Автор: Денисенко Елена Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25"
Населённый пункт: г. Королёв, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дифференциация звуков К-Кь-Г-Гь"
Раздел: дошкольное образование
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе
Учитель-логопед, Денисенко Е.А.
МБДОУ «Детский сад №25», г.Королёв
Тема занятия: «Дифференциация звуков К-Кь-Г-Гь»
Цель: Дифференциация звуков К-Кь-Г-Гь
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков;
-формирование понятий о твердости и мягкости, глухости - звонкости
согласных звуков;
-формирование фонематического восприятия;
-активизировать и расширять словарный запас по разным лексическим
темам;
-упражнять в произношении слов со сложной слоговой структурой;
-закреплять
умения
подбирать
прилагательные,
существительные,
согласуя их в роде, числе, падеже;
-продолжать совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов;
-учиться анализировать предложение и составлять его схему;
-развитие связной речи, продолжать формировать навык составления
полного развернутого ответа на вопрос;
-учиться образовывать относительные прилагательные;
-совершенствование
навыков
слогового
анализа
слов
и
анализа
предложений.
коррекционно-развивающие:
-развитие ассоциативного мышления, внимания, памяти.
коррекционно-воспитательные:
-расширять кругозор детей, воспитывать умение слушать товарищей не
перебивая, справедливо оценивать ответы детей.
Оборудование:
кассы
букв,
цветные
квадраты
(синие,
красные,
зеленые), наборы для составления схемы предложения, предметные картинки
со звуками «К», «Кь», «Г», «Гь», цифры от 1 до 5 по кол-ву детей, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют ваши мамы.
Скажите, куда пойдет мама, если ей нужно вызвать врача или она заболеет?
(Мама пойдет в поликлинику)
- Если ей нужно купить лекарство?
- Если ей нужно сшить платье
- Если ей нужно купить продукты?
- Если ей нужно отремонтировать часы?
- Если ей нужно купить хлеб?
- Если захочет посмотреть фильм?
- Если захочет отправить письмо?
- Если захочет сделать красивую прическу?
- Если её сын получил двойку?
- Если у нее сломался каблук?
- Если она захочет вкусно поесть?
- Если, ей нужно улететь на самолете, уехать на поезде?
1.Произнесение, сопоставление, характеристика изучаемых звуков.
2.Упражнение. Игра «Наоборот». Замените в словах звук «К» на «Г» и
назовите новое слово.
Куст - густ кол- Кости- Конка-
Кусты- Клаша – Колос - Кора -
Калина- Икра - Корка - Кошка –
Дети повторяют слоговые ряды.
Ка-га-ка
Го-го-ко и т.д.
3.Упражнение. Составить из букв слова ГАЗЕТЫ, КНИГА. Произвести
полный звуко-слоговой анализ слов. (Дети старшего возраста выкладывают
слоги и анализируют их с помощью цветных квадратов).
4. Упражнение «Чего не стало?». На доске висят предметные картинки
со звуками «к», «г», «кь», «гь». Ребенок подходит, выбирает картинку и
говорит, чего не стало, называя цвет предмета.
-Не стало голубых варежек.
-Не стало красной книги.
-Не стало красного мяча.
- Не стало белой скатерти.
5. Игра с мячом «Что из чего сделано?»
Шапка из меха - меховая шапка Серёжки из жемчуга -
Ложка из серебра - Серёжки с изумрудами -
Ложка из алюминия - Кофта из шёлка -
Платье из шерсти- Хлеб из пшеницы -
Платье из шёлка - Сок из черники -
Крыша из железа - Сок из брусники -
Сережки из янтаря - Сок из клюквы -
Печенье из овса - Конверт из бумаги -
Графин из стекла - Крыша из соломы -
Мяч из резины - Булка из пшеницы -
Нож из металла - Шарик из пластилина -
6. На столах у детей карточки с цифрами от 1 до 5. Логопед называет
слова с изучаемыми звуками, ребята анализируют слово по слоговому составу
и поднимают нужную цифру.
7. «Составьте предложения, начиная их со слова «Зимой...». В ваших
предложениях должно быть не меньше 4 слов. На доске
Зимой пушистый снег укрыл всю землю белым ковром.
Зимой реки и озера покрылись льдом.
Зимой мороз украсил узорами стёкла домов.
Зимой кружится метель, и идут снегопады.
Зимой деревья и кусты покрыты инеем.
Зимой медведь спит в своей берлоге.
Зимой нужно надевать на себя теплую одежду, потому что на улице
холодно и можно заболеть.
Зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках.
Зимой
птицам
тяжело
находить
корм
и
ребята
должны
помогать
птицам.
8. Произвести анализ предложения, составить схему предложения.
Катя читает книгу.
Катина книга лежит на столе.
Катя играет с котятами.
9.Итог занятия.
Список литературы:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушений
речи» Москва 2009г.
Лалаева
Р.И.
Серебрякова
Н.В.
«Формирование
лексики
и
грамматического строя у дошкольников с ОНР» Санкт- Петербург 2001г.
Кобзарева
Л.Г.,
Кузьмина
Т.И.
«Ранняя
диагностика
нарушения
чтения и его коррекция». Воронеж 2000г.
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников». Москва 1997г.
Парамонова
Л.Г.
«Предупреждение
и
устранение
дисграфии
у
детей». СПб., 2001г.
Нищева
Н.В.
«Обучение
грамоте
детей
дошкольного
возраста»
Санкт –Петербург 2016г.