Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: "Учим детей играть"
Раздел: дошкольное образование
Игра- один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в
целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с
предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается
как личность, у него формируются те стороны психики, о которых в
последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое
качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач
коллективной деятельности. Важнейшим достижением является
приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует
нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его
интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит
взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и
достижение общей игровой цели.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.
Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку бедующее
ребенка связано с общественно- полезным трудом, требующим от его
участников совместного решения задач.
Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но
не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.
Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные
отношения, изучает растения, животных.
В отличие от взрослых, для которых, играя, является одним из средств
развлечения, отдыха, для ребенка она является средством познания
окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским
садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его
предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-
следственные связи. В детские годы детей интересует все: вещи, явления,
люди их отношения.
Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они
могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать
новое. Воспитательная цель игры в том и состоит, что она является
самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора
ребенка, обогащается содержание его игр. Однако как самостоятельная
деятельность, игра не появляется сама собой. Формирование ее идет по мере
роста и развития ребенка, расширения знаний об окружающем.
На третьем году жизни не все дети в одинаково мере умеют играть,
применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо
развито воображение . в основном игры одиночные, непродолжительные,
чего не скажешь о детях старшего дошкольного возраста. Опыт
использования знаний в игре малыши приобретают в совместных игровых
действиях со взрослыми, которые показывают одну и туже игрушку по-
разному, в различных играх.
Например: мишка может быть «сыном» в игре «Дочки матери», зритель в
игре «Театр». А так же пассажиром в игре «Транспорт». Фантазия взрослых
должна помочь детям в использовании различных игрушек, в
комбинировании их играх.
Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют
условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский
опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для
детских игр. Игрушка побуждает ребенка к совместным действиям со
взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления , обогащает
жизненный опыт, дает представление о предметах реальной жизни.
Поэтому особенно важно, покупать ребенку игрушки в соответствии с
возрастом. Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда
оказываются ценными для ребенка. При покупке игрушки , важно
руководствоваться не только новизной и привлекательностью, но и ее
педагогической ценностью. Иногда простая коробка из под обуви бывает
ребенку дороже чем красивая электрифицированная игрушка. Так как в играх
коробку можно использовать по разному: устроить комнату для куклы,
сделать из нее машину.
Для ценных, в воспитательном отношении, игр ребенку нужны разные
игрушки: образные (изображающие людей, животных).
Предметы домашнего обихода: одежда, мебель и др. а так же моторные,
двигательные, конструктивные, строительные, дидактические, обучающие.
Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры ребенка. Это не
значит, что у ребенка должно быть много игрушек.
У детей, посещающих детский сад, появляется потребность играть вместе.
Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми.
Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль и
выполняет правила. Так же взрослый становится партнером в игре. Между
взрослым и ребенком возникает сотрудничество, взаимопонимание. Этим
игровое общение отличается от повседневного, при котором взрослый
выступает в роли наставника. В игровом общении не допустима
назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную
ценность, а иногда вовсе распадается, вызывая обиды у младших.
Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают
внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи,
эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более
глубоко понимать своего ребенка.
Нужно приучать детей к порядку и бережливости. После игры приучать
убирать игрушки на свое место. Сначала взрослый помогает убирать игрушки
на свое место. А когда ребенок подрастет, он сам будет это делать.