Напоминание

Психофизиологическое развитие ребенка во внутриутробном периоде


Автор: Скиба Алла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Омская область р.п.Таврическое
Наименование материала: презентация
Тема: Психофизиологическое развитие ребенка во внутриутробном периоде
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психофизиологическое

развитие ребенка во

внутриутробном

периоде

Выполнила:

Скиба Алла Владимировна

Жизнь

до

рождения

изд авн а

интересует не только родителей, но и

ф и л о с о ф о в

и

т е о л о г о в .

Н а у к а

представляет

все

новые

знания

о

первых

фазах

жизни

младенца,

его

развития

в

утробе

матери.

Намного

р а н ь ш е ,

ч е м

п р е д п о л а г а л о с ь ,

развиваются

ощущения

и

умения

младенца,

формируются

тончайшие

с т р у к т у р ы

м о з г а .

А

б у д у щ и м

родителям особенно важно знать, что

с в я з ь

р од и т ел е й

с

м л а д е н ц е м

закладывается еще до рождения.

Пренатальный период

Пренатальный период (внутриутробный) - это

период от момента зачатия до рождения.

Продолжается 280 дней (10 лунных месяцев),

начиная счет с первого дня последнего

менструального цикла у женщины. В это время

происходит бурное развитие ребенка и его

психики.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

¦ предзародышевую;

¦ зародышевую (эмбриональную);

¦ стадию плода.

Предзародышевая стадия длится 2 недели.

Зарождение человеческого существа в результате

соединения сперматозоида и яйцеклетки -- событие

уникальное. Потенциальное развитие уникального

человеческого существа начинается с

оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка -

одна-единственная клеточка, практически невидимая

невооруженным глазом, несет в себе всю

генетическую информацию необходимую для

создания нового организма.

Однако путь, который ей предстоит

проделать в течение последующих девяти месяцев,

нелегок, а порой и опасен.

Подсчитано, что от 50 % до 70% оплодотворенных яйцеклеток погибают в течение

первых двух недель. Около 25 % из числа выживших попадет в число утраченных в

результате прерывания беременности уже после того, как женщина узнает о ней.

Рассмотрим

процесс

оплодотворения

и

сложный

путь

последующего

внутриутробного развития. При встрече они образуют плодное яйцо, размером в

несколько

сотых

долей

миллиметра.

Лишь

один

из

300

млн.

сперматозоидов

сможет

проникнуть

в

яйцеклетку

и

оплодотворить

ее,

определяя

пол

и

генетические черты ребенка. С этого момента и начинается оплодотворение. В

течение следующих 24 - 48 часов яйцеклетка и сперматозоид объединяются в

отдельную клетку - зиготу (от греческого «сочетаться, соединяться вместе»). Через

48 часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб

в направлении матки, делится на 2 клетки. Затем, в результате второго дробления,

из этих 2 клеток образуются 4 и т. д. Процесс дробления клеток ускоряется, так что к

концу

6-го дня образуется

уже

более

100

клеток.

Каждая

клетка содержит

23

хромосомы

от

матери

и

23

от

отца,

вместе

они

образуют

индивидуальный

генетический код ребенка. В результате деления клетки образуют плотный шар -

морула.

Примерно

через

4

дня

в

центре

морулы

накапливается

жидкость

и

создается полость - бластоциста. Сначала бластоциста свободно плавает в матке, но

через

несколько

дней

на

ней

образуются

губкообразные

выступы

-

ворсинки

хориона. Они проникают в стенку матки и, растворяя ее, закрепляются в ней. Этот

процесс называется имплантацией. Имплантация - решающая фаза пренатального

развития.

Она

вызывает

в

организме

женщины

гормональные

изменения,

свидетельствующие

о

наступлении

беременности.

В

это

время

клетки

зародышевого

диска

начинают

дифференцироваться

на

три

слоя.

В

норме

имплантация завершается примерно через 2 недели после зачатия.

После завершения имплантации начинается зародышевая

стадия или эмбриональный период, продолжающийся до

конца 2-го месяца, считая с момента зачатия.

Это время важнейшего развития и роста, когда клетки

каждого из трех слоев интенсивно делятся,

перераспределяются в пространстве и специализируются.

Эмбрион 12-13 дней имеет длину всего 1,5-2 мм без каких-

либо очертаний тела. В середине третьей недели возникают

первые кровеносные сосуды и начинает формироваться

сердце. Через 3 дня оно уже бьется и представляет собой

пульсирующую трубку. Это сердцебиение, которое

позволила записать лишь современная медицинская техника

- самые первые различимые движения внутриутробного

развития.

В эмбриональном периоде можно выделить следующие основные стадии:

1. Дробление.

2. Гаструляция

3. Гистогенез, органогенез, системогенез.

Дробление - это серия быстро следующих друг за другом делений зиготы.

Эта стадия заканчивается образованием многоклеточного зародыша, имеющего у человека

форму пузырька-бластоцисты.

Гаструляция. В результате деления, дифференцировки, взаимодействия и перемещения

клеток зародыш становится многослойным.

Появляются зародышевые листки эктодерма, энтодерма и мезодерма, несущие в себе

накладки различных тканей и гистогенезорганов, органогенез, системогенез.

В ходе дифференцировки зародышевых листков образуются зачатки тканей, формирующие

органы и системы организма человека.

В течение эмбрионального периода одновременно протекают два очень важных процесса.

Во-первых, из наружного слоя клеток образуются все те ткани и структуры, которые в

оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а

позднее - и плод. Во-вторых, начинается развитие из зародышевого диска всех органов и

характерных признаков самого эмбриона.

На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет.

Внутренние клетки эмбриона формируют 3 различных пласта клеток:

первый (наружный) слой - эктодерма - превратится в нервную систему, включая мозг, глаза,

уши, кожу и волосы;

второй слой - эндодерма - станет печенью, оболочкой кишечного тракта, легкими,

поджелудочной и щитовидной железами;

третий слой - мезодерма - кровеносной системой, урогенитальной системой, мышцами,

скелетом и сердцем.

К концу 4-й недели беременности, всего через

2 недели с начала эмбрионального периода,

начинает биться сердце зародыша и

функционировать, хотя и в самой примитивной

форме, его нервная система. Сердце и нервная

система содействуют развитию эмбриона как

целого организма.

