Напоминание

Применение игровых технологий на уроках родного языка и литературы


Автор: Аталикова Аксана Хусеновна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ ИМ. В.М.КОКОВА" С.П. КИШПЕК
Населённый пункт: Баксанского муниципального района КБР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение игровых технологий на уроках родного языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Применение игровых технологий на уроках родного языка и

литературы

Кабардинский язык и литература являются важными предметами для

эстетического

воспитания

учащихся.

На

уроках

кабардинского

языка

и

литературы приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также

усиленно вкладывать свои знания и умения.

С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно,

ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно

лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный

урок

кабардинского

языка

интересным, занимательным

и

любимым

предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это

игра!

В

настоящее

время

особое

внимание

стали

уделять

развитию

творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся

различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Такого рода активность сама

по

себе

возникает

нечасто,

она

является

следствием

целенаправленных

управленческих педагогических воздействий и организации педагогической

среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая

технология

обладает

средствами,

активизирующими

и

интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях

эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К

таким

технологиям

можно

отнести

игровые

технологии.

Именно

их

я

использую

на

уроках

кабардинского

языка.

Цель

игровых

технологий

приобрести

конкретные

навыки,

закрепить

их

на

уровне

моторики, перевести знания в опыт.

Цель моей

работы

- обобщить

опыт

по

внедрению

игровых

технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

1. Раскрыть особенности педагогических игр;

2. Показать возможную методику организации уроков с

использованием игровых технологий;

3.

Определить,

какое

место

игровые

технологии

занимают в учебно-воспитательном процессе;

В своей работе я докажу, что игровые технологии на уроках

кабардинского

языка

и

литературы способствуют

воспитанию

познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так:

«Игровые

технологии

на

уроках

кабардинского

языка

и

литературы».

К

данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением

интереса к учебной деятельности, а в частности, к преподаваемым мною

предметам. Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит,

что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем

актуально. Пересмотрев

ряд

технологий,

я

остановилась

на

игровых

технологиях,

потому

что

они

способствуют

развитию

познавательной

активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на

уроке.

Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для

них

служат

не

развлекательные

шарады

и

загадки,

а

обычные

учебные

упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают

задания

довольно

трудные

и

скучные,

но

необходимые

для

закрепления

знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И

здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Игровые технологии я использую как в 5- 7-х классах. Мне как

учителю кабардинского языка и литературы приходится почти каждый день

решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не

проходили

однообразно

и

скучно?.

Для

меня

важно

сделать

почти

ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и

обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят

уроки - игры, уроки – путешествия. Разумно и уместно используя подобного

рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем

самым

создаёт

почву

для

лучшего

восприятия

большого

и

сложного

материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно.

Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках

работают

с

большим

увлечением.

Если

же

урок

построен

в

форме

соревнования,

то,

естественно,

у

каждого

учащегося

возникает

желание

победить,

а

для

этого

они

должны

иметь

хорошие

знания

(ученики

это

понимают

и

стараются

лучше

подготовиться

к

уроку).

После

каждого

подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что

свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в среднем

звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах

подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но

это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

По определению, игра – это вид деятельности, направленный на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игра

требует

от

участников

сообразительности,

внимания,

учит

выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность,

вырабатывает

учение

быстро

ориентироваться,

находить

правильные

решения,

создает

ситуацию

азарта,

поиска,

вызывает

стремление

помочь

своей

команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает

меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении

конкретных разделов лингвистики.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ

передачи

знаний,

мудрости,

житейского

опыта

новому

поколению.

Игра

наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.

Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в

творчество.

В

современной

школе,

делающей

ставку

на

активизацию

и

интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в

следующих случаях:

· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,

темы и даже раздела учебного предмета;

· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной

технологии;

· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

· Как технологии внеклассной работы.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную

группу

методов

и

приёмов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В

отличие

от

игр

вообще

педагогическая

игра

обладает

существенным

признаком

чётко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые

могут

быть

обоснованы,

выделены

в

явном

виде

и

характеризуются

учебно

познавательной

направленностью. Игровая

форма

занятий

создаётся

на

уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как

средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация

игровых

приёмов

и

ситуаций

при

урочной

форме

занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель

ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность

подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её

средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит

дидактическую

задачу

в

игровую;

успешное

выполнение

дидактического задания связывается с игровым результатом.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.

Игры-упражнения. Они

совершенствуют

познавательные

способности

учащихся,

способствуют

закреплению

учебного

материала,

развивают

умение

применять

его

в

новых

условиях.

Примеры

игр-

упражнений: кроссворды, ребусы, викторины (см. приложение).

«Запятые, не теряйтесь!»

Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи.

Игра «Расшифруй текст»

Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.

2. Игры-путешествия. Эти

игры

способствуют

осмыслению

и

закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может

быть

выражена

в

виде

рассказов,

дискуссий,

творческих

заданий,

высказывания гипотез.

«Путешествие»

Во

время

проведения

уроков

–путешествий необходимо

придумать

названия географических объектов с интересными названиями.

Игра «Верю-не верю».

Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы

по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями

учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических

игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

«Стихотворный бой»

Такую игру можно провести на уроке литературы, когда пройдена тема

лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного

поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают

по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить

стихотворные строки.

«Эстафета

восторга» Хорошо

подходит

при

изучении

глагола.

Используя

данные

глаголы

,

обозначающие

чувства

(любить,

радоваться,

восхищаться,

восторгаться,

наслаждаться,

обожать),

с о с т а в ьт е

словосочетания или предложения.

Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на

две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам

команд,

сидящим

первыми,

карточки

с

записанными

на

них

глаголами

чувства.

Выполнив

задания,

члены

команд

передают

карточки

сидящим

сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее)

составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить

существительные или прилагательные.

«Найди пару»

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них

главное

и

придаточное.

Побеждает

та

команда,

которая

соберет

больше

предложений.

При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен

быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или

выбранных

лиц.

Учет

результатов

соревнования

должен

быть

открытым,

ясным, справедливым.

Какова же роль учителя в дидактической игре? Учитель подготавливает

игру-

выбор

игровой

формы,

ставит

дидактическую

задачу,

создает

необходимый дидактический материал, подготавливает учащихся. Учитель,

как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при

необходимости

активизирует

ее

ход

разнообразными

приемами,

поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Учитель оценивает результат игры- он всегда является показателем

уровня

достижений

обучающихся

или

в

усвоении

знаний

или

в

их

применении. Учитель оценивает степень интереса к игре. Если он ослабевает,

то предпринимаются действия, ведущие к смене обстановки - вплоть до

прекращения игры.

Дидактические

игры,

даже

не

внося

ничего

нового

в

знания

школьников, приносят большую пользу тем, что учат применять знания в

новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует

проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Та к и м

о б р а зом ,

с о р е в н о ва н и е

с п о с о б с т вуе т

у с и л е н и ю

работоспособности всех учащихся. Ребятам будет интереснее на таком уроке,

где им предоставляется возможность работать, высказываться, участвовать в

учебном

процессе

как

можно

активнее.

С

помощью

разнообразных

технологий,

применяемых

мною

на

уроках

кабардинского

языка

и

литературы, у ребят формируется интерес к предметам, а отсюда и желание

получить как можно больше знаний.



В раздел образования