Автор: Мальцева Елена Викторовна Должность: учитель музыки Учебное заведение: ШКОЛА №4 Населённый пункт: Свердловская область, город Талица Наименование материала: конспект Тема: Творчество М.К.Чурлёнис Раздел: среднее образование
С
Посмотр
и, что у
меня в
руках -
маленьк
ое чудо
- новый
Мир!
Я его
принес
издалек
а,
где твои
ладошк
и, на -
возьми.
Он
рожден
в
горниле
дальних
звезд,
он был
мал,
беспомо
щен и
слеп.
Я тебе
его в
подарок
нес -
самой
дорогой
из
Королев
.
Погляди
, он
светитс
я в ночи
-
ласковы
й,
животво
рящий
свет.
Этим
светом
мы
подари
м жизнь
самой
лучшей
из
твоих
планет.
Светом
мы
растопи
м шапки
льда,
воздух,
землю,
воду
оживим,
а на
небоскл
он -
взойдет
звезда,
названн
ая
именем
твоим
Завари
на
кухне
крепкий
чай...
Я -
Король,
и кое-
что
могу:
сохран
ю и
буду
защища
ть,
только
от тебя
- не
сберегу.
..
Ты с
ним
свысока
не
говори,
он
возьмет
- и
просто
не
поймет.
От
непони
мания -
сгорит,
а от
невнима
ния -
умрет.
В
заполо
шной
суматох
е дней
может
потерят
ься по
пути,
а
найти...
найти
всегда
трудней
,
можно
ведь и
вовсе
не
найти.
Ты хотя
бы
поняла,
О ЧЕМ?
Или
ждешь
еще
каких-
то слов?
Дай мне
руку -
вот мое
плечо.
Кто
сказал,
что Мир
- не
есть
Любовь.
..
Микало
юс
Констан
тинас
Чюрлен
ис был
музыка
нтом,
художн
иком,
поэтом.
Это был
человек
который
мечтал
о
единени
и
искусст
в. Во
всей
мировой
живопи
си
произве
дения
этого
мастера
занима
ют
особое
место.
Он
один из
самых
любимы
х моих
художн
иков.
По
моему
его
картины
просто
волшеб
ные.
Пусть
они и
вам
подарят
сказку в
эти
предро
ждестве
нские
дни.
Чюрлё
нис.
Микало
юс
Конста
нтинас
Чюрлё
нис.
Удивит
ельный
,
прекра
сный,
велики
й
художн
ик,
композ
итор,
музыка
нт,
педаго
г,
общест
венный
деятел
ь,
извест
ный и
выдаю
щийся
сын
литовс
кого
народа
, но
принад
лежащ
ий
всему
челове
честву.
Синтез
ом
музыки
и
живопи
си
приотк
рыл
тайны
жизни
во
Вселен
ной.
Накану
не
космич
еской
эры,
накану
не
освоен
ия
Космос
а
наукой
и
техник
ой
мысль
этого
необыч
ного
челове
ка,
мысль
духовн
ая,
филосо
фская,
мысль
красот
ы и
радост
и, шла
вперед
и. Она
открыл
а
Врата
эры
Космос
а
сознан
ию
челове
чества.
Об
этом
гениал
ьном
творце
написа
но уже
много,
писали
о нём
многие
, и
весьма
славны
е,
извест
ные
люди.
Его
творче
ство
опреде
лялось
как
«Мир
Чюрлё
ниса»,
как
новый,
открыв
аемый
им
«Конти
нент»,
называ
лось —
«Мир
как
больша
я
симфо
ния» и
т.д.
Всё это
красив
ые,
образн
ые,
художе
ственн
ые
опреде
ления,
но,
если
вдумат
ься по-
настоя
щему,
— всё
же
неверн
ые,
уводящ
ие в
сторон
у от
истинн
ой сути
Дара
этого
творца.
Дара,
принес
ённого
всему
челове
честву.
Он не
создав
ал
своего
субъек
тивног
о,
только
в его
вообра
жении
сущест
вующе
го
Мира,
этакого
«Мира
Чюрлё
ниса».
Он не
открыв
ал
никако
го
невида
нного
доныне
«Конти
нента»
, что
сущест
вует
где-то
в
небыва
лых
простр
анства
х.
Ближе
к
истине
выраж
ение
«мир
как
больша
я
симфо
ния»,
но и
это
опреде
ление
ставит
создан
ное им
отдель
но,
будто
паралл
ельно
сущест
вующе
му
миру.
Однако
главне
йшая
суть
искусст
ва
Чюрлё
ниса
именно
в том,
что
говори
л он
своим
самобы
тным,
неповт
оримы
м,
только
ему
присущ
им
языком
образо
в о
нашем,
самом
реальн
ом,
объект
ивно
сущест
вующе
м
мире,
бытии,
в
которо
м все
мы
сущи,
где
челове
чество
уже
миллио
ны лет
обитае
т, но
говори
л так,
как он
сам
всей
сутью
своего
сознан
ия
видел,
ощуща
л,
понима
л.