Все это происходит с зародышем, длина

которого составляет всего 6 мм

Стадия плода начинается с начала третьего месяца

беременности и продолжается до момента рождения, т. е.

примерно 7 месяцев из 9-месячного периода беременности.

Именно в это время созревают и начинают функционировать

большинство органов и систем организма. На протяжении 3-

го месяца идет дальнейшее формирование соматических

структур плода. Питание и обмен веществ плода

осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост

плода, формирование тканей, развитие органов и систем из

их зачатков, формирование и становление новых

функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в

утробе матери и ребенка после рождения. В этом периоде

эмоциональное состояние ребенка - удовольствие или

неудовольствие - изменяется в зависимости от

эмоционального состояния матери напрямую, через

поступающие с кровью гормоны матери. Ребенок уже

реагирует изменением двигательной активности в ответ на

эмоциональное состояние матери. Исследователи считают,

что в этом периоде можно говорить о факте активности

ребенка.

Внутриутробный период - это важнейший период,

определяющий биологическую судьбу организма

человека на последующие годы, состояние

здоровья, адаптационные реакции, риск развития

болезней.

Внутриутробный период жизни человека

рассматривается как особый возраст, особая

ступень развития человеческой реальности

(внутреннего мира, субъективности), ступень

воплощения. Общая «возрастная» задача человека

на этой ступени состоит в том, чтобы к моменту

рождения стать соучастником общения в сознании,

переживаниях и деятельности матери

Пренатальное развитие

Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных

изменений, приводящих к возникновению количественных,

качественных и структурных преобразований психики и поведения

человека.

Пренатальное развитие - начало жизни человека, развитие до

рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его

важность была осознана уже в древних цивилизациях.

Истоки представлений о внутриутробном развитии теряются в

веках. Возможно, они появились вместе с Homo sapiens, открывшим

у себя функцию деторождения. Египтяне, индийцы, кельты,

африканцы и многие другие народы разработали свод законов для

матерей, супружеских пар и общества в целом,

предусматривающих создание наилучших условий для жизни и

развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные

клиники, где будущие матери проводили период беременности в

условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На

первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти

через церемонию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина

представлялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей

профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства

ребёнок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как

принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось

знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском...

В некоторых культурах, в частности у народов юго-восточной Азии,

начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С

некоторых пор европейские народы, а в Новое время и

североамериканцы, тоже стали осознавать важность всего, что

предшествует рождению ребёнка, для всей последующей

человеческой жизни

Пренатальное развитие начинается со слияния мужского сперматозоида и

женской яйцеклетки, образовавшаяся при этом зигота несет в себе всю

генетическую информацию, необходимую для создания нового организма.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания.

Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и

проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Практически с

момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в

окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не

«чистый» лист. Существует точка зрения, что личность человека формируется

задолго до его появления на свет - мысли, переживания, ощущения матери

передаются не родившемуся еще ребенку, и он не только чутко воспринимает

их, но и запоминает. Так, страх и беспокойство матери ведут к появлению в ее

крови особых химических веществ - катехоламинов. Через пуповину они

попадают в плод, он тоже начинает испытывать беспокойство. Но

одновременно эти вещества играют и роль стимуляторов, когда каждая волна

материнских гормонов резко выводит плод из обычного состояния, пробуждая

примитивное самосознание и обостряя восприимчивость. Плод начинает

ощущать, что что-то произошло, и даже пытается понять, что именно.

В настоящее время считается, что родившийся человек не

только наделен элементарными механизмами для

поддержания жизни, но, не обладая почти никакими

готовыми формами поведения, уже имеет немалый

житейский опыт и знает достаточно много. От него

невозможно скрыть, любят его или нет. И даже плод

чувствует негатив матери, если она раздражается

необходимостью его появления на свет. Образующиеся при

этом в ее организме гормоны оказывают непредсказуемое

влияние на еще не родившегося ребенка. Сейчас уже

хорошо известно, что основные характеристики мозга

зависят не только от наследственности. Большое значение

имеют сигналы, которые получает мозг на ранних этапах

своего развития

Для того чтобы узнать, какую информацию из внешнего мира усваивает плод,

способен ли он обучаться, было поставлено немало экспериментов. Так,

группу живущих в Лондоне будущих матерей разделили на тех, кто смотрит

популярный ежедневный сериал, и тех, кто нет. Через несколько часов после

рождения, младенцам проигрывали мелодии из этого фильма в тот момент,

когда они плакали. Дети, чьи матери не смотрели сериал, никак не

реагировали на музыку. Дети, чьи матери смотрели сериал, переставали

плакать и прислушивались - то, что они чему-то научились, не оставляло

никакого сомнения.

Американские исследователи стимулировали развитие мозга плода с

помощью различных игр и упражнений. Обучение начиналось на пятом

месяце внутриутробного периода. Например, дважды в день будущие

родители постукивали по животу матери. Через два месяца появлялась

реакция - плод начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Затем

таким же сигналом подкреплялось произношение простых слов. Один из

будущих отцов периодически четко произносил: " Малыш, я - твой папа".

После рождения ребенка, он напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын ее

узнал - он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца.

Вообще же, “обученные новорожденные” более активны, быстрее

развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со

своими родителями

Ожидания и опасения, достаток и лишения,

стабильность и потрясения, здоровье и

болезни в тех семьях, где предстоит родиться

детям, влияют не только на их последующую

жизнь, но и на пренатальное развитие.

Несмотря на то, что роды представляют собой

генетически запрограммированную

последовательность событий, особенности

появления на свет каждого конкретного

ребенка определяются в значительной

степени культурными, историческими и

семейными условиями.

Характеристика возраста

Характеристика возраста плода раскрывается в форме

выделения его основных стадий (периодов), в форме учёта

разнородности и разновремённости происходящих

изменений, в форме фиксации появившихся структурных

новообразований.

Различаются три периода пренатального развития:

(а) герминальный - дробление зиготы и первичной

организации клеток (около 2 недель),

(б) эмбриональный - структурное развитие зародыша

(около 6 недель),

(в) фетальный - созревание плода

(около 30 недель - вплоть до родов).

