Автор: Аталикова Аксана Хусеновна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ ИМ. В.М.КОКОВА" С.П. КИШПЕК
Населённый пункт: Баксанского муниципального района КБР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение игровых технологий на уроках родного языка и литературы
Раздел: среднее образование
Применение игровых технологий на уроках родного языка и
литературы
Кабардинский язык и литература являются важными предметами для
эстетического
воспитания
учащихся.
На
уроках
кабардинского
языка
и
литературы приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также
усиленно вкладывать свои знания и умения.
С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно,
ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно
лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный
урок
кабардинского
языка
интересным, занимательным
и
любимым
предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это
игра!
В
настоящее
время
особое
внимание
стали
уделять
развитию
творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся
различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Такого рода активность сама
по
себе
возникает
нечасто,
она
является
следствием
целенаправленных
управленческих педагогических воздействий и организации педагогической
среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая
технология
обладает
средствами,
активизирующими
и
интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях
эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К
таким
технологиям
можно
отнести
игровые
технологии.
Именно
их
я
использую
на
уроках
кабардинского
языка.
Цель
игровых
технологий
–
приобрести
конкретные
навыки,
закрепить
их
на
уровне
моторики, перевести знания в опыт.
Цель моей
работы
- обобщить
опыт
по
внедрению
игровых
технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с
использованием игровых технологий;
3.
Определить,
какое
место
игровые
технологии
занимают в учебно-воспитательном процессе;
В своей работе я докажу, что игровые технологии на уроках
кабардинского
языка
и
литературы способствуют
воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так:
«Игровые
технологии
на
уроках
кабардинского
языка
и
литературы».
К
данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением
интереса к учебной деятельности, а в частности, к преподаваемым мною
предметам. Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит,
что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем
актуально. Пересмотрев
ряд
технологий,
я
остановилась
на
игровых
технологиях,
потому
что
они
способствуют
развитию
познавательной
активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на
уроке.
Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для
них
служат
не
развлекательные
шарады
и
загадки,
а
обычные
учебные
упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают
задания
довольно
трудные
и
скучные,
но
необходимые
для
закрепления
знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И
здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.
Игровые технологии я использую как в 5- 7-х классах. Мне как
учителю кабардинского языка и литературы приходится почти каждый день
решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не
проходили
однообразно
и
скучно?.
Для
меня
важно
сделать
почти
ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и
обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят
уроки - игры, уроки – путешествия. Разумно и уместно используя подобного
рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем
самым
создаёт
почву
для
лучшего
восприятия
большого
и
сложного
материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно.
Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках
работают
с
большим
увлечением.
Если
же
урок
построен
в
форме
соревнования,
то,
естественно,
у
каждого
учащегося
возникает
желание
победить,
а
для
этого
они
должны
иметь
хорошие
знания
(ученики
это
понимают
и
стараются
лучше
подготовиться
к
уроку).
После
каждого
подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что
свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в среднем
звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах
подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но
это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
По определению, игра – это вид деятельности, направленный на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением
Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Игра
требует
от
участников
сообразительности,
внимания,
учит
выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность,
вырабатывает
учение
быстро
ориентироваться,
находить
правильные
решения,
создает
ситуацию
азарта,
поиска,
вызывает
стремление
помочь
своей
команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает
меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении
конкретных разделов лингвистики.
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ
передачи
знаний,
мудрости,
житейского
опыта
новому
поколению.
Игра
наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в
творчество.
В
современной
школе,
делающей
ставку
на
активизацию
и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного предмета;
· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной
технологии;
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
· Как технологии внеклассной работы.
Понятие
«игровые
педагогические
технологии»
включает
достаточно
обширную
группу
методов
и
приёмов
организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В
отличие
от
игр
вообще
педагогическая
игра
обладает
существенным
признаком
–
чётко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и
характеризуются
учебно
–
познавательной
направленностью. Игровая
форма
занятий
создаётся
на
уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как
средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация
игровых
приёмов
и
ситуаций
при
урочной
форме
занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель
ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её
средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное
выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.
Игры-упражнения. Они
совершенствуют
познавательные
способности
учащихся,
способствуют
закреплению
учебного
материала,
развивают
умение
применять
его
в
новых
условиях.
Примеры
игр-
упражнений: кроссворды, ребусы, викторины (см. приложение).
«Запятые, не теряйтесь!»
Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи.
Игра «Расшифруй текст»
Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.
2. Игры-путешествия. Эти
игры
способствуют
осмыслению
и
закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может
быть
выражена
в
виде
рассказов,
дискуссий,
творческих
заданий,
высказывания гипотез.
«Путешествие»
Во
время
проведения
уроков
–путешествий необходимо
придумать
названия географических объектов с интересными названиями.
Игра «Верю-не верю».
Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы
по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями
учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических
игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
«Стихотворный бой»
Такую игру можно провести на уроке литературы, когда пройдена тема
лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного
поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают
по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить
стихотворные строки.
«Эстафета
восторга» Хорошо
подходит
при
изучении
глагола.
Используя
данные
глаголы
,
обозначающие
чувства
(любить,
радоваться,
восхищаться,
восторгаться,
наслаждаться,
обожать),
с о с т а в ьт е
словосочетания или предложения.
Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на
две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам
команд,
сидящим
первыми,
карточки
с
записанными
на
них
глаголами
чувства.
Выполнив
задания,
члены
команд
передают
карточки
сидящим
сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее)
составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить
существительные или прилагательные.
«Найди пару»
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них
главное
и
придаточное.
Побеждает
та
команда,
которая
соберет
больше
предложений.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен
быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или
выбранных
лиц.
Учет
результатов
соревнования
должен
быть
открытым,
ясным, справедливым.
Какова же роль учителя в дидактической игре? Учитель подготавливает
игру-
выбор
игровой
формы,
ставит
дидактическую
задачу,
создает
необходимый дидактический материал, подготавливает учащихся. Учитель,
как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при
необходимости
активизирует
ее
ход
разнообразными
приемами,
поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Учитель оценивает результат игры- он всегда является показателем
уровня
достижений
обучающихся
или
в
усвоении
знаний
или
в
их
применении. Учитель оценивает степень интереса к игре. Если он ослабевает,
то предпринимаются действия, ведущие к смене обстановки - вплоть до
прекращения игры.
Дидактические
игры,
даже
не
внося
ничего
нового
в
знания
школьников, приносят большую пользу тем, что учат применять знания в
новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует
проявления разнообразных форм умственной деятельности.
Та к и м
о б р а зом ,
с о р е в н о ва н и е
с п о с о б с т вуе т
у с и л е н и ю
работоспособности всех учащихся. Ребятам будет интереснее на таком уроке,
где им предоставляется возможность работать, высказываться, участвовать в
учебном
процессе
как
можно
активнее.
С
помощью
разнообразных
технологий,
применяемых
мною
на
уроках
кабардинского
языка
и
литературы, у ребят формируется интерес к предметам, а отсюда и желание
получить как можно больше знаний.