Просто
— он
наш
реальн
ый мир
воспри
нимал
горазд
о
реальн
ее,
острее,
глубже
, чем
мы,
ведь
мы
привык
ли
считат
ь его
обычн
ым,
воспри
нимать
как
обычно
е. А
ведь
на
самом
деле
жизнь
в
Космос
е
соверш
енно
необыч
на, она
— как
Велико
е Чудо.
Почему
он так
мог? В
этом —
вся его
личнос
ть,
индиви
дуальн
ость,
характ
ер, его
прирож
дённая
чуткост
ь,
впечат
литель
ность,
утончё
нность
чувств,
глубок
ое
проник
новени
е
мысли,
творче
ской и
пласти
чной,
— весь
компле
кс
сознан
ия,
присущ
ий
творче
скому
челове
ку,
гениал
ьному
вырази
телю
истины
жизни.
Верно
понять
то, что
он
создал,
понять
его
картин
ы,
музыку
в
живопи
сном
исполн
ении,
его
темати
ческие
циклы,
«сонат
ы»,
«фуги»
вовсе
не
просто.
Ранее
ведь
такого
искусст
ва
никогд
а не
было.
Не
просто
было
понять
всё это
и
соврем
енника
м на
его
первых
персон
альных
выстав
ках.
Хотя,
казало
сь бы,
тогда,
в
присут
ствии
самого
автора,
это
было
проще
— с его
слов.
Но нет!
Микало
юс
Конста
нтинас
не
любил
объясн
ять
свои
произв
едения
. Мало
того,
такие
вопрос
ы
непони
мающи
х
зрител
ей
явно
были
ему
досадн
ы.
Ведь
так
ясно
выраж
ено! И
ведь
отсутст
вие
чуткост
и,
вдумчи
вости у
публик
и
унижае
т его
народ,
обидно
за
людей.
И с
другой
сторон
ы —
искусст
во
говори
т о
том,
что
словам
и не
вырази
ть.
Иначе
оно не
искусст
во.
Растол
ковыва
ть
словам
и то,
что
ими
невыра
зимо,
—
значит
унижат
ь,
упрощ
ать,
примит
ивизир
овать
само
творен
ие. Это
недопу
стимо!
И он
отвеча
л:
«Долг
художн
ика —
создат
ь
произв
едение
, а
долг
зрител
я —
понять
его». И
уходил
от
вопро
шающи
х.
Он —
истинн
ый
художн
ик. Он
выполн
ил
свой
долг.
Он
создал.
Он
раскры
л
ранее
не
раскры
ваемое
окно
в
сущест
вующи
й
реальн
о
велики
й Мир,
в его
велики
е,
вечные
глубин
ы. Его
искусст
во
теперь
призна
но
всем
просве
щённы
м
челове
чество
м.
После
первог
о
полёта
челове
ка в
Космос
, после
полёта
Юрия
Гагари
на, в
США
была
издана
книга о
Космос
е в
изобра
зитель
ном
искусст
ве.
Больш
инство
иллюст
раций
в ней
— с
работ
Чюрлё
ниса. В
этом
году
исполн
яется
100
лет со
дня
ухода
этого
гениал
ьного
челове
ка с
земног
о
плана,
и в
связи с
этим
ЮНЕСК
О
провоз
гласил
о 2011
год
годом
Чюрлё
ниса. И
ведь
совпал
а ещё
дата —
50 лет
тому
назад
состоя
лся
полёт
Юрия
Гагари
на.
Поэтом
у ныне
и Год
космон
автики
в
нашей
стране.
Микало
юс
Конста
нтинас
умер
10
апреля
1911
года, а
через 2
дня, 12
апреля
, но
спустя
ровно
полвек
а,
первый
челове
к
Земли,
наш
соотеч
ествен
ник,
взлете
л в
Космос
и
земны
ми
глазам
и
увидел
мощь
этой
гранди
озной
реальн
ости
Мирозд
ания,
где мы
обитае
м.
Чюрлё
нис
свой
долг
творца,
долг
челове
ка-
творца,
челове
ка —
гражда
нина
Вселен
ной,
челове
ка,
живущ
его
всеобъ
емлющ
им
поняти
ем
своей
ответст
веннос
ти за
Жизнь
Мирозд
ания,
—
выполн
ил.
Остало
сь нам
выполн
ить
свой
долг.
Долг
зрител
я, долг
сограж
данина
велико
й
Жизни
на
нашей
цветущ
ей
планет
е —
понять
! И
понять
по-
настоя
щему,
именно
так,
как
подраз
умевал
сам
творец.
А как к
этому
подсту
питься
?
Есть
художн
ики,
изобра
жающи
е на
своих
полотн
ах то,
что
видят,
видят
глазам
и в
окружа
ющем
мире,
работа
ющие
честно
и
доброс
овестн
о. Это
—
изобра
зители.
Есть
другие,
что
создаю
т
формы
реальн
ой
жизни
сознан
ием,
запеча
тлеваю
т то,
что
знают
и
понима
ют, что
так
должно
быть,
работа
ют
соглас
но
сущест
вующи
м
метода
м,
школа
м. Это
мастер
а-
изобре
татели.