Герминальный период. Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, существует около

двух недель. В течение этого времени происходит её быстрое дробление и

первичная организация клеток в виде бластоцисты, которая погружается в стенку

матки. Закладываются структуры, которые обеспечивают питание и защиту

организма: амнион, хорион, желточный мешок, плацента, пупочный канатик

(пуповина). Период завершается формированием зародыша, или эмбриона.

Эмбриональный период. Сформировавшийся зародыш, или эмбрион (термин

«эмбрион» происходит от греческого слова, обозначающего - «опухоль») в течение

шести недель приобретает черты, присущие только человеку. Длина его тела за это

время увеличивается от 6 мм до 2,5 см. Из зародышевого диска начинается развитие,

в общей форме, всех органов самого эмбриона. Появляются зачатки головного и

спинного мозга. Начинают развиваться сердце, мышцы, позвоночный столб, рёбра и

пищеварительный тракт. Формируются многие внешние соматические структуры:

лицо, руки, ноги, пальцы на ногах и руках, - и внутренние органы. Появляется

предпосылка кожной чувствительности - общая чувствительность, проявляющая себя

в виде реакции движениями на соответствующие раздражители. Из наружного слоя

клеток формируются ткани и структуры, которые до конца беременности будут

поддерживать, питать и защищать эмбрион, а затем и плод. Это защитная оболочка

эмбриона, заполненная жидкостью; её называют «мешком амниона». Эмбрион

питается с помощью плаценты, объединяющей его с материнским организмом.

Плацента - дисковидное тканевое образование; оно находится в одном из участков

стенки матки и обеспечивает обмен веществ между организмом матери и

эмбрионом. Плацента соединяется с эмбрионом пуповиной. А это - плотный тяж, в

котором объединены кровеносные сосуды плода: две артерии и одна вена

С третьей по восьмую неделю наиболее велика вероятность

выкидыша, или самопроизвольного аборта. Основные

причины этого - патологическое развитие плаценты, пуповины

и/или самого эмбриона. Эмбриональный период завершается

формированием плода. К концу первого триместра

беременности у ребенка появляются не только

разнообразные сенсорные переживания, но и положительные

и отрицательные эмоциональные переживания,

сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние.

Влияние матери на ребенка в этот период происходит через

функции ее организма. Желанность беременности и

положительное отношение к будущему появлению ребенка в

первом триместре беременности помогают матери

положительно переносить неприятные изменения в

состоянии женщины в этот период.

Фетальный период продолжается с начала третьего месяца беременности

до конца девятого, или 30 недель из 39-и недель беременности. Размеры

тела изменяются на третьем месяце в пределах от 2,5 см до 7,5 см с

массой до 14 граммов. К шести месяцам рост увеличивается до 30 см, а

масса - до 700 граммов. И к концу девятого месяца рост, в среднем, равен

51-у см, масса - 3,4 кг. Причём при рождении с массой 3 - 4,3 (2,4 - 4,7) кг

минимальна заболеваемость. За пределами этих границ заболеваемость

выше: при массе меньше 2,4 кг и больше 4,7 кг она резко растёт.[2]

Созревают и начинают функционировать большинство органов и систем

организма, возникают связи между ними. Плод начинает шевелиться. Он

«брыкается», поворачивает голову, а затем и всё тело. При сомкнутых

веках выражены нескоординированные движения глаз, проявляются

различные мимические движения, сосательные движения (сосёт

большой палец), дыхательные движения и заглатывание амниотической

жидкости. К концу третьего месяца сформированность наружных половых

органов позволяет определять пол плода. Во втором триместре

продолжается быстрый рост плода, и на пятом месяце мать обычно

ощущает его движение. Кожа покрывается первичным волосяным

покровом (лануго) и защитным слоем выделений кожных желёз. К концу

24-й недели формируются все нейроны головного мозга. Появляется

зрительная световая чувствительность; очевидной становится и реакция

плода на звук.

В третьем триместре (на седьмом месяце и позже) уже возможно

рождение - плод жизнеспособен. Продолжается его рост; в 7

месяцев масса растёт до 1,5 кг, а на 8-м месяце прирост её за

неделю может быть до 200 граммов. Созревают лёгкие.

Расширяется диапазон ощущений и поведенческих форм. В

середине восьмого месяца образуется подкожный жировой слой.

От матери через плаценту передаются антитела, защищающие от

инфекций.

На 9-м месяце постепенно отпадает сырообразный защитный

слой и рассасывается первичный волосяной покров (лануго).

Готовый к родам плод переворачивается вниз головой. Незадолго

до родов, за 1-2 недели, матка перемещается к основанию

тазовой области, и матери становится легче дышать: уменьшается

давление изнутри на диафрагму... У плода замедляется

приращение массы, клетки плаценты начинают вырождаться, а у

матери появляются нерегулярные безболезненные сокращения

мышц живота и матки.

Всё готово к родам.

Условия развития

К условиям развития относятся, прежде всего, наличное состояние

развивающегося, среда его обитания и формы взаимодействия (или связи)

развивающегося со средой.

Новая жизнь начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, при

совокуплении будущей матери и будущего отца, которые при этом испытывают

сильнейшие ощущения и чувства.

Француженка Андрэ Бертин в своей лекции привела два крайних примера

современных ситуаций зачатия. В одном случае это пара, которая в один из

субботних вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть и драки ищет

примирения в спальне. Они сильно рискуют породить существо,

предрасположенное к похоти и насилию, поскольку ему передалось

соответствующее состояние родителей. В другом случае, это пара, которая вступает

в половой контакт, имея глубокую любовь друг к другу и полностью осознавая

важность переживаемого момента. А до этого они читали хорошие книги, вместе

смотрели хорошие картины, слушали хорошую музыку... Всё это повлияло на

качество их сближения и на их впечатления, которые намного богаче тех, что были

ими обеспечены только лишь их природной организацией. Данная пара имеет все

шансы на рождение ребёнка, не обладающего пороками у ребёнка первой пары. И

далее А. Бертин обобщает: народная мудрость гласит, что дети любви - прекрасные

дети. Когда наступает посевная, отбирают семена и готовят почву. Думающие люди,

желающие иметь ребёнка, позаботятся о качестве «семян», постараются

подготовить «почву» наилучшим образом. Для этого надо вести здоровый образ

жизни и обеспечить будущим родителям определённый психологический настрой.

