Авторы: Малкова Наталья Евгеньевна, Девяткина Светлана Михайловна
Должность: учитель обществознания, учитель обществознания и права
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание» в условиях ФГОС
Раздел: полное образование
Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание» в условиях
ФГОС.
Малкова Н.Е. учитель обществознания
Девяткина С.М. учитель обществознания
Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь
Древняя восточная мудрость
Главной целью современного образования является развитие и воспитание
интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете
международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых
мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией,
принимать решения в нестандартных ситуациях. Поэтому среди наиболее общих задач,
которые ставит современность перед российским педагогом – обучение учащихся
планированию
своих
действий
по добыванию, систематизации, анализу знаний из
колоссального информационного потока, возможности их применения в различных видах
деятельности. На данный момент, возникает естественная проблема: учащийся с трудом
связывает
для
себя
систему
понятий
одного
учебного
предмета
с
системой
понятий
другого.
XXI
век
характеризуется
возникновением
комплексных
проблем,
решение
которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. В этих
условиях метапредметный подход к образовательному процессу, становится наиболее
эффективным, так как позволяет представить и оценить целостную картину мира. Частой
проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю обществознания является
неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью,
использовать
те
знания,
которые
стали
известны
им
из
курсов
истории,
географии,
литературы,
обществознания
и
пр.
Учащиеся как бы разъединяют теорию по одной
дисциплине с примерами из другой. Отсутствие системного мышления у подрастающего
поколения стало одной из главных трудностей современной школы. Именно в этом часто
кроется
снижение
качества
выполненных
проектных
или
исследовательских
работ,
а
также результатов сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Курс обществознания включает в себя знания, составляющие предмет отдельных
наук: философии, социологии, политологии, правоведения, культурологии, психологии,
экономики. В этом заключается сложность изучения и его интегративная особенность.
Использование метапредметного подхода на урока обществознания позволяет решить
Межнациональные конфликты
Причины
Пути решения
Виды
проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и
учебных предметов, отдельных модулей.
К особенностям метапредметного урока можно отнести следующие:
1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью
передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:
понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
При проектировании и разработке материалов
метапредметного урока, на наш взгляд,
учителю необходимо придерживаться ряда обязательных требований к отбору заданий:
повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер, задания должны
предполагать
необходимость
комплексного
применения
знаний
и
умений,
которыми
владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов деятельности.
Рассмотрим варианты модели включения метапредметных заданий в уроки по
обществознанию.
1.Метапредмет «Знак». Задания развивают способности учащихся к схематизации и работе
с графической информацией. Эффективны при организации групповой работы.
Кластер «Межнациональные конфликты».
2. Метапредмет «Задача»
Возможность практического применения знаний реализуется через решение школьниками
разных задач и освоение способов их решения.
Граждане
РФ
Анастасия
и
Дмитрий
накануне
регистрации
брака
решили
заключить
брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и
обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга,
о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности
супруги
обязательно
согласовывать
с
супругом
все
вопросы,
связанные
с
её
трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного
договора,
указал
на
необходимость
исключить
два
пункта.
О
каких
пунктах
из
перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы
составленный
в
письменной
форме
и
удостоверенный
у
нотариуса
брачный
договор
вступил в силу
3. Метапредмет «Проблема». Задания эффективны на любом этапе урока, и способствуют
выработке собственной позиции.
Обращение к личному социальному опыту.
Поразмышляйте
сами,
поговорите
с
родителями,
с
другими
взрослыми,
чье
мнение
авторитетно для вас, о том, какова роль семьи в современном обществе. По результатам
опроса составьте диаграмму.
Аргументация собственного мнения.
В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея
Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья. Фе Счастья утверждала, что
калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно
перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно
счастливым.
Фея
Печали
утверждала,
что
обладатель
калош
счастья
будет
самым
несчастным
человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.
Чью сторону в споре займешь ты? Для чего нужны калоши счастья?
4.Метапредмет «Знание». Работа с понятиями. Задание наиболее эффективно на этапе
закрепления материала и в качестве домашнего задания.
Синквейн.
Семья.
Добрая, родная.
Любит, понимает, гордится.
Семья – самое дорогое в жизни.
Любовь.
Работа с текстом.
Аналитическое чтение текста ( при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать
текст учебника с помощью специальных условных обозначений - «v» - я так и думал, «+»
- новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не
очень понятно, я удивлён. После прочтения идет проверка понимания текста( авторская
позиция, предположения, объяснение обществоведческих понятий). Старшеклассникам
можно посоветовать стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого
рода сокращений, применению условных знаков-символов (например, математических:
равно, больше, меньше и т. д.), можно здесь вводить и любые свои знаки);
В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны уметь
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте
требуемую информацию находить необходимую единицу информации в тексте; решать
учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
требующие
полного
и
критического
понимания
текста;
структурировать
текст;
интерпретировать
текст;
обнаруживать недостоверность получаемой информации; в процессе работы с одним или
несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование метапредметного подхода
способствует
формированию у учащихся
умения планировать и осуществлять свою
деятельность,
работать в коллективе, осуществлять познавательные действия, определять
суть понятий, обобщать объекты, формирует коммуникативные умения, использовать
компьютерные технологии и т.д. Метапредметные технологии направлены на то, чтобы
культивировать
другой
тип
сознания
учащегося
и
учителя.
Этот
тип
сознания
не
"застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но
работает во взаимосвязи различных учебных дисциплин.