Есть
ещё
иные,
что
полны
вдохно
вения
перед
Прекра
сным,
творят
то, что
осозна
ли в
экстазе
перед
чудом
Жизни,
в
радост
и
Красот
е. Это
—
вырази
тели. А
есть
ещё
иные,
родив
шиеся
с
особым
даром,
проник
ающие
в саму
суть
Бытия,
вдохно
влённы
е
высши
м
вдохно
вением
,
можно
сказать
—
Музами
. Это
те, кто
раскры
вают
врата
тайн
Мирозд
ания,
то, что
за
покрыв
алом
видимо
сти, то,
что
состав
ляет
саму
суть
Истины
. Они
не
просто
послед
овател
и
какой-
то
школы
изобра
зитель
ного
искусст
ва, они
не
кульми
нируют
высши
е
достиж
ения
какого-
то
художе
ственн
ого
стиля,
они —
новые.
До них
ничего
такого
не
было.
Не
сущест
вовало
такого
метода
и такой
школы.
Для
них
нет
ниши в
уже
сущест
вующи
х
искусст
воведч
еских
схемах
. Они
первые
и
первоп
роходц
ы.
Этими
тропам
и ещё
никто
не
ходил.
Таковы
х в
истори
и
челове
ческой
культу
ры не
много.
Жизнь
их —
тернов
ый
венец,
ибо
они
далеко
обогна
ли
привыч
ный
уровен
ь
сознан
ия
масс. О
них
говоря
т, что
они
оперед
или
своё
время.
Но в
действ
ительн
ости
это не
так.
Они
появля
ются
именно
ко
времен
и,
даже
— в
послед
ний
момент
.
Просто
всё
осталь
ное
челове
чество
запазд
ывает
в
развит
ии.
В
развит
ии
того,
что
уже
подош
ло для
осозна
ния,
для
освоен
ия.
Они
творят
не
глазам
и, не
умом,
не
восторг
ом
чувств,
а
проник
новени
ем
высши
ми
центра
ми
своего
сознан
ия в
суть
явлени
й,
проник
новени
ем в
мир
причин
, а не
следст
вий.
Обычн
о
говоря
т, что
такие
творцы
приход
ят со
своим
миром,
особым
талант
ом. Да,
это
так,
отрица
ть
этого
нельзя.
Способ
ы
выраж
ения,
образы
,
символ
ы у
них
свои и
очень
ярко
отлича
ются от
всего
предыд
ущего.
Однако
если
было
бы
только
это, то
был бы
налицо
лишь
их
субъек
тивный
мир,
только
им
понятн
ый. Но
ведь
поверх
этого
они
приход
ят со
способ
ностью
, очень
тонкой
и
обостр
ённой,
ощуща
ть
смысл
и
тайну
реальн
ого
бытия
Вселен
ной,
раскры
вать её
такой,
какова
она в
действ
ительн
ости.
Это —
творцы
,
открыв
атели,
создат
ели.
Но как
подойт
и к
понима
нию
таких
гениал
ьных
творцо
в?
Именно
такое
опреде
ление
они
заслуж
ивают.
Ведь
хочетс
я,
подобн
о им
самим,
как на
горных
верши
нах,
как на
высоко
м
перева
ле,
встать
перед
открыв
ающим
ся
просто
ром,
вдохну
ть
глубок
о всей
грудью
и
глянут
ь на
Мир и
увидет
ь его
Чудом.
Что
может
помочь
в
таком
понима
нии?
Во-
первых
,
изучен
ие
источн
иков,
матери
алов,
биогра
фии,
исслед
ований
творче
ства,
того,
что
уже
написа
но
искусст
воведа
ми,
воспом
инаний
соврем
еннико
в.
Созерц
ание и
обдумы
вание
образо
в в
произв
едения
х.
Можно
сказать
—
попытк
а
разгад
ывать
идеогр
аммы
смысла
картин
. Это —
интелл
ектуал
ьное
освоен
ие
темы.
Но оно
не даст
полнот
ы
понима
ния.
Это
всего
лишь
инфор
мацион
ный
матери
ал,
которы
й, тем
не
менее,
надо
освоит
ь.
Такой
этап
необхо
дим.
Есть
дальне
йшая
ступен
ь. Это
—
встать
с ним
рядом,
ходить
по
коре
нашей
Планет
ы с
ним
вместе,
если
выбрал
и
Чюрлё
ниса,
то — в
тишине
слушат
ь
«музык
у»
литовс
кого
соснов
ого
леса
вместе
с ним,
вместе
созерц
ать
сверка
ющую
на
солнце
речку
Ратнич
еле,
стоять
у
берего
в
янтарн
ого
Балтий
ского
моря,
наблюд
ать его
и в
штиль,
и в
бурю,
загляд
ывать
в
глубин
ы
синего
неба,
где
загадо
чные
облачн
ые
образо
вания
горних
миров,
вникат
ь в
звёздн
ые
знаки
на
бескра
йнем
ночном
небе...
Но это
—
только
рядом,
только
подоби
е тех
ощуще
ний,
что
испыты
вал он.
Надо
поднят
ься на
третью
ступен
ь. Надо
стать
самому
таким
же
творцо
м, надо
пробуд
ить в
себе
тончай
шие
рецепт
оры
воспри
ятия
Мирозд
ания,
от
былинк
и до
велича
йших
космич
еских
тел,
проник
нуться
истинн
ым
уважен
ием и
бережн
остью
ко
всему,
что
суще,
—
цветку
в поле,
младен
цу на
лужайк
е,
птице
в небе,
к
таинст
венной
тишине
ночи...
