Напоминание

"Учим детей играть"


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: "Учим детей играть"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра- один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в

целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с

предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается

как личность, у него формируются те стороны психики, о которых в

последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое

качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач

коллективной деятельности. Важнейшим достижением является

приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует

нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его

интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит

взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и

достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку бедующее

ребенка связано с общественно- полезным трудом, требующим от его

участников совместного решения задач.

Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но

не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные

отношения, изучает растения, животных.

В отличие от взрослых, для которых, играя, является одним из средств

развлечения, отдыха, для ребенка она является средством познания

окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским

садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его

предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-

следственные связи. В детские годы детей интересует все: вещи, явления,

люди их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они

могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать

новое. Воспитательная цель игры в том и состоит, что она является

самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора

ребенка, обогащается содержание его игр. Однако как самостоятельная

деятельность, игра не появляется сама собой. Формирование ее идет по мере

роста и развития ребенка, расширения знаний об окружающем.

На третьем году жизни не все дети в одинаково мере умеют играть,

применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо

развито воображение . в основном игры одиночные, непродолжительные,

чего не скажешь о детях старшего дошкольного возраста. Опыт

использования знаний в игре малыши приобретают в совместных игровых

действиях со взрослыми, которые показывают одну и туже игрушку по-

разному, в различных играх.

Например: мишка может быть «сыном» в игре «Дочки матери», зритель в

игре «Театр». А так же пассажиром в игре «Транспорт». Фантазия взрослых

должна помочь детям в использовании различных игрушек, в

комбинировании их играх.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют

условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский

опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для

детских игр. Игрушка побуждает ребенка к совместным действиям со

взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления , обогащает

жизненный опыт, дает представление о предметах реальной жизни.

Поэтому особенно важно, покупать ребенку игрушки в соответствии с

возрастом. Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда

оказываются ценными для ребенка. При покупке игрушки , важно

руководствоваться не только новизной и привлекательностью, но и ее

педагогической ценностью. Иногда простая коробка из под обуви бывает

ребенку дороже чем красивая электрифицированная игрушка. Так как в играх

коробку можно использовать по разному: устроить комнату для куклы,

сделать из нее машину.

Для ценных, в воспитательном отношении, игр ребенку нужны разные

игрушки: образные (изображающие людей, животных).

Предметы домашнего обихода: одежда, мебель и др. а так же моторные,

двигательные, конструктивные, строительные, дидактические, обучающие.

Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры ребенка. Это не

значит, что у ребенка должно быть много игрушек.

У детей, посещающих детский сад, появляется потребность играть вместе.

Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми.

Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль и

выполняет правила. Так же взрослый становится партнером в игре. Между

взрослым и ребенком возникает сотрудничество, взаимопонимание. Этим

игровое общение отличается от повседневного, при котором взрослый

выступает в роли наставника. В игровом общении не допустима

назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную

ценность, а иногда вовсе распадается, вызывая обиды у младших.

Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают

внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи,

эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более

глубоко понимать своего ребенка.

Нужно приучать детей к порядку и бережливости. После игры приучать

убирать игрушки на свое место. Сначала взрослый помогает убирать игрушки

на свое место. А когда ребенок подрастет, он сам будет это делать.



В раздел образования