Автор: Жалмуханова Асель Аскаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: п. Советский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль развития логического мышления у детей
дошкольного возраста
С каждым годом прогресс окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В связи с этим на детей
постоянно выливается большой поток информации. Такой быстрый темп прогресса, ставит перед
детьми более высокий уровень познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве.
А наша задача педагогов заключается в том, что мы должны выпустить из детского сада, человека
любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать
интеллектуальные задачи.
Именно поэтому я считаю, что развитие логического мышления – это залог успешности выпускника
детского сада в школе. А эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста – одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня приобретает
развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение планировать свою деятельность,
доказывать свою точку зрения, быть самостоятельным и активным.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,
легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Так как же научить маленького ребенка думать? Огромную роль в умственном воспитании и в развитии
интеллекта ребенка играет математическое развитие.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию
памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал
личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а
как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и
отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без
использования занимательных игр, задач, развлечений.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития
мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие
логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и
обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности,
которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном
детстве.
Но для чего логика дошкольнику? А дело в том, что на каждом возрастном этапе создается тот уровень,
на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Именно
поэтому и следует активно использовать логико-математические игры - это игры, в которых
смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических
операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез,
абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов. Я хочу
поделиться с вами теми играми, которые активно использую в работе:
Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А.
Венгер, О.М. Дьяченко).
Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных
способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
Игры с блоками Дьенеша.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Игры Воскобовича.
Игры-головоломки.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно,
независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к
элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию
психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к
обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание, когда дети играют в игры с логико-математическим
содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются
на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают.
Таким образом, развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеют
важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования
личности школьника. Именно игры логического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности
детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений,
самовыражению и самостоятельности.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом
для развития в школьном возрасте. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более
внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути
проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама
школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.