Они могут также «оросить почву» с помощью гомеопатии и установить, насколько

это возможно, преграду на пути наследственных нарушений.

В 1982 году Андре Бертин была создана Национальная ассоциация

пренатального воспитания (НАПВ).

По замыслу создателей этой ассоциации она должна стать

связующим звеном между проводимыми исследованиями и

супружескими парами и матерями. Создание такой организации

говорит о том, что пренатальное воспитание действительно

оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное

развитие ребенка после его рождения

А.И. Захаров, как современный практический психотерапевт,

предложил «рабочие» формулировки условий для оптимального

зачатия. Причём он начал с того, что «мы вольны «распоряжаться

судьбой ребенка», если верим во влияние планет на нашу жизнь.

Тогда, заранее определив день зачатия, мы рассчитываем месяц

рождения ребёнка и соответствующий знак зодиака. Но если

говорить более серьёзно, то чем выше культурный и

интеллектуальный уровень родителей, тем более ответственно

они относятся к возможному рождению ребёнка». Однако

господство случайности в деторождении в наше время всё же

весьма велико, и это создаёт риск отклонений в психическом

развитии у каждого второго ребенка

Общие условия

1. Должно быть, желание зачать ребёнка со стороны обоих супругов при

наличии у них взаимопонимания и при отсутствии конфликтов.

2. Важно предварительно решить неотложные жизненные задачи: закончить

или прервать учёбу, уйдя в академический отпуск, определиться с работой и

с жильем.

3. Следует вовремя перейти с вредного для здоровья производства на более

безопасную работу: без шума, вибрации, химической загрязненности и

радиации.

4. Важно устранить хронические очаги инфекции, то есть пролечить зубы,

уши, нос, горло, бронхи, печень и желчный пузырь, почки, кишечник и

генитальную (половую) сферу. Важно также укрепить слабые места

организма и поднять его тонус целенаправленным комплексом спортивно-

оздоровительных воздействий. Важно избавиться от невротических

расстройств, изменив своё отношение к травмирующим условиям жизни и

подыскав конструктивные решения для возникших личных, семейных и

производственных проблем.

5. Уже за месяц до зачатия (лучше - раньше) следует полностью исключить

курение и употребление алкоголя. Осторожность следует соблюдать и по

отношению к кофе, так как он повышает сократительную способность матки

и может спровоцировать угрозу выкидыша.

6. Важно ознакомиться с доступной литературой по основам репродуктивной

генетики и проконсультироваться у врача-генетика.

Гинеколог и акушер А.Н. Хлуновский говорит «…мать и ребёнок

представляют собой единый и неразрывный организм, поэтому они в

равной степени страдают от плохого самочувствия и неблагоприятных

воздействий внешнего мира, одинаково остро воспринимают победы и

поражения, делят пополам все горести и радости». Автор считает, что

каждая будущая мать должна всегда следовать простым общим правилам,

которые кратко можно сформулировать так.

1. Откажитесь от всех вредных привычек, ибо ваш образ жизни, ваше

питание закладывают основу здоровья плода.

2. Старайтесь избежать стрессов и не давайте воли отрицательным

эмоциям, потому что страх, ревность, злоба, душевная боль наносят

непоправимый вред плоду и его формирующейся психике.

3. Любите своё будущее дитя, ибо любовь матери - мощный фактор

защиты, способный прикрыть плод от вредного воздействия даже в очень

тяжёлых ситуациях.

4. Не забывайте о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с

природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы,

которые благотворно сказываются на ребёнке, приносят ему

положительные ощущения от счастья и покоя матери.

5. Пытайтесь думать о тех качествах, которые хотели бы видеть в ребёнке,

направляйте мысли на такие категории, как доброта, мудрость,

интеллигентность, честность, духовная красота, помните о том, что плод

способен улавливать и сохранять информацию всеми своими клетками.

6. Беседуйте со своим будущим ребёнком, объясняйте ему происходящее,

успокаивайте и подбадривайте его, так как это приводит к полному

единению с ним.

В условиях современного общества,

насыщенного сложными социальными

проблемами и многочисленными трудностями,

рекомендуемое отношение к беременности

требует от родителей значительных усилий.

Однако приобретение такого опыта уменьшит

чувства усталости, беспокойства и страха,

которые присущи беременным женщинам,

обеспечит успешные роды и появление на свет

умного, здорового, спокойного, сильного и

выносливого человека.

Факторы пренатального развития

Традиционно принято выделять три общих фактора развития

человека: его наследственность, среду его обитания и активность

самого плода, объединяющую его со средой.

Наследственность в живой природе - это воспроизведение

потомками устойчивых родительских черт и, шире, черт, присущих

предшествующим поколениям. Наследственность - это повторение

организмом законов обмена со средой (веществом, энергией,

информацией) и форм развития, характерных для предыдущих

поколений. Социальная наследственность предполагает

преемственность культуры в разных её масштабах: от

внутрисемейной до этноисторической.

Среда - это общие условия обитания живого существа. У человека -

это природная среда во всём её многообразии и социокультурная

среда во всех её материальных, технологических и семиотических

формах.

Активность - переход потенциальной энергии её носителя в

актуальные формы; способ существования живых существ, в том

числе и человека. Специфична для человека такая активность, как

его деятельность, в частности, оказывающая, при определённых

обстоятельствах, главное влияние на его последующее развитие.

Во время беременности любое внешнее воздействие влияет на потомство в зависимости

от уровня развития последнего. Часто при таких воздействиях будущая мать ещё не знает о

своей беременности и не придаёт большого значения заболеваниям, таким как краснуха

или грипп, и она даже не задумывается о возможных последствиях приёма ею

назначенных лекарств. И тогда вред бывает нанесён на герминальной и/или

эмбриональной стадиях развития, ещё до того, как женщина узнает о своём новом

состоянии и о необходимости особенно заботиться о своём здоровье.