И
видеть
всё это
не
«будто
бы
впервы
е», а
поисти
не
впервы
е.
Видеть
самому
,
трепет
ать
перед
величи
ем
сотвор
ённого
Мира
своим
сердце
м. И
осозна
вать —
Мир
божест
венен,
Мир
весь
есть
тайна
неразг
аданна
я, Мир
весь
есть
Красот
а, Мир
весь
есть
необыч
ное,
Мир
весь
есть
вечное
открыт
ие!
Надо
жить,
как
жил
Мастер
. Это
есть
постиж
ение
Мастер
а. Это
есть
понима
ние
Мастер
а.
Мастер
. Он
действ
ительн
о
Мастер
. Этому
есть
вещест
венные
доказа
тельств
а. На
его
родине
, в
Литве,
в
городе
Друски
нинкай
, где
сохран
ились
дома
его
семьи,
где
ныне
его
мемори
альный
музей,
в
одной
из
комнат
воссоз
дана
его
творче
ская
мастер
ская.
Там на
мольбе
рте
стоит
начата
я и
неокон
ченная
картин
а,
вернее
—
графич
еский
лист,
видимо
предна
значав
шийся
для
дальне
йшей
работы
акваре
лью.
На нём
остро
заточе
нным
каранд
ашом
наведё
н
рисуно
к, но
не весь
лист
им
заполн
ен.
Рисуно
к не
заверш
ён,
внизу
листа
ещё
просто
белая
бумага
. Но
где он
есть,
там
уже
живёт
в
линиях
действ
о в
космич
еском
простр
анстве.
Здесь
некие
лучи
прониз
ываютс
я
множес
твом
волн,
течени
й,
завихр
ений.
Белый
лист,
каранд
аш и —
рука
Мастер
а
верно
ведёт
очерта
ния
образо
в, уже
живущ
их
перед
мыслен
ным
взором
художн
ика.
Нигде
не
видно
следов
работы
резинк
ой,
никаки
х
предва
ритель
ных
вспомо
гатель
ных
линий,
никаки
х
поправ
ок,
поиско
в. Вся
картин
а
готова
в
сознан
ии
автора,
остаётс
я
только
её
запеча
тлеть в
матери
але. И
каждая
линия,
нанесё
нная
на
бумагу,
уже —
жизнь,
музыка
, ритм,
свет.
Всё
верно
и
безоши
бочно.
Так
работа
ют
Мастер
а. Так
работа
л
Моцарт
, когда
писал
музыку
. Сразу
и в
заверш
ённом
виде.
Она
жила в
нём.
Он её
внутри
слыша
л.
Гармон
ично,
сильно
и
образн
о. Так
писал
свои
стихи и
поэмы
гениал
ьный
Лермон
тов.
Есть
такие
творцы
, хотя
их не
много.
Как
подойт
и к
Мастер
у, что
взять
первы
м в
руки,
чтобы
встать
на эту
третью
ступен
ь?
Надо
идти к
истока
м. К
тому, с
чего он
начал
сам. С
его
детств
а, с его
семьи,
с его
родины
, с его
неба,
его
мечты.
Впервы
е
увидет
ь его
—
Челове
ка.
Очень
ведь
часто,
если
не в
больши
нстве
случае
в,
художн
ик,
музыка
нт,
поэт,
давно
ушедш
ий из
жизни,
станов
ится
этаким
символ
ом,
сущест
вом
идеаль
ным,
образц
овым,
но
схемат
ически
м,
давно
хресто
матийн
о
опреде
лённы
м и
измере
нным.
Но
ведь
это —
потеря
главно
го
понима
ния
творца
!
Творец
—
челове
к со
всеми
сложне
йшими
нюанса
ми
чувств,
пережи
ваний,
впечат
лений,
но
только
более
остро,
чутко,
глубок
о
воспри
нимаю
щий
жизнь.
Для
понима
ния
Чюрлё
ниса
первы
м
делом,
пожалу
й,
необхо
димо
поняти
е
чуткост
и и
утончё
нной
воспри
имчиво
сти,
неторо
пливой
вдумчи
вости.
Ведь в
действ
ительн
ости
именно
эти
качест
ва
были
присущ
и тому
окруже
нию, в
которо
м он
рос,
тому
сослов
ию, где
он
развив
ался,
той
семье,
где он
родилс
я. Они
соверш
енно
точно
характ
еризов
али и
его
сестру,
Валери
ю
Чюрлё
ните-
Каруже
не, с
которо
й я
имел
счасть
е быть
знаком
ым,
встреч
аться,
беседо
вать.
Она
вся
была
как
затихш
ий,
очень
верно
настро
енный
музыка
льный
инстру
мент.
Внешн
е
ничем
не
примеч
ательн
ая
пожила
я
женщи
на, ей
уже
было
за 80,
но
выгляд
ела не
более
чем на
70.
Очень
спокой
ная,
внутре
нне и
внешн
е
гармон
ичная,
говори
ла
тихим
голосо
м,
ненавя
зчивым
, но
убеждё
нным в
своей
глубин
ной
сути.
