Напоминание

"Столовый этикет"


Автор: Шеремет Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 41 им. Г.А. Тарана
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Тема: "Столовый этикет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие на тему: «Столовый этикет»

Воспитатель:

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Что это

такое, как вы думаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Этикет - это слово французского происхождения.

В 16 веке «этикет» означал свод правил поведения при дворе

французского короля. В наше время под этикетом принято

понимать установленный порядок поведения, правила учтивости.

Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен,

деликатен, доброжелателен.

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться со столовым

этикетом. А что же такое этикет?

- Это правила хорошего тона, т.е. поведения везде: дома, на улице,

в гостях, в общественных местах и т.д.

- А столовый этикет – это умение культурно вести себя за столом

во время приема пищи, правильно пользоваться столовыми

приборами.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из

головы.

Каждое правило имеет свой смысл.

Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на

уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и

удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины,

зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей.

Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от

первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди

отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и

на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится

еще слушать замечания:

«Убери локти со стола»!

«Возьми правильно ложку, вилку, нож»!

«Доешь все, что на тарелке»!

Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам

придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно!

Существуют строгие правила поведения во время еды.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и давайте послушаем

сказку. И прошу вас отметить себе, что дети делали неправильно.

Сценка.

...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и

очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее

открытого окна так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь

и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь

живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала,

поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она

встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на

горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны,

другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча

вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на

вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и

щеки и вытер их рукавом.

- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой,

которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать

вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула

Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было

нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть

очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной.

И ушла.

Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети

делали неправильно?

(Ответы детей).

«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»

(правила)

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос,

сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее

блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок,

отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от

этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро

остынет.

5. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами.

Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

6. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с

помощью хлебной корочки.

7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

8. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

9. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не

надо - их легко разломить вилкой.

10. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в

левой.

11. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси

ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

12. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь

стол, а вежливо попроси передать.

13. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв

кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это

невежливо.

14. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на

скатерть не клади.

15. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или

стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку

на блюдце.

16. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к

окружающим, но и вредно.

17. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это

некрасиво и невежливо.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мозговой штурм». Я буду

читать вопрос и варианты ответов, а вам нужно

выбрать правильный.

1. Перед тем, как сесть за стол кушать:

а) Нужно обязательно помыть руки.

б) Не обязательно мыть руки.

в) Можно кушать грязными руками.

2. Как правильно расположить руки, когда ждете подачи

очередного блюда:

а) Положить на стол, как на парту.

б) Спрятать под стол.

в) Взять ложку и вилку и бить ими по столу.

3. Выходя из столовой после еды нужно:

а) Убрать на мойку посуду и поблагодарить поваров.

б) Убежать из столовой, не убрав за собой посуду.

в) Просто убрать посуду и уйти.

– Молодцы, ребята. Мне очень хотелось бы, чтобы вы

запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в

гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный

человек, которого хочется пригласить еще раз. А какие вы

воспитанные мы сейчас проверим. Мы поиграем в игру «Доскажи

словечко». Я буду читать стихи, а вы будете вставлять

пропущенное слово:

1) Мальчик вежливый и развитый

Говорит встречаясь. (Здравствуйте).

2) Зазеленеет даже пень,

Когда услышит добрый. (День).

3) Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь, громко, смело

Говорить. (Спасибо).

4) Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать. (Пожалуйста).

Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен,

деликатен, доброжелателен.

Сервировка стола - искусство, с которым хорошо знакомы все

мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет

взрослым накрыть на стол. Для этого, прежде всего, необходимо

знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу

изготовления. Если посуда из стекла - она (стеклянная, из глины-

(глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из

алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-

… Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы

готовят еду?

Дети: В кастрюле, в сковороде, горшочке.

Воспитатель: Как называется эта посуда?

Дети: Кухонная посуда.

Воспитатель: Из чего мы едим и пьём?

Дети: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Столовая, чайная, кофейная.

Воспитатель: Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю

вам загадки

1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

2. У нее зубцы стальные, длинные и острые, ею подцеплять

кусочки очень даже просто нам (вилка).

3. Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо, только лезвие не

трожь, ну конечно это… (нож).

Игра «Что чем едим»

1. Это ешь вилкой: котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис,

макароны, пельмени, картофель.

2. Это ешь с помощью ножа и вилки: отбивная котлета, курица,

сосиска, жаркое, блины.

3. Это ешь ложкой: каша, творог, суп, йогурт, мороженое.

(Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд.

Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо

есть.)

Теперь можно приступить к сервировке стола.

Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.

Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок

на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок

сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан

годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью,

обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.

Воспитатель: Что же необходимо для того, чтобы накрыть

стол к завтраку?

В группу входит грустная девочка

(переодетый воспитатель)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это к нам пришёл? Как

тебя зовут?

Маша: Меня зовут Маша. Мне сегодня день рождения, ко мне

придут гости, а я не знаю, как правильно накрывать на стол.

Воспитатель: Не расстраивайся Маша, наши ребята тебе

помогут. Правда, ребята.

(Дети накрывают стол: скатертью, ставят салфетки, ставят

блюдца с чашками, чайные ложки, конфетницу с конфетами,

чайник)

Воспитатель: Маша, вот видишь, как надо накрывать стол к

праздничному чаепитию.

Маша: Да, теперь я знаю, как правильно накрывают праздничный

стол. Спасибо вам ребята.

(Во время беседы детей и Маши входит мальчик (переодетый

воспитатель) и без приглашения садится за стол, ноги кладёт на

стул, локти на стол, наливает чай, берёт конфеты и ест,

чавкает, а фантики бросает на пол, чай пьёт очень громко)

Воспитатель: Мальчик, ты кто? Ты что делаешь, мы старались,

а ты?

Саша: (мальчик с набитым ртом отвечает) Меня зовут Саша, я

брат Маши. На, Машка тебе подарок.

Воспитатель: Разве правильно так себя вести?

Саша: Я не знаю. А как правильно?

Воспитатель: Ребята, правильно Саша поступает?

Дети: нет

Воспитатель: А давайте, научим Сашу правилам поведения за

столом:

- за стол можно садиться когда пригласят,

- локти на стол не клади, только кисти рук,

- не чавкать и не разговаривать с полным ртом,

- фантики на пол не бросать,

- Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.

Саша: Спасибо, ребята, что научили меня правилам поведения, я

теперь всегда буду их соблюдать.

Маша: Спасибо ребята, угощайтесь конфетами.

- А теперь, ребята, предлагаю показать нашим гостям как вы

умеете правильно накрыть стол.



В раздел образования