Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: "Безопасность ребенка на дорогах"
Раздел: дошкольное образование
Кто из родителей не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым?. И
каждый родитель думает, что его ребенок не попадет под колеса автомобиля,
потому что родитель знакомит ребенка с правилами дорожного движения. Но
избежать дорожно- транспортного происшествия ребенку порой совсем не
просто. Конечно, каждый случай по своему уникален. Но в последнее время
так много трагедий на дороге с участием детей.
Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортным
средством, особенно тяжелы. Дело в том, что такая травма получается
«двойной»: сначала автомобилем, а затем о проезжую часть. В результате два
удара. Причем более опасен второй удар. Дети падая ударяют чаще всего
голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребенка больше, чем
у взрослого). Тяжелыми бывают травмы и при ударе об острые углы и грани,
а так же жесткие конструкции автомобиля. Последствия авто травм чаще
всего оставляют на всю жизнь физические увечия и морально- психические
потрясения и не всегда проявляются сразу. В среднем ребенок с авто травмой
проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации
очень длительный.
Дорожно-транспортное происшествие- это трагедия, но и в этом случае
«личной» опыт ребенка должен быть заменен на опыт накопленный
обществом. Поэтому так важно обучать детей поведению на улице с учетом
их психологических и физиологических особенностей.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих психологических
особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся
обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто
повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Бывают случаи, когда
взрослые пытаются перебежать улицу в неположенном месте. И перебегают,
правда не всегда успешно. Взрослый может прикинуть расстояние до
машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые. А дети?
Детский организм находится в стадии становления. Многие процессы
подвижны и неустойчивы. Отсюда такая разная реакция детей и взрослых на
одни и те же дорожные ситуации.
Установлено, что дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Взрослые,
подходя к проезжей части, уже из далека наблюдают и оценивают
создавшуюся ситуацию. Дети начинают наблюдение, только подойдя к краю
дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает
переварить информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того,
дети младшего возраста, переносят в реальный мир свои представления из
мира игрушек. Например: убеждение , что реальные транспортные средства
могут в действительности остановиться на месте так же мгновенно, как
игрушечные.
Рост ребенка- серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-
за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге. И
ВТО же время он сам не виден из-за машины водителя. Ребенок может не
услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не
потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного
внимания.
Опыт разных стран, раньше нас вступивших в автомобильный век,
показывает, что учить ребенка правильно переходить улицу надо с самых
ранних лет. Не с пяти, шести, а гораздо раньше.
Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показал, что
совершенно не достаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу,
посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - на право. Слишком много
непредвидимых ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок
в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.
Существует шесть правил перехода. Усваивать каждое правило нужно
отдельно. Только тогда ребенок научится выполнять их совершенно
осознанно, ему можно будет разрешить самостоятельно переходить улицу.
Но обычно дети до семи лет не могут самостоятельно переходить улицу. Вот
эти правила:
Выберите безопасное место для перехода. Не пытайтесь пробраться на
дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы
хорошо видели дорогу, но и чтобы вас было хорошо видно любому
водителю. Выбрав подходящее для пешехода место, постойте,
осмотритесь.
Перед переходом дороги обязательно остановитесь. Необходимо
приучить детей, идущих или бегущих по тротуару и склонных не
останавливаясь перебегать дорогу, остановить. И только после этого
ступать на проезжую часть, внимательно осмотрев дорогу.
Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно.
Но если быть внимательными «Держать ушки на макушке», можно
услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.
Учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и
прислушиваться к ее шуму. Кто прислушивается к дороге, более
сосредоточен на наблюдении за ней.
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас
достаточно времени для перехода. Только убедившись в полной
безопасности, не спеша переходите улицу по пешеходному переходу.
Учите детей переходить дорогу размеренным шагом, не перебегать ее.
Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой.
Переходя улицу, продолжайте наблюдать за ней , чтобы вовремя
заметить изменения в обстановке. Обстановка на дороге быстро
меняется, стоящая машина может поехать, ехавшая прямо- повернуть.
Из переулка может вывернуть машина.
Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора
(например остановилась из-за неисправности остановилась
машина),нужно выглянуть и осмотреть участок пути.
А самое главное, чтобы не страдали дети на дорогах, учите правилам
дорожного движения детей. Соблюдайте сами правила, подавая
положительный пример для детей.