Внешн
ее и
внутре
ннее
было в
ней
едино.
Литовс
кие
друзья
устрои
ли мне
эту
встреч
у с
сес-
трой
велико
го
Мастер
а. Не с
дочерь
ю, не с
внучко
й, а
именно
с
родной
сестро
й, из
той
единой
большо
й
семьи
Чюрлё
нисов,
что
жили в
той
прекра
сной
местно
сти —
Друски
нинкай
и где
все
были
музыка
нты и
все
жили
едины
м
духом
истинн
ого,
честно
го
искусст
ва.
Честь,
правда
,
справе
дливос
ть
были
на
первом
месте.
Если
что-то
надо
было
доказа
ть, то
достат
очно
было
сказать
: «Это
слово
чести»,
и этому
верило
сь
безого
ворочн
о. Лжи,
обману
,
чванст
ву,
карьер
изму
места
не
было.
Все
будто
предст
ояли
перед
ликом
Истины
.
Древни
е и
вековы
е устои
нравст
веннос
ти
народа
.
Валери
я
Чюрлё
ните-
Каруже
не
работа
ла
консул
ьтанто
м в
Музее
Чюрлё
ниса в
Каунас
е. Я в
этом
музее
был
уже
много
раз, а
теперь
прошё
л всю
экспоз
ицию
творен
ий её
брата
вместе
с ней и
вместе
с ней
смотре
л на
произв
едения
, давно
в
общем-
то
извест
ные и
по-
своему
обдума
нные.
Но это
созерц
ание
их
вместе
с
сестро
й
гения
было
незабы
ваемо
особым
. Все
картин
ы
воспри
нимали
сь
очень
легко,
очень
естеств
енно
входил
и в
сознан
ие, как
нечто
само
собой
ясное
и
несомн
енно
сущест
вующе
е. И
было
понятн
о, что
для
неё,
этой
женщи
ны, всё
сотвор
ённое
её
братом
есть
истинн
ое
состоя
ние
Мира,
где мы
живём
и
дышим
. Таким
видел
и
ощуща
л Мир
её
брат,
так
видит
и она.
И я,
идя с
такой
Музой
и
созерц
ая все
изобра
жённы
е
сюжет
ы,
вдыхал
суть
того,
что
истинн
о суще,
— да,
Мир
многоп
ланов,
да,
есть
такие
сферы
чувств,
мыслей
, идей,
да,
есть
велика
я,
неразг
аданна
я, но
чудесн
ая
беспре
дельно
сть, да,
есть
путь,
путь
ввысь,
путь по
ступен
ям
Лестни
цы
Иакова
, да,
есть
развит
ие
сознан
ия
челове
ка до
верши
н
короно
ванных
,
велича
йших
личнос
тей, до
сияющ
их
Короле
вы и
Короля
. Да,
есть
видима
я
Вселен
ная с
мириад
ами
звёзд и
планет
, есть
велико
е
«сотво
рение
Мира»,
но есть
ещё
горазд
о
больше
того,
что мы,
люди,
просто
так,
глазам
и, не
способ
ны
видеть.
Как
ныне
наука
доказы
вает,
из
всего
имеющ
его
место в
Космос
е мы
видим
только
4 %,
всё
осталь
ное —
как тот
затемн
ённый
Король
, что
стоит
за
спиной
высвет
ленног
о
Короля
в
знамен
итой
картин
е
Чюрлё
ниса
«Rex»,
— есть,
и есть
несомн
енно,
но
невиди
мо.
Я шёл
с
Музой
вдоль
всего
создан
ного её
братом
и
оставл
енного
нам,
людям.
Шёл с
ней и
наполн
ялся
тем
Миром,
которы
й не
любит
словес
ных
объясн
ений,
филосо
фских
катего
рий,
умозри
тельны
х схем
и раз
навсег
да
застыв
ших
форму
л. Нет,
это всё
чуждо
такому
раскры
тию
сути
Жизни,
Жизни
с
большо
й
буквы.
Ведь
всё
живо,
всё
расцве
тает,
развив
ается,
движет
ся. Это
не
надо
объясн
ять,
это
надо
воспри
нимать
высши
ми
рецепт
орами
души,
это
надо
осозна
ть
озарен
ием
духа,
этим
надо
жить,
это
надо
вдыхат
ь как
живите
льную
прану
горных
верши
н. Муза
моя
затихл
а, мы
посмот
рели
всё.
Она
почти
ничего
и не
разъяс
няла.
Она
воспри
нимала
и жила
этим.
М.К.
Чюрлё
нис.
РАЙГА
РДАС.
Трипт
их.
1907 –
1908
Было
ясно,
ясно
без
всяких
подчёр
кивани
й, что
наряду
с
чуткост
ью и
неторо
пливой
вдумчи
востью
в
качест
ве
ключа
к
творче
ству её
брата
надо
взять и
поняти
е
космич
ности.
Да, её
родной
брат,
живя в
прекра
сной,
неболь
шой
Литве,
любя
всем
сердце
м этот
свой
родной
край и
его
людей,
реальн
о
ощуща
л себя
гражда
нином
Вселен
ной.