Критический, или «сенситивный», период пренатального развития - это время

повышенной чувствительности ткани, органа, структуры или системы организма к

определённым воздействиям.

Так, на герминальной стадии воздействие любого тератогена имеет однозначный эффект -

пренатальную смерть, которая, за исключением особых ситуаций искусственного зачатия,

обычно даже не регистрируется в перинатологическом плане. Центральная нервная

система подвергается серьёзным структурным нарушениям при воздействиях тератогенов

с 3-й по 5-ю недели, а всё остальное время беременности остаётся риск физиологических

дефектов. Сердцу грозят структурные сдвиги с середины 3-й до середины 6-й недели, а

физиологические дефекты - до конца 8-й недели. Руки и ноги деформируются при

воздействии тератогенов с середины 4-й до конца 7-й недели, и имеют физиологические

дефекты при их воздействии в течение 8-й недели. Глаза могут иметь серьёзные

структурные нарушения при воздействиях с середины 4-й недели до середины 8-й, а

физиологические дефекты - вплоть до конца беременности. Уши - с риском структурных

нарушений с середины 4-й недели до середины 12-й, и с риском физиологических

нарушений - до начала 20-й недели. Наружные половые органы - с риском структурных

нарушений также с 4-й недели по 12-ю, а с риском физиологических сдвигов - вплоть до

родов.

Весьма показательны драмы европейских женщин, которые,

будучи беременными, по рекомендациям врачей принимали

лёгкий транквилизатор, помогающий, как рекламировалось,

при бессоннице, при тошноте, при других утренних

недомоганиях. Это было в 1956-м - 1962-м годах, прежде всего,

в Великобритании и Германии. В течение последующих пяти

лет у таких матерей родилось около 12 тысяч детей с

различными уродствами. Тщательное исследование

обнаружило связь между видом дефекта и сроком

беременности, при котором принималось

разрекламированное лекарство - талидомид. При его приёме

между 34-м и 38-м днём от последней менструации ребёнок

рождался без ушей. При приёме между 38-м и 47-м днём

беременности у ребёнка не было рук или же руки были

деформированы. При приёме между 40-м и 45-м днём у

ребёнка были выражены дефекты кишечного тракта или

желчного пузыря. При приёме между 42-м и 47-м днём у

ребёнка отсутствовали или были деформированы ноги...

Среди главных тератогенов специалисты называют:

Курение (табака и марихуаны) сужает кровеносные сосуды матери, уменьшая этим подачу

кислорода и питательных веществ через плаценту. Кроме того, некоторые формы повреждения

плаценты наблюдаются только у курящих беременных женщин. У них высок риск преждевременных

родов, недостаточного веса новорожденного, выкидыша и мертворожденного ребенка. Курение

может привести к врожденным уродствам и неонатальной пневмонии. Так, никотин - задерживает

рост, влияет на умственные способности;

Алкоголь - Попадая в плод, он оказывает на него анестезирующее действие, ограничивая движения

и препятствуя развитию нормальных подвижных суставов правильной формы. Экспериментально

показано, что даже недлительное ограничение подвижности может привести к различным

аномалиям физического развития. Кроме того, находящийся без активного движения плод не

обеспечивает стимуляцию для развивающихся сенсорных систем. В дальнейшем это приводит к

снижению интеллекта и нарушению произвольности внимания ребенка. Алкоголь нарушает и

становление биохимических механизмов плода, обеспечивающих продуцирование внутреннего

этанола, необходимого для метаболизма. При подавлении этого механизма, организм требует

введения этанола извне. Уже у плода формируется алкогольная зависимость и привыкание.

Родившимся детям даже приходится протирать роднички спиртом, чтобы они не погибли. У 32%

детей сильно пьющих матерей обнаруживаются алкогольный синдром. Врожденные аномалии,

включающие недостаточный рост и вес при рождении, неврологические отклонения, поражения

сочленений костей черепа, специфические лицевые признаки - маленькая голова, тонкая верхняя

губа, слабовыраженная впадина над верхней губой, близко посаженные глаза и плоские скуловые

кости, а также отставание в умственном и физическом развитии. Кроме того, их мучает

абстинентный синдром. Дети матерей, менее злоупотребляющих алкоголем, подвергаются риску

появления алкогольных эффектов, включающих нарушения сердечной деятельности и дыхания,

процессов адаптации.

Наркотики ослабляют дыхание плода. У женщин, регулярно употребляющих наркотики, рождаются

дети с вялыми реакциями и нарушенной терморегуляцией. Их вес и рост не соответствует норме,

тело напряжено и не гибко. Эти дети обнаруживают симптомы ломки, что выражается в

повышенной возбудимости, приступах плача, рвоты, дрожи. Они беспокойно спят и плохо едят. У

них очень высокая, но не скоординированная двигательная активность. У этих детей возможны

кровоизлияния в мозг с летальным исходом.

Различные лекарственные препараты, гормоны. В настоящее время

считается, что ни одно из лекарств не является безвредным для будущего

ребенка. Малая доза лекарства или химического препарата может и не

вызвать негативных последствий, особенно если у матери здоровый

организм, способный быстро выводить токсические вещества. Однако,

некоторые из них могут накапливаться в тканях развивающегося организма,

приводя к замедлению его роста и повреждению нервной системы. Очень

вредное воздействие на зубы и кости оказывает тетрациклин; структурные

аномалии, пороки сердца, задержку роста и психического развития могут

вызвать противосудорожные препараты; возбуждающее действие оказывают

амфетамин и кофеин... Особенно опасны вещества, влияющие на

центральную нервную систему - последствием их приема матерью могут быть

длительные неблагоприятные нарушения поведения и способности к

научению родившегося ребенка.

Различные химические агенты (или «вредности»). Например, излучение -

задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие.

Болезни, вирусы которых преодолевают плацентарный барьер. В число таких

болезней входят: краснуха, сифилис, герпес, полиомиелит, различные формы

гриппа, вирус иммунодефицита. Так, краснуха может вызвать умственную

отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности.

Из собственно материнских тератогенов специалисты выделяют резус-фактор

и возраст матери. Так, опасны ситуации, при которых кровь матери резус-

отрицательная, а кровь плода - резус-положительная.

