. А. Дьякова, Л. А. Калмаканова, В. И. Селиверстов, Р.

Е. Левина и другие исследователи отмечали в своих работах, что у детей с

заиканием проявляются также общее недоразвитие речи (ОНР), нарушения

формирования

фразовой

речи,

а

также

нарушается

фонетико-

фонематический и лексико-грамматический стой предложения, что еще

больше осложняет комплекс симптомов этого речевого расстройства.

Анализируя практическую и научно-исследовательскую литературу,

можно отметить, что глубина проблемы коммуникативного развития речи

заикающихся детей зависит, в первую очередь, от степени тяжести этого

дефекта.

Так, ряд ученых различают 3 степени тяжести речевых судорог:

1) легкая степень определяется в тех случаях, когда судорожные

запинки возникают только в спонтанной связной речи;

2) средняя степень квалифицируется в тех случаях, когда подобные

запинки проявляются как в монологе, так и в диалоге;

3)

тяжелая

степень

отмечается

в

том

случае,

если

судорожные

запинки наблюдаются во всех формах речи.

Для речи заикающихся детей помимо судорожных речевых запинок

характерны

различные

виды

неплавности

речи.

По

мнению

многих

практиков

степень

тяжести

можно

определить,

исходя

именно

из

возможности

владения

плавной

речью

в

различных

видах

речевой

нагрузки.

В.

И.

Селиверстов

считает,

что

степень

тяжести

заикания

определяется

степенью

концентрированности

заикающегося

на

своём

дефекте. По его же мнению, речь таких детей становится тусклой, вялой,

тихой, невыразительной, так как из-за зацикливания на своем речевом

нарушении приводят к боязни речевого общения и нежеланию говорить.

Ю. А. Кузьмин предлагал более формальные оценки степени тяжести

заикания, таких как: количественные показатели темпа речи, количество

вставок лишних звуков, повторов, пауз и их длительность. Однако эта

степень у одного и того же заикающегося может быть разной. Зависит это

от эмоционального состояния заикающегося в момент речи, от трудностей

формулирования высказывания, от присутствия «трудных звуков» в словах,

из

которого

состоит

высказывание.

Чаще

всего

судорожные

запинки

связаны с фонетическими характеристиками таких звуков, как глухие и

звонкие смычные согласные, в основном «п, т, к», а также возникают на

сочетании этих звуков с другим согласными, например, «тр, ст, кр» и т.п.

Кроме того, предложения, которые по своей грамматической структуре

являются длинными и сложными, тоже часто вызывают подобные речевые

запинки.

В зависимости от этиологии и особенностей проявления заикания

выделяют его невротическую и неврозоподобную форму.

Исследования Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой позволяют выделить

особенности, характерные для каждого из этих форм.

Особенности невротической формы заикания:

1) проявление заикания в возрасте от 2 до 6 лет;

2)

психическая

острая

и

хроническая

травма

является

основной

причиной;

3) присутствие развернутой фразовой речи до появления речевого

дефекта;

4) зависимость судорожных запинок от эмоционального состояния

заикающегося и условий речевого общения;

5) наличие плавной речи при условиях эмоционального комфорта,

при

отвлечении

внимания

от

процесса

говорения

или

при

условии

разговора наедине с собой.

Особенности неврозоподобной формы заикания:

1) начало этого дефекта приходится на возраст от 3-4 лет;

2)

основными

причинами

являются

патологии

матери

во

время

беременности

или

родовые

травмы

(т.

е.

возникает

без

воздействия

внешних факторов);

3)

отмечается

недоразвитие

речи,

выраженное

разной

степенью

тяжести;

4) судорожные запинки мало зависят от внешних ситуаций, но могут

усиливаться при физическом и психическом утомлении;

5)

наблюдается

патология

моторных

функций,

недоразвитие

музыкального слуха, ограниченность органов артикуляционного аппарата,

нарушение речевого дыхания;

6) психическое состояние отличается повышенной возбудимостью

или, наоборот, подавленностью (у таких детей, как правило, неустойчиво

внимание и снижена познавательная активность).

Согласно

исследованиям

ученых,

важной

проблемой

является

коррекция заикания именно в дошкольном возрасте, когда еще невелико

время воздействия патологической речи.

По

мнению

невролога

Л.

О.

Бадаляна,

выбор

метода

лечебно-

коррекционной работы зависит от возраста заикающегося ребенка и формы

этой

патологии.

Таким

образом,

она

должна

начаться

сразу

после

появления

дефекта

речи.

Необходимо

одновременно

проводить

логопедические

занятия,

применять

психотерапевтические

техники,

а

также проводить физиотерапевтическое и медикаментозное лечение. Кроме

того,

требуется

провести

педагогическую

работу

с

родителями

и

с

остальными членами семьи ребенка, страдающего заиканием. Из этого

следует, что лечебно-коррекционная работа при заикании должна быть

комплексной.

При невротическом заикании во время логопедических занятий не

нужно концентрировать внимание ребенка на его речевой дефект, так как

это

может

ускорить

возникновение

логофобии,

тем

самым

отягощая

данную речевую патологию.

Работа

с

заикающимся

ребенком

должна

проводиться

строго

поэтапно.

Важно

формировать

у

него

навыки

самостоятельного

построения

фразы,

умение

задавать

вопросы

и

давать

на

них

полные

ответы.

В

заключении

необходимо

подчеркнуть,

что

исследованная

литература

рекомендует

учитывать

всё

клиническое

многообразие

проявлений заикания и индивидуальные особенности каждого пациента.

Благодаря

этому

можно

успешно

преодолеть

это

тяжелое

системное

речевое

нарушение,

что

дает

возможность

полноценно

развиваться

ребёнку.

Список литературы

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Книга по требованию,2018.–332 с.

2.

Белякова

Л.И.,

Дьякова

Е.

А.

Заикание.

Учебное

пособие

для

студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.:

В.: Секачев,1998-304 с.

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ рече-языковых

параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся / сб. Психолингвистика

и современная логопедия. - «Экономика», М.,1997.- С.156-169

4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. //

А.И. Богомолова. -2004.-134 с.

5.

Волкова

Л.С.

Логопедия:

учебник

для

студ.

дефектол.

фак.

пед.

высш.учеб. заведений/ под редакцией Л.С. Волковой.- 5-е изд.,перераб. и доп.

– М.: Гуматитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2007.-703 с.

6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка. - «Педагогика», М., 1973-144 с.



В раздел образования