Где бы
он ни
был —
у
Янтарн
ого
моря, в
звенящ
ем
литовс
ком
лесу, у
быстро
й
Ратнич
еле,
над его
голово
й было
всегда
небо —
бескра
йние,
бескон
ечные
простр
анства
велико
го
Космос
а, а
ноги
его
ходили
по
планет
е —
движу
щемуся
,
враща
ющему
ся,
плыву
щему в
неведо
мом
простр
анстве
космич
ескому
телу —
Земле
—
вместе
с
нашей
звездо
й,
Солнце
м.
Но
Космос
Микало
юса
Конста
нтинас
а
прекра
сен,
зовущ,
благос
тен. В
нём
нет
ничего
от
ныне
бытую
щих
фантаз
ий о
безобр
азных,
жесток
их и
бездуш
ных
простр
анстве
нных
образо
ваниях
,
монстр
ах и
ужасн
ых
«косми
ческих
войнах
». Его
«сонат
ы»
Солнца
,
Весны,
Звёзд,
циклы
«Сотво
рение
мира»,
«Знаки
зодиак
а» —
тому
свидет
ельств
о.
Поэтом
у
рядом
с
космич
ностью
нельзя
забыть
главне
йшую
катего
рию
искусст
ва —
катего
рию
Прекра
сного,
когда
будем
искать
ключи
к его
понима
нию.
А
затем я
беседо
вал с
Валери
ей
Чюрлё
ните-
Каруже
не в её
рабоче
м
кабине
те.
Спраш
ивал,
верно
ли
экскур
соводы
,
этакие
самоув
еренны
е
девушк
и,
объясн
яют
картин
ы её
брата.
Так, к
пример
у, я не
соглас
ен с
толков
анием,
что
тёмный
велики
й
Король
в
картин
е
«Rex»
означа
ет, что
зла и
тьмы
на
свете
больше
, чем
Света
и
Добра.
Она
сказал
а, что
я прав,
что
именно
и её
мнение
, и
брата,
что это
то
непозн
анное,
невиди
мое,
что
есть и
что
предст
оит
осозна
ть в
будуще
м.
Расска
зывала
, что
брат
был
глубок
о
образо
ван в
филосо
фии,
очень
любил
древне
гречес
кую,
индийс
кую
мудрос
ть,
изучал
теософ
ию,
европе
йских
филосо
фов
XIX
века и
многое
другое.
И ещё
нельзя
забыва
ть весь
пласт
народн
ых
верова
ний,
народн
ой
мудрос
ти
литовц
ев,
этих
потомк
ов
давно
отдели
вшихся
ветвей
велико
го
индийс
кого
народа
. Ведь
в их
языке
70 %
корней
слов —
санскр
итские.
Древне
е
благоч
естие,
древня
я
нравст
веннос
ть,
древне
е
уважен
ие ко
всему
живому
. И
ведь в
литовс
ком
народе
и
поныне
живут
дайны
—
народн
ые
песни-
четвер
остиши
я,
нежно
и
ненавя
зчиво
поучаю
щие о
правил
ьной
жизни,
о
жизни
перед
ликом
велико
й
Истины
. Жил
этим
Микало
юс
Чюрлё
нис, в
крови
у него
был
этот
ритм
чистог
о
отноше
ния,
чистых
мыслей
,
чувств,
бескор
ыстия.
Его
образы
добрых
Короле
в и
Короле
й,
Замков
мечты,
Мостов
через
бездну
, Врат
в
новое,
Птицы
вещаю
щей,
Янтарн
ого
моря,
Жертве
нника
чистой
жертвы
— всё
из
народн
ых
сказок,
предст
авлени
й,
миросо
зерцан
ия.
Поэтом
у, не
сомнев
аясь, к
четырё
м
прежни
м
«ключа
м»
надо
добави
ть и
народн
ость и
филосо
фичнос
ть.
Но его
искусст
во не
иллюст
рация
к
филосо
фии, а
попытк
а
переда
ть своё
осозна
ние
живого
и
вечно
развив
ающег
ося
Мира.
Музык
а
живёт
в
движен
ии и во
времен
и,
изобра
зитель
ное
искусст
во —
одним
застыв
шим на
секунд
у
мгнове
нием,
но в
простр
анстве.
Объеди
нив эти
два
начала
,
Мастер
пытает
ся дать
объёмн
о
картин
у
Мира,
где мы
живём.
В этом
стремл
ении
он был
первы
м. До
него
никто
так не
мог
работа
ть. И
пока
другог
о
такого,
продол
жающе
го, как
он, не
видно.
Были
более
или
менее
удачны
е
попытк
и
следов
ать его
пример
у, но
тех
истинн
ых
высот
синтез
а
музыки
и
элемен
та
изобра
зитель
ного
они не
достиг
али.
Я
возвра
щал
мою
мудру
ю
собесе
дницу
к
своему
вопрос
у,
почему
же
она,
столь
автори
тетный
знаток
творче
ства
Микало
юса
Чюрлё
ниса,
не
воспре
пятств
ует
ложны
м
толков
аниям.
Но она
на это
тихо и
спокой
но
отвеча
ла,
что, по
мнени
ю и её,
и
брата,
кажды
й
имеет
право
на
свои
сужден
ия,
ведь с
каких-
то
точек
зрения
и они
правы,
поэтом
у она
им
никаки
х
замеча
ний не
делает.