Среди защитных факторов пренатального развития специалисты

называют, прежде всего, здоровье матери и её рациональное питание.

Существенное современное условие - дородовое медико-

психологическое сопровождение будущих родителей с переходом к

комплексному перинатологическому сопровождению детей.

Перинатология - это раздел медицины, объектом которого является

жизненная ситуация развития ребёнка во временной перспективе: от

зачатия и пренатального периода до родов и первых месяцев

постнатальной жизни. Перинатологическая практика объединяет усилия

специалистов в различных областях: акушеров, педиатров, генетиков,

эндокринологов, биохимиков, хирургов, невропатологов, психологов и

психиатров, социальных работников.

В диагностическом плане широко используются УЗИ, амниоцентез,

фетоскопия, томография. Ультразвуковое исследование предполагает

использование звуковых волн для получения изображения плода в

утробе матери. Амниоцентез - забор околоплодной (амниотической)

жидкости для выявления хромосомных аномалий; проводится на втором

триместре беременности. Фетоскопия - введение в матку полой иглы с

микро-источником света для визуальной диагностики плода и/или для

забора его крови или тканей. Томография - трёхмерное (послойное)

сканирование работающего головного мозга с учётом сравнительной

активности различных его участков.

Особенности развития плода в пренатальном периоде

Первый месяц внутриутробного развития -- период наиболее

интенсивного роста в жизни организма. Уже закладывается

сердечно-сосудистая система, частота сердечных сокращения -- 65

ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют задатки

головного мозга, почек, печени и пищеварительного тракта.

Начинает функционировать пуповина -- связующее звено между

эмбрионом и матерью. Определить пол будущего ребенка еще

невозможно, но можно обнаружить глаза, которые расположены

по бокам головы.

К концу второго месяца рост плода составляет менее 2,5 см, а его

вес -- 2, 1 г. Тело непропорционально: длина головы равна

половине длины всего тела. Четко дифференцируются части тела:

лица, появляются зачатки зубов и языка, строение лица зародыша

на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно; на

руках появляются кисти и пальцы, на ногах -- колени, лодыжки,

стопы. Мозг координирует функционирование органов. Идет

развитие половых органов. Сердечных ритм становится стабилен.

В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идет

образование кровяных клеток. Плод начинает реагировать на

раздражения: при ударе 8-недельный плод реагирует сгибанием

туловища, разгибанием головы и отведением рук назад.

К концу третьего месяца происходит интенсивный рост и вес

плода: вес достигает 28 г, рост -- 7, 5 см. Плод имеет ногти, веки

(которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий

нос. В глазах образуется радужная оболочка и все нервы,

связывающие глаз с головным мозгом. В деснах формируются

зубы, начинается заметный рост ушных раковин. У плода

развиваются щитовидная, вилочковая, поджелудочная железы

и почки. Начинает функционировать печень. У будущего

малыша действует желудочно-кишечная система - тонкая кишка

уже способна сокращаться и проталкивать воды, из которых он

получает питательные вещества. Пол будущего ребенка легко

можно определить. Органы уже функционируют: плод может

дышать, заглатывая амниотическую жидкость в легкие и

выпуская ее обратно, изредка происходят мочеиспускания. На

третьем этапе появляются разнообразные рефлексы: он двигает

ногами и руками, большими пальцами рук и головой; рот плода

открывается и закрывается, совершает глотательные движения.

При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении

к ладони -- частично сжимает кисть в кулачок; прикосновение к

губам вызывает сосательный рефлекс; при ударе по пяткам

пальцы ног разгибаются.

На четвертом месяце появляется пропорциональность головы и тела. Рост

плода -- 20-25 см, вес -- около 170 г. Ребенок получает все питательные

вещества из плаценты. У малыша начинают расти волосы. На 4-м месяце

длина тела увеличивается так, что голова перестает выглядеть

непропорционально большой, как в предыдущие месяцы. На лице

становятся различимы губы, а сила сердечной мышцы возрастает настолько,

что частота сердечных сокращений начинает равняться 120-160 ударам в

минуту. Самым знаменательным событием на этом этапе является то, что

мать начинает чувствовать движения ног плода -- первые шевеления. Это

появляется благодаря развитию мышечной системы.

На пятом месяце вес плода увеличивается почти в два раза и достигает 340-

350 г., а длина -- 31 см. У ребенка начинает формироваться жировая

прослойка (или подкожно-жировая клетчатка), которая участвует в

вырабатывании энергии и обмене веществ. Начиная с этой недели малыш

начинает реагировать на громкие шумы, и громкие звуки вряд ли ему

понравятся. Глаза ребенка все еще закрыты, но он ими уже может двигать

вверх и вниз. У него появляются брови, ногти на руках и ногах. Тело ребенка

покрыто мелкими пушковыми волосами. К данному моменту движения

ребенка становятся более сильными и заметными. На 20-й неделе

развиваются органы вкуса и обоняния. Таким образом, на 5-м месяце у

плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила

движений. Возрастает двигательная активность -- плод толкается,

потягивается и т.д. Плод занимает особое положение - предлежание. Также

стабилизируется смена состояний, подобных сну и бодрствованию.

Дыхательная система еще не приспособлена к дыханию вне матки, поэтому

дети, родившиеся на этом сроке, как правило, не выживают.

