Напоминание

Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание» в условиях ФГОС


Авторы: Малкова Наталья Евгеньевна, Девяткина Светлана Михайловна
Должность: учитель обществознания, учитель обществознания и права
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание» в условиях ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание» в условиях

ФГОС.

Малкова Н.Е. учитель обществознания

Девяткина С.М. учитель обществознания

Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь

Древняя восточная мудрость

Главной целью современного образования является развитие и воспитание

интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете

международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых

мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией,

принимать решения в нестандартных ситуациях. Поэтому среди наиболее общих задач,

которые ставит современность перед российским педагогом – обучение учащихся

планированию

своих

действий

по добыванию, систематизации, анализу знаний из

колоссального информационного потока, возможности их применения в различных видах

деятельности. На данный момент, возникает естественная проблема: учащийся с трудом

связывает

для

себя

систему

понятий

одного

учебного

предмета

с

системой

понятий

другого.

XXI

век

характеризуется

возникновением

комплексных

проблем,

решение

которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. В этих

условиях метапредметный подход к образовательному процессу, становится наиболее

эффективным, так как позволяет представить и оценить целостную картину мира. Частой

проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю обществознания является

неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью,

использовать

те

знания,

которые

стали

известны

им

из

курсов

истории,

географии,

литературы,

обществознания

и

пр.

Учащиеся как бы разъединяют теорию по одной

дисциплине с примерами из другой. Отсутствие системного мышления у подрастающего

поколения стало одной из главных трудностей современной школы. Именно в этом часто

кроется

снижение

качества

выполненных

проектных

или

исследовательских

работ,

а

также результатов сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Курс обществознания включает в себя знания, составляющие предмет отдельных

наук: философии, социологии, политологии, правоведения, культурологии, психологии,

экономики. В этом заключается сложность изучения и его интегративная особенность.

Использование метапредметного подхода на урока обществознания позволяет решить

Межнациональные конфликты

Причины

Пути решения

Виды

проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и

учебных предметов, отдельных модулей.

К особенностям метапредметного урока можно отнести следующие:

1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью

передачи способов работы со знанием.

3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:

понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

При проектировании и разработке материалов

метапредметного урока, на наш взгляд,

учителю необходимо придерживаться ряда обязательных требований к отбору заданий:

повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер, задания должны

предполагать

необходимость

комплексного

применения

знаний

и

умений,

которыми

владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов деятельности.

Рассмотрим варианты модели включения метапредметных заданий в уроки по

обществознанию.

1.Метапредмет «Знак». Задания развивают способности учащихся к схематизации и работе

с графической информацией. Эффективны при организации групповой работы.

Кластер «Межнациональные конфликты».

2. Метапредмет «Задача»

Возможность практического применения знаний реализуется через решение школьниками

разных задач и освоение способов их решения.

Граждане

РФ

Анастасия

и

Дмитрий

накануне

регистрации

брака

решили

заключить

брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и

обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга,

о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности

супруги

обязательно

согласовывать

с

супругом

все

вопросы,

связанные

с

её

трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного

договора,

указал

на

необходимость

исключить

два

пункта.

О

каких

пунктах

из

перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы

составленный

в

письменной

форме

и

удостоверенный

у

нотариуса

брачный

договор

вступил в силу

3. Метапредмет «Проблема». Задания эффективны на любом этапе урока, и способствуют

выработке собственной позиции.

Обращение к личному социальному опыту.

Поразмышляйте

сами,

поговорите

с

родителями,

с

другими

взрослыми,

чье

мнение

авторитетно для вас, о том, какова роль семьи в современном обществе. По результатам

опроса составьте диаграмму.

Аргументация собственного мнения.

В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея

Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья. Фе Счастья утверждала, что

калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно

перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно

счастливым.

Фея

Печали

утверждала,

что

обладатель

калош

счастья

будет

самым

несчастным

человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займешь ты? Для чего нужны калоши счастья?

4.Метапредмет «Знание». Работа с понятиями. Задание наиболее эффективно на этапе

закрепления материала и в качестве домашнего задания.

Синквейн.

Семья.

Добрая, родная.

Любит, понимает, гордится.

Семья – самое дорогое в жизни.

Любовь.

Работа с текстом.

Аналитическое чтение текста ( при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать

текст учебника с помощью специальных условных обозначений - «v» - я так и думал, «+»

- новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не

очень понятно, я удивлён. После прочтения идет проверка понимания текста( авторская

позиция, предположения, объяснение обществоведческих понятий). Старшеклассникам

можно посоветовать стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого

рода сокращений, применению условных знаков-символов (например, математических:

равно, больше, меньше и т. д.), можно здесь вводить и любые свои знаки);

В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны уметь

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте

требуемую информацию находить необходимую единицу информации в тексте; решать

учебно-познавательные

и

учебно-практические

задачи,

требующие

полного

и

критического

понимания

текста;

структурировать

текст;

интерпретировать

текст;

обнаруживать недостоверность получаемой информации; в процессе работы с одним или

несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную

информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для

обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о

полученном сообщении (прочитанном тексте).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование метапредметного подхода

способствует

формированию у учащихся

умения планировать и осуществлять свою

деятельность,

работать в коллективе, осуществлять познавательные действия, определять

суть понятий, обобщать объекты, формирует коммуникативные умения, использовать

компьютерные технологии и т.д. Метапредметные технологии направлены на то, чтобы

культивировать

другой

тип

сознания

учащегося

и

учителя.

Этот

тип

сознания

не

"застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но

работает во взаимосвязи различных учебных дисциплин.



В раздел образования