Но
когда
она
ведёт
экскур
сию, то
говори
т
именно
то, в
чём
сама
убежде
на.
Чуткос
ть,
уважит
ельное
отноше
ние ко
всему,
непрот
ивлени
е злу
насили
ем, но
провед
ение
рядом
более
длинно
й,
более
прекра
сной
линии.
А кто
способ
ен
услыш
ать,
кто
углуби
тся,
тот
сделае
т сам
верный
вывод.
Как в
трипти
хе
«Путе
шестви
е
короле
вны»
—
младен
ец,
одуван
чик и
птица.
Птица
велика
я и
сильна
я, но
не
задела
одуван
чика,
ребёно
к
невред
им, вся
природ
а
Матери
-Земли
и
Велико
го
Неба
требуе
т
именно
такого
отноше
ния. И
тогда
Короле
вна —
вопло
щение
высоко
го
развит
ия
сознан
ия —
сияет
восход
ящим
Солнце
м и
вещая
Птица
у ног
её
верно
служит
.Бесед
а с
Валери
ей
Чюр-
лёните
-
Каруже
не
заверш
илась.
На всю
жизнь
остали
сь у
меня в
руках,
вернее
— в
душе,
ключи
к тому,
как
подход
ить к
творен
иям её
велико
го
брата.
Словам
и не
высказ
ать,
голосо
м
безмол
вия
лишь
вырази
ть.
О
музыке
Чюрлё
ниса
мы с
сестро
й его
не
говори
ли.
Велича
йшая
роль
музыки
в его
искусст
ве
была
понятн
а сама
собой.
И он,
как
профес
сионал
ьный
композ
итор и
самый
яркий
вырази
тель
души
своего
народа
в
музыке
, был
призна
н
всеми,
сомнен
ий в
этом не
было.
Его
музыка
льные
сочине
ния —
симфо
ническ
ие
поэмы
«Лес»,
«Море
»,
Струнн
ый
кварте
т,
фортеп
ианные
прелю
дии —
класси
ка
мирово
й
музыка
льной
культу
ры.Но
не всё,
как
оказыв
ается,
так
просто.
И к его
музыке
, хотя
она
полнос
тью
прекра
сно
вписыв
ается в
стиль
европе
йской
музыки
неором
антизм
а, надо
подход
ить с
такой
же
подгот
овкой,
как к
его
живопи
си.
Был в
моей
лектор
ской
практи
ке
один
предос
адный
случай
.
Однаж
ды
меня
пригла
сили в
Барнау
льское
музыка
льное
учили
ще
расска
зать об
этом
композ
иторе
и
художн
ике
учащи
мся
второг
о
курса,
музыка
нтам-
исполн
ителям
.
Лекция
прошл
а, как
мне
казало
сь,
вполне
удачно
.
Учащи
еся
слушал
и с
интере
сом. В
затемн
ённом
классе
на
экране
я
показы
вал
слайды
с
картин
Чюрлё
ниса,
расска
зывал
об
особен
ностях
его
творче
ства. В
заверш
ение
хотело
сь,
чтобы
прозву
чали и
его
музыка
льные
произв
едения
, и я
постав
ил для
воспро
изведе
ния его
фортеп
ианные
прелю
дии.
Слуша
ли
молча.
Но я
замети
л, что
лицо
молодо
го
препод
авател
я этого
класса
очень
уж
неесте
ственн
о
напряж
ено.
Когда
музыка
затихл
а, я
прости
лся с
учащи
мися и
вышел.
Но не
успел
сделат
ь и
двух
шагов,
как за
дверью
услыш
ал
почти
истери
чный
крик
того
молодо
го
учител
я:
«Чюрл
ёнис
не
понима
л
возмож
ностей
рояля!
Не
знал,
что он
может
выдать
! Я вам
сейчас
покажу
!» И
тут из
пианин
о,
стоявш
его в
том
классе,
повали
л такой
грохот,
такие
обвалы
звуков,
такие
громых
ания
высоки
х и
низких
аккорд
ов, как
если
бы кто-
то, не
разува
ясь,
вскочи
л
ногами
на
клавиа
туру и
бегал
по ней
взад и
вперёд
.
Мне
стало
очень
грустн
о.
Педаго
г, этот
горе-
препод
авател
ь,
молодо
й
музыка
нт,
ничего
не
понял.
Не
только
не
понял
Чюрлё
ниса,
но и
явно
не
понима
л
истори
и
музыки
, её
стилей
и
музыки
вообще
от
слова
Муза.
Для
него за
бортом
,
непоня
тым и
невосп
риняты
м
остало
сь всё
то
тонкое,
чудесн
ое,
глубок
ое и
драгоц
енное,
что
несли
прелю
дии
этого
композ
итора.
Для
него
оказал
ось
недост
упно
понима
ние
души
народа
литовс
кого, а
может
быть,
души
вообще
. Для
него
закрыт
весь
мир
культу
рной
жизни
древне
го
племен
и
балтов,
их
ясное
янтарн
ое
море,
белые
дюны,
небесн
ые
облачн
ые
выси,
холмы
и
озёра,
тихие,
добрые
,
задуше
вные
песни,
ясные,
сердеч
ные,
ненавя
зчивые
ритмы
мудрых
дайн,
всё то,
в чём
живёт
душа
челове
ческая,
душа
народа
, где и
грусть
и
надежд
а,
любовь
и вера.