Шестой месяц характеризуется тем, что родившиеся дети, имеют хотя бы небольшой

шанс выжить. Скорость роста плода несколько снижается (к концу 6 -го месяца рост --

около 35 см), но начинает увеличиваться вес ребенка (к концу 6-го месяца вес -- около

560 г.) за счет появления подкожной жировой клетчатки. Заканчивается развитие глаз:

они закрываются, открываются и поворачиваются во все направления. Плод уже

способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок. Пищеварительная система

малыша развита так, что он уже может заглатывать околоплодную жидкость. Вместе с

ней в организм ребенка поступает основное количество питательных веществ. Ученые

полагают, что заглатывание околоплодных вод способствует росту и развитию

пищеварительной системы плода. В это время формируются 2 слоя кожи: эпидермис и

дерма. Эпидермис отвечает за образование кожного рисунка на подушечках пальцев,

ладонях, ступнях, который определяется генетически. Дерма, находящаяся под

эпидермисом, образует выросты, которые содержат нервные окончания и

кровеносные сосуды. Кожа ребенка в этот период морщинистая, покрытая сверху

первородной смазкой - жирным веществом, которое предохраняет кожу от

воздействия околоплодной жидкости. Начинают работать потовые железы,

формируются легкие, но пока они не могут работать самостоятельно. Более полно

развивается кожная чувствительность, появляется реакция на звук. Глаза полностью

сформированы, уже могут открываться веки. На 6-м месяце голова и туловище ребенка

становятся все более пропорциональными. Идет интенсивное развитие костной

системы, продолжается рост волос на голове, и плод начинает распрямляться. Также

малыш становится все эмоциональнее и подвижнее. Он уже может сердиться,

волноваться, выражать свое недовольство - умеет напрягать мышцы вокруг глаз и

сморщивать губки, изображая плач или улыбку.

Событием, заслуживающим особого внимания в течение второго триместра, является

развитие мозга.

Головной мозг увеличивается в 6 раз

На седьмом месяце завершается формирование дыхательного аппарата: у

плода весом 1,5 кг шансы на выживание высоки при условии интенсивных

медицинских мероприятий. К концу периода рост плода -- около 40 см, вес --

от 1,4 до 2, 3 кг. Черты лица уже полностью сформированы. Малыш хорошо

различает звуки и то, что происходит в окружающем мире. Различает голоса,

шумы, слушает музыку. Слишком резкие звуки пугают его. Приблизительной

на 26-й неделе малыш впервые открывает глазки, они уже полностью

сформированы и могут воспринимать свет. На 27-й неделе плод иногда

поворачивает голову к свету, направляемому на живот матери. Во всяком

случае, сканирование мозга подтверждает, что он реагирует на свет. Кроме

того, малыш видит смутные очертания своих рук и пуповины. На 28-й неделе

у ребенка формируются вкусовые сосочки языка.

Увеличивается масса мозга, на нем начинают появляться характерные

борозды и извилины.

Ребенок активно поправляется - это связано с увеличением объема

подкожной клетчатки.

В возрасте 7 месяцев нервная система плода созревает настолько, что может

управлять дыханием и глотанием.

Малыш уже ощущает прикосновения и боль; возможно, начинает работу его

вестибулярный аппарат

На восьмом месяце развития идет интенсивное формирование

жировой клетчатки, а вес увеличивается до 3,4 кг. при росте 50 см.

Повышается эффективность работы различных систем организма и

частота сердечных сокращений. Ребенок набирается сил, копит

жирок, готовясь к самостоятельной жизни. Места ему становится все

меньше, поэтому он постепенно определяется со своим постоянным

положением в животе у мамы. Почки и мочевой пузырь ребенка

активно работают. В этот период ребенок кашляет и икает. У

малыша исчезают практически все морщины.

Волосы на голове становятся гуще.

Примерно на 30-й неделе ребенок практикуется, пытаясь

сфокусировать взгляд. На 8-м месяце плод может прибавлять в весе

до 200 г в неделю.

Возможно, что с 32-й недели малыш начинает осознавать

происходящее, т.к. многие нейронные системы головного мозга к

этому времени уже сформировались.

Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые

выглядят как периоды парадоксального сна

С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода

устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и, как

полагают, завершается развитие слуха. Малыш округлился,

кожа его стала розовой и гладкой. Ноготки выросли и начинают

выступать за пальчики. Личико ребенка становится

полненьким, появляются круглые щечки. Ребенок продолжает

в утробе сосать палец - тренирует сосательные мышцы.

Голова ребенка может уже спуститься в тазовую область,

готовясь к родам заранее.

Ребенок набирает каждую неделю по 220 г.

Малыш продолжает набирать вес и в последние недели. Все

органы и системы ребенка уже развились и находятся на своих

местах. У ребенка развиты рефлексы, которые помогают ему

выполнять хватательные движения, моргать, закрывать глаза,

перебирать ногами, поднимать и опускать голову.

В это время происходит улучшение зрения и координация глаз,

а также становление функций головного мозга.

В самую последнюю очередь развиваются легкие и

дыхательная система.

Сточки зрения психологии существенны научно установленные

следующие факты. В 15 недель плод совершает хватательные

движения, морщится, двигает глазами, гримасничает.

Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные

движения. С 20-й недели работают органы вкуса и обоняния, с

24-й недели явно выражена кожная и слуховая чувствительность,

а с 25-й недели реакция на звук устойчива. На 27-й неделе

обнаружено, что плод поворачивает голову в сторону источника

света, направленного на живот матери. И мозговые реакции на

свет подтверждаются сканированием мозга. Все поведенческие

новообразования к концу 7-го месяца (мимика, брыкание,

повороты тела и головы) интерпретируются исследователями уже

как «произвольные движения плода, стремящегося занять

удобное положение в утробе матери». В середине 8-го месяца

открываются глаза, и плод может видеть свои руки и своё

окружение, хотя внутри матки и темно. На 32-й неделе

сформированы многие нейронные системы мозга, и его

сканирование свидетельствует о наличии периодов

парадоксального сна. На этой основе высказывается

предположение о возможности сновидений. На 9-м месяце

устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования;

предполагается, что одновременно у плода завершается

формирование слуховой системы

За 9-месячный период первоначально одноклеточная

зигота в норме развивается до 10 триллионов клеток,

организованных в органы и системы. Таким образом, в

третьем триместре у ребенка формируются

предпочтения к различным видам звуковой стимуляции:

голосу матери, биению ее сердца, музыкальным и

речевым фразам, песням, мелодиям, стихам, развивается

избирательность к культурным особенностям пищи.

Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на

развитие не только сенсорики, но и предпосылок

внутриутробного самосознания. К 6-му месяцу

беременности (к 25-й неделе) ребенок способен

перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность

малыша начинает формироваться под влиянием

эмоциональной информации от матери.

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»

Объект исследования психологов в пренатальный период развития,

да и в младенчестве - это диада «мать-дитя» .

Современные исследования в области пренатальной психологии

заставляют обратиться к особенностям раннего взаимодействия

матери и ребенка.

Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое

существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся

ребенку исключительно важно для его развития.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с

его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним,

оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, провел опрос

пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них

никогда не думала о вынашиваемом ребенке.

У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные

расстройства.

В раннем возрасте такие дети плакали намного больше.

Они также испытывали определенные трудности в процессе

адаптации к окружающим и к жизни.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она

проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая

либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные

реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная

жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых

осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в

умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне

преодолимы, если будущая мать осознает,

что только она служит ребенку средством абсолютной защиты,

неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Существует следующая закономерность: все, через что

проходит мать, испытывает и ребенок.

Мать - это «живая сырьевая база» для ребенка,

как с материальной,

так и с психической точек зрения.

.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир

напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства,

которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует

первые сведения, способные определенным образом окрашивать

будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне

зарождающейся психики.

Роль пренатального развития оценивается с точки зрения

формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет

определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех

случаях состоит в отношении к будущему ребенку,

которое определяет ее эмоциональное состояние в

беременности и служит «материалом» для формирования

субъективного опыта ребенка. Пренатальное воспитание

несет в своей основе мысль о необходимости предоставления

эмбриону и затем плоду самых лучших материалов

и условий. Это должно стать частью естественного

процесса развития всего потенциала, всех

способностей, изначально

заложенных в яйцеклетке

.

.

Во время пренатального периода развития ребенок живет практически

«одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны

надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны

стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения),

гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны

радости), которые, проникая через плацентарный барьер,

непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок

представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени

страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое

записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю

последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции

вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня

сенсорного восприятия плода. Однако на нормальное физическое и

психическое развитие плода влияют не только материнские эмоции, но и

различные внешние факторы, в том числе вещества, применяемые в

быту. Например, регулярное употребление алкоголя в чрезмерных

количествах хотя бы за год до беременности, может привести к задержке

умственного развития плода, недоразвитости врожденных рефлексов,

развитию порока сердца и почек и многим другим тяжелым, а порой и

неизлечимым заболеваниям. Курение более безобидно, но может

привести к нарушениям в развитии тканей нервной системы и головного

мозга.

.

Влияние семьи на развитие ребенка в пренатальном периоде

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Важность

семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок

находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности

своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не

может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности

ребенка.[3]

Хотя женщина и носит в себе ребенка, отец и мать ждут его вместе.

Психологически, эмоционально, интеллектуально ребенка ожидают

вдвоем, и в наше время в большей степени, чем прежде. Раньше роли

были четко определены: о будущем отце говорили мало; о женщине

говорили, что она в «интересном положении», стыдливо сообщая о

будущем материнстве. Прежде так и было: с одно стороны, молодая

женщина с ее тошнотой, время от времени падавшая в обморок, дабы

оправдать уделявшееся ей внимание, с другой - отец, для которого этот

период был просто трудным временем, которое надо пережить. На его

долю оставались только материальные заботы. Каждый ждал сам по

себе.

Теперь же запретная область беременности и

родов понемногу приоткрылась мужчине

.

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт,

что в мозгу новорожденного имеется определенный процент

атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны

атрофированы вследствие их невостребованности за период

внутриутробного развития плода. С другой стороны, существовала

достоверная научная информация о том, что число нервных клеток

головного мозга в значительной степени определяет уровень

интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с

этим в последние десятилетия возникли идеи о целесообразности

воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью

сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного

мозга. В 2000 году Балуев А.С. выступил с утверждением о

возникновении психики в дородовом периоде. В пренатальную стадию

жизни ребенок находится в плодотворном диалоге со своей матерью и

семьей. Уже с момента зачатия плод является будущим человеческим

существом и находится в постоянном общении. Отсюда следует

важнейший вывод: надо воспитывать ребенка внутриутробно. За

рубежом культура пренатального воспитания, обучения очень

распространена и широко развита,

особенно сильная школа - в Германии. В России

эта отрасль научных и практических знании

только развивается

.

Основные направления пренатального воспитания:

1) Физическая активность матери. К этому направлению относятся

водные процедуры, прогулки, физические упражнения. Основной

принцип реализации это разумность и умеренность.

2) Стимулирование сенсорного развития. Это прослушивание

спокойной классической музыки, тактильный контакт членов семьи с

плодом (поглаживание живота, похлопывание, осторожное

пальпирование).

3) Стимулирование развития биоритмов мозга. Гипотетически ребенок

рождается с ритмом, который повторяет ритмическую картину

сердцебиения матери.

4) Эмоциональное развитие. Единство гормональной системы матери и

плода определяет и единообразие их эмоциональной жизни.

Преобладание положительных эмоций, эстетического удовольствия,

созерцания природы и другие эмоционально-положительные

переживания оказывают благотворное воздействие на плод.

5) Обучение как запечатление стимулов. К этому направлению

стимуляции относятся различные варианты обучения плода. Например,

фразу «Спокойной ночи, малыш», произносимую членом семьи

ежедневно в течение последнего триместра, после рождения ребенок

реагирует на эту фразу, узнает ее.

.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и

отрицательного фактора воспитания. Положительное

воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто,

кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца,

бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше,

не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем

никакой другой социальный институт не может потенциально

нанести столько вреда сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных

матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые

родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к

появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный

отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам

того не ведая, формирует подобный же тип

поведения у своих детей и т.д. Главное в семье

это достижение душевного единения,

нравственной связи родителей с ребенком.

.

Влияние семьи:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является

одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает

ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с

внешним миром, осваивать новые

способы его исследования и реагирования.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети

учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители

влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип

поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для

себя степень свободы действий ребенка.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка,

позволяет ему в будущем вырабатывать собственные

нормы, взгляды, идеи.

Морально-психологический климат семьи -- это школа

отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее

воздействие на развитие ребенка!

.

Будущему ребенку очень важно создать наиболее

благоприятные и комфортные условия

для развития как

физиологические, так и эмоциональные.

Это окажет положительное влияние

на развитие способностей

здорового ребенка.

А здоровый ребенок - это здоровое общество!

Спасибо за внимание!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники