Автор: Сорокина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №237"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект занятия по "Краеведению"
Тема: «Дикие животные родного края»
Раздел: дошкольное образование
Тема НОД по познавательному развитию детей в младшей группе:
«Дикие животные родного края»
Программное содержание:
Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, особенностях их
питания, местах проживания.
Образовательные:
• расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их
внешнем виде и образе жизни;
• закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;
• формировать навыки связной речи у детей, речевой слух.
• формировать навыки мыслительной деятельности.
Развивающие:
• развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение
детей;
Воспитательные:
• воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким
животным.
Словарная работа: дикие животные.
Предварительная работа: чтение художественных произведений,
рассматривание иллюстраций, беседы и наблюдения.
Материал к занятию: письмо, презентация «Дикие животные», ватман с
изображением леса, картинки животных.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: За городом, в котором мы с вами живем, есть лес. Животные
этого леса написали нам письмо. Они приглашают нас в гости? Отправимся
туда?
Дети: Да.
Воспитатель: А как нам к ним попасть?
Дети: Поедем на автобусе, на машине.
Воспитатель: А я предлагаю вам превратиться в волшебников и немножко
поколдовать. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу заклинание, и
мы очутимся в дремучем лесу. «Мы спешим в дремучий лес, полон
разных он чудес!». Открываем глаза (слайд Лес).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой красивый лес. А в нем
обитают животные, а какие это животные, я вам предлагаю отгадать загадки.
Для этого, присядьте на пенечки, и будьте внимательны.
Воспитатель: Итак, первая загадка:
Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну конечно же…
Дети: - Медведь?
Воспитатель: Правильно, ребята, отгадали. Посмотрите, вот к нам из леса
вышел медведь.
Воспитатель: Бурый медведь живёт в лесу, в берлоге. Любит лазить по
деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавать. Любимое его лакомство –
мёд и малина. А ещё медведь отличный рыболов. (слайд 2)
Воспитатель: Следующая загадка:
- Серый страшный и зубастый
Произвел переполох,
Все зверята разбежались
Напугал зверят всех….волк. (слайд 3)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали! Вот и волк вышел к нам из леса!
Волк – хищник, охотится ночью. Ест мясо, ловит рыбу. Когда нет добычи,
волки едят ягоды и грибы.
Воспитатель: Давайте повторим, какой волк.
Дети: Серый, сильный, злой.
Воспитатель: Ой, смотрите,
Под кустом, под кустом,
Кто-то с рыженьким хвостом –
Как вы думаете, кто это?
Дети: - Лиса
Воспитатель:- Молодцы. Вот и она вышла к нам. А
посмотрите на нее. Лиса красивый дикий зверь. Лиса может быть рыжей,
огненно – рыжей, серой и чёрной. Лиса роет себе нору, но может поселиться
в чужой. Зимой лисы спят на снегу, свернувшись калачиком. Питается
ягодами, насекомыми, зайцами, мышами, птицами и другими мелкими
животными.
Воспитатель: Давайте повторим, какая лиса.
Дети: - Лиса рыжая, красивая, хитрая.
Воспитатель: Следующий зверь!
Отгадайте, кто это такой:
По снегу бежит петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц) (Слайды 4 заяц зимой и летом)
Дети: Заяц
Воспитатель: Молодцы, отгадали, вот и прискакал к нам зайчик из леса.
Больше всего им по нраву луга, поля, заросли кустарника и леса. Заяц имеет
удлинённое тело, длинные уши, передние лапы его короткие, задние больше
– это помогает ему быстро бегать и далеко прыгать. У зайца острый слух,
поэтому он может спастись от нападения хищников. Шерсть зайцев имеет
разные оттенки коричневого, бурого, рыжего и серого цветов. Зимой она
меняет цвет на белый, что помогает зайцам маскироваться. Питаются эти
животные травянистыми растениями, овощами, подземными грибами, иногда
ягодами.
Воспитатель: Давайте повторим, какой зайчик.
Дети: Серый, пушистый, трусливый.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все рассказали про зайчика.
Физкультминутка «Зайка».
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.
Воспитатель: И ещё одна загадка. Слушайте внимательно:
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезет,
Орешек из руки у вас возьмет.
Воспитатель: Вот и белочка тоже вышла к нам из леса. Молодцы,
ребята. Белочка типичные лесные зверьки. Их характерными особенностями
можно отметить кисточки на концах ушей и пушистый хвост. Когда белки
перепрыгивают с дерева на дерево или соскакивают на землю, хвост служит
их рулём и парашютом. Питаются они шишками, орехами, ягодами, грибами,
жучками и бабочками и иногда разоряют птичьи гнёзда.
Воспитатель: Давайте повторим, какая белочка.
Дети: Маленькая, рыжая
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали про белочку
Пальчиковая гимнастика про белочку
«Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
А как называются эти животные? (Дикие)
А почему? (Они живут в лесу)
Воспитатель: А теперь посмотрите, наши звери собрались
на лесной зимней полянке, но вот беда, они очень хотят кушать, а
чем питаются, забыли. Ну что, поможем им вспомнить, накормим зверей?
Дети: Да.
Игра кто, что ест?
Воспитатель: кого мы угостим травой и корой деревьев.
Дети: зайчика
Воспитатель: А рыбой, малиной мы угостим кого?
Дети: медведя
Воспитатель: А мышек у нас кушает, кто?
Дети: лиса
Воспитатель: А кто у нас самый голодный, что может съесть даже целого
кабанчика?
Дети: волк.
Воспитатель: Кого можно угостить орехами и грибами?
Дети: белочку
Воспитатель: Молодцы, дети, вот и помогли мы нашим зверям. И теперь они
сыты.
Воспитатель: Все звери очень благодарны, что накормили их.
И за это они принесли вам корзину с угощением. Скажем им спасибо.
Воспитатель: И вот пришло время возвращаться нам домой.
Закрывайте глаза, сейчас я произнесу заклинание, и мы очутимся
у себя в группе. «В лес чудесный окунулись, вот и мы теперь вернулись».
Открывайте глаза. Вам понравилось наше приключение?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Где мы сегодня побывали?
Дети: - В лесу.
Воспитатель: - Кому мы сегодня помогли?
Дети: - Диким животным и их детенышам.
Воспитатель: Что вы нового узнали? Что понравилось больше всего?
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас мы с вами пойдем кушать угощение от
зверей.