Сокров
ище
народа
, чудо
его
духа —
ему
недост
упно!
И что
тут
было
делать
? Я
подума
л: а
как бы
отреаг
ировал
сам
гениал
ьный
Чюрлё
нис,
окажис
ь он
рядом
со
мной в
эту
минуту
?
Наверн
яка
отверн
улся
бы и
ушёл,
как он
поступ
ал в
случая
х его
непони
мания,
сказав,
что
духовн
о
глухом
у и
слепом
у
никогд
а не
понять
никако
го
искусст
ва.
Всё-
таки
приход
ится
делать
вывод
—
чтобы
было
понятн
о его
изобра
зитель
ное
творче
ство,
надо
прилож
ить
усилия
,
вжитьс
я,
воспри
нять и
его
музыка
льные
произв
едения
, его
музыка
льные
образы
,
мысли.
В них
кроетс
я
«ключ
»,
может
быть
самый
главны
й, к
Вратам
его
Мира,
его
видени
я
Сущего
.
Чтобы
воспри
нять
так,
как мог
он сам.
Действ
ительн
о, он
апелли
ровал
к
воспри
нимаю
щим
высши
ми
центра
ми
сознан
ия, а
от
желаю
щих
объясн
ить всё
низши
ми,
упрощ
ённым
и,
примит
ивным
и
способ
ами —
отвора
чивалс
я.
Я не
хочу
здесь
пытать
ся
объясн
ить его
картин
ы,
кажды
й сам
должен
это
сделат
ь, как
велел
Мастер
. Хочу
лишь
порадо
ваться
красот
е
воспри
нимаем
ой им
Жизни.
Их
свету,
их
необъя
тной
простр
анстве
нности,
безбре
жному
полёту
в
сияющ
ие
дали,
их
высоте
,
высоте
высше
й
Мечты,
их
оптими
зму, их
уверен
ности в
силе и
победе
Добра,
утверж
дению
мудрос
ти
Мирозд
ания...
Нельзя
не
отмети
ть
порази
тельны
й факт,
что
этот
творец
хотя
только
один
год
учился
в
школе
искусст
в и, по
бытую
щим
мнения
м, не
облада
л
профес
сионал
ьным
образо
ванием
, тем
не
менее
был в
своей
художе
ственн
ой
практи
ке
профес
сионал
ом в
высше
м
значен
ии
этого
слова.
Это
можно
объясн
ить
только
наличи
ем
крупне
йшего
талант
а. Он
прекра
сно
рисова
л, его
образы
полны
смысла
и
жизнен
ной
силы,
его
символ
ы
глубок
ие и
запоми
нающи
еся,
его
цвет
всегда
гармон
ичен и
соответ
ствует
всем
правил
ам
цветов
едения
, его
композ
иции
динами
чны и
вместе
с тем
уравно
вешен
ны. Он
никогд
а не
пыталс
я дать
натурн
ую
иллюзи
ю
видимо
го
глазам
и
внешн
его
мира.
Он
умел
держат
ь
плоско
стность
изобра
жения
элемен
тов
живопи
си как
музыка
льный
пласт
звучно
го
узора,
перепл
етающ
егося
ритмом
,
тоном,
цветом
. Он
никогд
а не
стреми
лся к
внешн
ему
эффект
у в
своих
произв
едения
х. У
него
всё
сдержа
нно,
всё в
рамках
подлин
ного
чувств
а и
содерж
ания,
всё
подчин
ено
необхо
димому
музыка
льному
и
живопи
сному
ритму
и
размер
у, силе
звучан
ия.
Его
живопи
сная
техник
а
одновр
еменно
очень
проста
и
сложна
. О его
картин
ах
можно
сказать
то, что
говоря
т о
всех
гениал
ьных
творен
иях, —
миниму
м
формы,
максим
ум
содерж
ания.
Максим
ум
Чувств
а,
максим
ум
Мысли,
максим
ум
Идеи,
максим
ум
Духа,
максим
ум
Голоса
Безмол
вия,
ради
чего,
собств
енно, и
сущест
вует
искусст
во.
Конечн
о же,
соверш
енно
понятн
о, что
в своих
идеях,
в столь
требов
ательн
ом
отноше
нии ко
всему
создав
аемому
, в
своих
нравст
венных
постул
атах
Микало
юс
Конста
нтинас
Чюрлё
нис не
одинок
. И при
жизни
были у
него
едином
ышлен
ники,
есть и
теперь.
Такие
герои
Челове
ческог
о Духа
были и
есть в
каждом
народе
и в
каждой
эпохе,
иногда
целой
плеядо
й. Но
верно
наблюд
ение,
что
чем
выше,
тем не
только
шире,
но и
разноо
бразне
е,
самобы
тнее
сознан
ие
творцо
в. И
поэтом
у в
таком
своём
выявле
нии
Чюрлё
нис
нов,
своеоб
разен
и
неп