Автор: Пчелина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №103
Населённый пункт: ГОРОД ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: ПУБЛИКАЦИЯ
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста.
Дошкольная гигиена – наука, изучающая взаимодействие организма
ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе
гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и
укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование
функциональных возможностей организма детей дошкольного возраста.
Дошкольная гигиена является одним из разделов гигиены детей и
подростков, которая развивалась в органической связи с общей гигиеной.
Термин «гигиена» древний, он происходит от имени греческой богини
здоровья Гигия – дочери Эскулапа, которая давала мудрые, полезные
советы. Как только человек появился на Земле, гигиена стала его
потребностью: где поселиться, что есть и пить, как защитить себя от
холода, как вырастить ребенка здоровым. Из рода в род, из поколения в
поколение передавались сведения о гигиене. Постепенно стали
появляться традиции, обычаи, обряды, связанные с ней. Многие из них
уже давно забыты, некоторые остались, и мы их соблюдаем. Постепенно
о гигиене стали писать отдельные книги, трактаты. В Египте, например,
широко применялся массаж, омовения.
Большое внимание уделяли гигиене в Древнем Риме. Именно там были
созданы знаменитые термии-бани. Там были горячие и холодные бани,
плавательные бассейны, комнаты для массажа, гимнастический зал,
стадионы.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,
фиксируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста
воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их,
чтобы они стали привычками.
Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое
условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в
будущем. Решение этой задачи, т.е. воспитание людей высокой культуры,
является делом государственной важности. Цель гигиенического
воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления
здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические
навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
Основные его задачи определены программами, используемыми в ДОУ и
соответствующими методическими рекомендациями, разработанными
ЦНИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения России.
Согласно указанным документам, гигиеническое воспитание детей
заключается в рациональном использовании условий внешней среды,
сообщении детям элементарных гигиенических сведений и
формировании на их основе навыков и привычек, способствующих
укреплению здоровья, физическому и психологическому развитию, а
также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач
необходимы совместные усилия медицинского и педагогического
персонала ДОУ, а также родителей.
Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек занимает
большое место в работе с детьми и является значительным средством
физического развития детского организма.
Н.К.Крупская указывала, что «одна из важнейших задач детского сада -
привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
Навыки представляют собой сложную систему условных рефлексов. Это
укрепившиеся благодаря упражнению способы действий.
С раннего возраста у детей необходимо воспитывать умение выполнять
элементарные требования гигиены, вырабатывать у них потребность в
чистоте и опрятности, например, уметь опрятно есть, чисто умываться,
аккуратно обращаться с одеждой.
Культурно-гигиеническое воспитание повышает культуру поведения
ребенка, организует его, приучает к порядку. Овладение тем или иным
навыком в начальном периоде требует от ребенка сосредоточенного
внимания, сопровождается общей напряженностью и многими лишними
движениями.
По мере формирования навыка путем постоянного упражнения движения
детей становятся более уверенными.
Дальнейшие систематические упражнения приводят к тому, что навык
автоматизируется, снижается потребность в сознательном контроле
каждого движения. При этом отдельные простые действия синтезируются
в единое законченное действие. Такая автоматизация действий дает
возможность ребенку без участия целенаправленного внимания
выполнять сложные акты, ранее требовавшие большого напряжения, и
повышает качество их выполнения (например, при умывании, одевании),
ускоряет их проведение, тем самым, освобождая время и энергию детей
для игр и другой деятельности. У детей нужно воспитывать умение
применять выработанные и закрепившиеся навыки в различных
изменяющихся условиях.
Гигиенические навыки оказывают большое влияние на формирование
привычек. Дети приучаются не только правильно, но и быстро мыть руки,
у них возникает потребность мыть их, когда это необходимо, не только
уметь убирать все на место, но и замечать беспорядок в окружающей
обстановке и стремиться его устранять.
Нервная система ребенка, как известно, отличается большой
пластичностью. Поэтому, чем младше ребенок, тем легче выработать у
него и закрепить важные для здоровья навыки и привычки.
Гигиеническое воспитание в ДОУ и дома тесно связано с умственным,
нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Строится оно с
учетом физиологических и психических особенностей детей.
Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы все меры
воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?
1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для
этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных
процессов, то есть с первых месяцев жизни ребенка, постоянное
повторение в течение суток одних и тех же процессов (кормлении,
массаж, обтирание и т.д.) совершающихся всегда в определенной
последовательности, постоянство условий их проведения – все это
способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при
правильных воспитательных воздействиях у детей легко формируются
культурно-гигиенические навыки.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Очень важно
не пропустить оптимальные сроки ( возраст) для формирования того или
иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к
длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению
отрицательных форм поведения. Если же ребенок уже чему-то научился
и может делать, он должен делать самостоятельно.
3. Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребенок
находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т. е
у него хорошее бодрое настроение. Необходимо, чтобы приучение к
выполнению культурно-гигиенических правил проходило, живо,
непринужденно, не вызывая у детей утомления, скуки, и сопровождалась
чувством удовольствия от самого процесса (умывания, еды) или от его
результатов (самостоятельно оделся, убрал игрушки на место).
4. Методика или приемы гигиенического воспитания должны
соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по
мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей
возрастной группе.
Если в первые годы жизни это многократные совместные действия
взрослого и ребенка, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже
обоснование требование, осознание детьми навыков, которые они
приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими
действиями.
5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за
ребенком и обучающих его в ДОУ и дома, должны быть согласованными.
Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребенком
примером во всех его действиях и поступках. Единство требований со
стороны взрослых – необходимое условие для успешного гигиенического
воспитания. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с
воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.
6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего
дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование
важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков:
почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в
транспорте и дома.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка
привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут усвоить
все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их
важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо
уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и
одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего
дошкольного возраста, 5-7 лет, следует совершенствовать уже
приобретенные навыки и следить за их неукоснительным и правильным
выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в
дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста,
можно объединить в две большие группы:
1. Навыки личной гигиены – любить чистоту; следить за опрятностью
своей одежды, обуви, пользоваться только индивидуальными
предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только
предварительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней
гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать
за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.
2. Навыки культурного поведения – не кричать, а вежливо попросить то,
что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение
просьбы; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на
прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы
вытирать ноги, класть на место игрушки, книжки, здороваться и
прощаться, уступать место старшим, мальчики должны уступать место
девочкам, проявлять заботу о младших и др.
При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года
жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть
корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе
взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу,
поверни голову, открой рот). У ребенка постепенно закрепляется навык
чистоты. Он положительно относится к гигиеническим ваннам,
причесыванию, стрижке ногтей, пользованию горшком.