Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Пчелина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №103
Населённый пункт: ГОРОД ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: ПУБЛИКАЦИЯ
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культурно – гигиенических навыков у детей

дошкольного возраста.

Дошкольная гигиена – наука, изучающая взаимодействие организма

ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе

гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и

укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование

функциональных возможностей организма детей дошкольного возраста.

Дошкольная гигиена является одним из разделов гигиены детей и

подростков, которая развивалась в органической связи с общей гигиеной.

Термин «гигиена» древний, он происходит от имени греческой богини

здоровья Гигия – дочери Эскулапа, которая давала мудрые, полезные

советы. Как только человек появился на Земле, гигиена стала его

потребностью: где поселиться, что есть и пить, как защитить себя от

холода, как вырастить ребенка здоровым. Из рода в род, из поколения в

поколение передавались сведения о гигиене. Постепенно стали

появляться традиции, обычаи, обряды, связанные с ней. Многие из них

уже давно забыты, некоторые остались, и мы их соблюдаем. Постепенно

о гигиене стали писать отдельные книги, трактаты. В Египте, например,

широко применялся массаж, омовения.

Большое внимание уделяли гигиене в Древнем Риме. Именно там были

созданы знаменитые термии-бани. Там были горячие и холодные бани,

плавательные бассейны, комнаты для массажа, гимнастический зал,

стадионы.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,

фиксируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста

воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их,

чтобы они стали привычками.

Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое

условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в

будущем. Решение этой задачи, т.е. воспитание людей высокой культуры,

является делом государственной важности. Цель гигиенического

воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления

здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические

навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Основные его задачи определены программами, используемыми в ДОУ и

соответствующими методическими рекомендациями, разработанными

ЦНИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения России.

Согласно указанным документам, гигиеническое воспитание детей

заключается в рациональном использовании условий внешней среды,

сообщении детям элементарных гигиенических сведений и

формировании на их основе навыков и привычек, способствующих

укреплению здоровья, физическому и психологическому развитию, а

также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач

необходимы совместные усилия медицинского и педагогического

персонала ДОУ, а также родителей.

Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек занимает

большое место в работе с детьми и является значительным средством

физического развития детского организма.

Н.К.Крупская указывала, что «одна из важнейших задач детского сада -

привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

Навыки представляют собой сложную систему условных рефлексов. Это

укрепившиеся благодаря упражнению способы действий.

С раннего возраста у детей необходимо воспитывать умение выполнять

элементарные требования гигиены, вырабатывать у них потребность в

чистоте и опрятности, например, уметь опрятно есть, чисто умываться,

аккуратно обращаться с одеждой.

Культурно-гигиеническое воспитание повышает культуру поведения

ребенка, организует его, приучает к порядку. Овладение тем или иным

навыком в начальном периоде требует от ребенка сосредоточенного

внимания, сопровождается общей напряженностью и многими лишними

движениями.

По мере формирования навыка путем постоянного упражнения движения

детей становятся более уверенными.

Дальнейшие систематические упражнения приводят к тому, что навык

автоматизируется, снижается потребность в сознательном контроле

каждого движения. При этом отдельные простые действия синтезируются

в единое законченное действие. Такая автоматизация действий дает

возможность ребенку без участия целенаправленного внимания

выполнять сложные акты, ранее требовавшие большого напряжения, и

повышает качество их выполнения (например, при умывании, одевании),

ускоряет их проведение, тем самым, освобождая время и энергию детей

для игр и другой деятельности. У детей нужно воспитывать умение

применять выработанные и закрепившиеся навыки в различных

изменяющихся условиях.

Гигиенические навыки оказывают большое влияние на формирование

привычек. Дети приучаются не только правильно, но и быстро мыть руки,

у них возникает потребность мыть их, когда это необходимо, не только

уметь убирать все на место, но и замечать беспорядок в окружающей

обстановке и стремиться его устранять.

Нервная система ребенка, как известно, отличается большой

пластичностью. Поэтому, чем младше ребенок, тем легче выработать у

него и закрепить важные для здоровья навыки и привычки.

Гигиеническое воспитание в ДОУ и дома тесно связано с умственным,

нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Строится оно с

учетом физиологических и психических особенностей детей.

Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы все меры

воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?

1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для

этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных

процессов, то есть с первых месяцев жизни ребенка, постоянное

повторение в течение суток одних и тех же процессов (кормлении,

массаж, обтирание и т.д.) совершающихся всегда в определенной

последовательности, постоянство условий их проведения – все это

способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при

правильных воспитательных воздействиях у детей легко формируются

культурно-гигиенические навыки.

2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Очень важно

не пропустить оптимальные сроки ( возраст) для формирования того или

иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к

длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению

отрицательных форм поведения. Если же ребенок уже чему-то научился

и может делать, он должен делать самостоятельно.

3. Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребенок

находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т. е

у него хорошее бодрое настроение. Необходимо, чтобы приучение к

выполнению культурно-гигиенических правил проходило, живо,

непринужденно, не вызывая у детей утомления, скуки, и сопровождалась

чувством удовольствия от самого процесса (умывания, еды) или от его

результатов (самостоятельно оделся, убрал игрушки на место).

4. Методика или приемы гигиенического воспитания должны

соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по

мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей

возрастной группе.

Если в первые годы жизни это многократные совместные действия

взрослого и ребенка, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже

обоснование требование, осознание детьми навыков, которые они

приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими

действиями.

5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за

ребенком и обучающих его в ДОУ и дома, должны быть согласованными.

Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребенком

примером во всех его действиях и поступках. Единство требований со

стороны взрослых – необходимое условие для успешного гигиенического

воспитания. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с

воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего

дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование

важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков:

почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в

транспорте и дома.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка

привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут усвоить

все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их

важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо

уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и

одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего

дошкольного возраста, 5-7 лет, следует совершенствовать уже

приобретенные навыки и следить за их неукоснительным и правильным

выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в

дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста,

можно объединить в две большие группы:

1. Навыки личной гигиены – любить чистоту; следить за опрятностью

своей одежды, обуви, пользоваться только индивидуальными

предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только

предварительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней

гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать

за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

2. Навыки культурного поведения – не кричать, а вежливо попросить то,

что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение

просьбы; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на

прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы

вытирать ноги, класть на место игрушки, книжки, здороваться и

прощаться, уступать место старшим, мальчики должны уступать место

девочкам, проявлять заботу о младших и др.

При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года

жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть

корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе

взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу,

поверни голову, открой рот). У ребенка постепенно закрепляется навык

чистоты. Он положительно относится к гигиеническим ваннам,

причесыванию, стрижке ногтей, пользованию горшком.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники