Автор: Дмитриева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Московская область, город Кашира
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Кашира – нет ее родней, родное краеведение»
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие
(старшая группа)
Занятие «Кашира – нет ее родней, родное
краеведение»
1. Уточнить с детьми информацию о родном городе: какие красивые места в
нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится?
Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в
городе, их названиях и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к
труду взрослых, бережное отношение ко всему что окружает детей.
2. Активизировать в речи употребление слов:
а) определение прилагательных "Кашира– какая?"
б) "волшебных" слов (Здравствуйте, Добрый день, Будьте здоровы, До
свидания, Спокойной ночи и т.п.)
в) глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях
города; обозначающих трудовые действия людей разных профессий.
Упражнять употребление простых предложений.
3. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и
его жителями. Воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа.
1. Целевые прогулки по близлежащим улицам
2. Беседа о названиях улиц
3. Беседа о городском транспорте
4. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
5. Игра "Путешествие по родному городу".
6. Игра "Узнай, где я нахожусь".
7. Рисунок – наш город Кашира
Наглядный материал:
картинки людей разного возраста;
картинки красивых мест Каширы;
картинки профессий повара, дворника, портнихи, врача, плотника и их
трудовых инструментов;
цветы, ваза, клубок, свисток 2-3 шт., карта города;
иллюстрации различных видов транспорта.
Методические приемы: художественное слово (стихи, загадки), подвижная
игра-поезд, беседа, дидактические игры "В городе Кашире жители...", "Что
покажем гостям ", дидактические упражнения "Букет красивых слов",
"Клубок волшебных слов", рассказы детей.
Ход
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем? (в России). Значит мы кто?
(россияне). Послушайте стихи о нашей родине (читается стихотворение):
Стихи:
1. Что такое Родина?
Это я и ты,
Первые признания,
Первые цветы,
Солнечные зайчики,
Камешки в окно,
Девочки и мальчики,
Танцы и кино. – Рома. Ш.
2. Что такое Родина?
Дети и семья,
Дочки повзрослевшие,
Ну, и сыновья,
Вся страна огромная
И отдельный дом,
Тот, в котором выросли
И в каком живём. – Соня. С
3. Привет.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной! - Настя. С
Воспитатель: какими красивыми словами поэт описал наш город?
(Красавица, край родной, великая родина). И мы с вами расскажем о Кашире:
какая она?
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку, и по одной открытке с видом Каширы.)
Каждый ребенок говорит, какая Кашира у него на открытке, почему, и ставит
свой цветок в вазу).
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш,
мой город, город Кашира– праздничный, солнечный, зимний, ночной,
спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).
Воспитатель: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных
красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города,
которыми гордятся жители нашего города. Расскажите, пожалуйста.
Дидактическая игра «Что покажем гостям
Каширы?».
На
книжном
стенде
виды
Каширы.
Дети
подходят
к
стенду,
выбирают
открытку и рассказывают, чем примечательно это место и почему они хотели
бы его показать гостям Каширы. В начале игры воспитатель может дать свой
рассказ-образец.
Воспитатель: А как же вести себя на улицах Каширы, чтобы никому не
доставлять
неудобств
и
самим
было
комфортно?
(Двигаться
по
правой
стороне
тротуаров,
разговаривать
спокойно,
не
мусорить,
если
сам
обращаешься
к
кому-либо
или
к
тебе
обращаются,
пользоваться
"волшебными" словами.
Дидактическое упражнение «Клубок волшебных
слов».
( П а л ьч и к
о б м о т а т ь ,
п е р е д а т ь
д р у г о м у,
н е
п о в т о р я т ь с я ) .
Воспитатель:
Знаете
ли
вы
название
улицы,
на
которой
находится
наш
детский сад? А названия улиц, на которых вы живете? назовите эти улицы?
Воспитатель: Кашира большая, на чем же люди добираются на работу, в
гости,
в
нужную
им
часть
города?
(На
автобусах,
автомобилях,
такси,
маршрутках).
Как
вести
себя
в
общественном
транспорте?
(Оплачивать
проезд, не привлекать к себе внимание, говорит спокойно, уступать места
пожилым людям и людям с маленькими детьми). А если надо переходить
улицу, как мы это будем делать? (На зеленый свет светофора. На переходе –
"зебра").
Воспитатель: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в
нем памятников, транспорта. Но главное богатство каждой страны, каждого
города – это народ, люди, которые живут там – в этой стране, в этом городе. У
нас в Кашире живут (показываю на фланелеграфе).
Первый ребенок:
Дедушка-дедушка.
Я это знаю
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда (... …….) зовет. – Тимур. Д
Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)
Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке – дедушка он!
Второй ребенок:
Дай бабуся поцелую
В волосах твоих сединку.
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку,
От тепла они растают
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают. – Вероника. В
Этюд "Бабушкины руки"
(Читаю стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе со мной
сопровождают его жестами и движениями).
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).
А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о
друга).
Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).
Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно
принюхиваются).
По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).
И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к
лицу, дуют на них).
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
Третий ребенок:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь. - Настя. Гвозденкова
Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите
о своих папах. (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый,
работящий, денег много зарабатывает, помогает маме, бабушке и дедушке,
любит своих детей).
Четвертый ребенок:
Прожила на свете мама
Уж немало лет,
Никого дороже мамы
В целом мире нет. – Георгий. С
Пятый ребенок:
Позже всех она ложится,
Раньше всех – встает.
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много-много лет.
Никого тебя роднее в целом мире нет! - Тимофей. П
Воспитатель: Верно! В Кашире живут пожилые люди – бабушки и дедушки,
взрослые, ваши мамы и папы, и мамы и папы других детей города. И, конечно
же, много малышей, школьников и дошколят.
Воспитатель: Люди – главное богатство нашего города. И чтобы всем было
хорошо, – надо уважать друг друга, беречь и помогать.
Как вы, дети, заботитесь о бабушках и дедушках? (Приносим очки, газету,
тапочки, включаем телевизор, гуляем с ними, помогаем на даче).
– О мамах и папах? (Не огорчаем плохим поведением, убираем сами свои
вещи и игрушки, стараемся не пачкаться, моем посуду, стираем свои носовые
платки, помогаем убирать квартиру).
– О малышах? (Гуляем и играем с ними, помогаем одеваться, раздеваться).
– О других людях? ( Спрашиваем вежливо, пользуемся волшебными словами,
в детском саду здороваемся, прощаемся, называем сотрудников детского сада
по имени-отчеству).
Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Подвижная игра "Поезд"
Воспитатель: А кем работают твоя мама? Папа? (Обращаюсь к каждому
ребенку. Ответы детей).
– Хорошо, давайте поиграем в игру "Кому что надо для работы?"
"Кому что надо для работы?"
Воспитатель: Говорим "волшебные" слова "Раз, два, три – картинку
переверни".
На доске картинки профессий: повара, дворника, врача, продавца. Дети
говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Одна из самых распространенных
профессий в нашем городе – это профессия строитель. Что делают
строители? (Ответы детей).
Воспитатель: Строительным профессиям у нас будет посвящено отдельное
занятие. А сейчас мы с вами сделаем самомассаж рук "Плотник".
Познакомимся с инструментами плотника, его трудовыми действиями, т.е.
работой.
Самомассаж рук "Плотник".
Мастер в руки взял фуганок, (поглаживать левую руку от плеча к кисти 4
раза)
Остро наточил рубанок (поглаживать правую руку)
Доски гладко остругал, (разминать левую руку)
Взял сверло, шурупы взял, (разминать правую руку)
Доски ловко просверлил, (круговые движения пальцами правой руки отплеча
к левой кисти)
Их шурупами свинтил, (тоже левой рукой)
Поработал долотом (поколачивание по левой руке)
Сколотил все молотком (поколачивание по правой руке)
Получилась рама - (быстро перебирая пальцами правой руки пройти ими
полевой от плеча до локтя)
Загляденье прямо! (то же левой рукой)
Прекрасный тот работник (погладить левую руку)
Зовется просто: плотник! (погладить правую руку).
Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы
его считаем прекрасным? (Ответы детей).
Город любимый...
Славу, достоинство, гордость и честь
До поколений, за нами грядущих
Ты донеси. И спасибо, что есть
Город мой, на земле самый лучший!
Рисуем – наш город Кашира (карандашами)
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
2. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью». Старшая группа. Москва -2008г.
3. С.А.Козлова «Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром. – М.: 1988.
4. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией
Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
5. Т.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи
детей в ДОУ». Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007.
6. «Патриотическое воспитание». Дошкольное воспитание №7 2010г.
7. «Растите детей патриотами». Дошкольное воспитание №8, 2009г.
8. «Особенности гражданского воспитания дошкольников». Дошкольное
воспитание № 10 2009г.