Напоминание

"Куклотерапия как средство формирования глагольного словаря дошкольников с ОНР"


Автор: Голышевская Наталья Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №163"
Населённый пункт: г.Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Куклотерапия как средство формирования глагольного словаря дошкольников с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Куклотерапия

как

средство

формирования

глагольного

словаря

дошкольников с ОНР

В

специальном

образовании

необходимость

использования

средств

арттерапии

признается

все

большим

количеством

специалистов

данной

области (В.Г. Петрова, И.Ю. Левченко, Т.А. Добровольская, Е.А. Медведева,

Т.Л. Шишова, М. А. Поваляева и др.)

Известно, что артпедагогика – синтез двух областей научного знания

(искусства и педагогики), обеспечивающий разработку теории и практики

педагогического процесса. Одной из функций артпедагогики определяется

коррекционная, т.е. содействующая профилактике, коррекции и компенсации

недостатков в развитии.

Поэтому многие педагоги-практики, занимаясь с детьми с ОНР, пришли

к выводу, что необходимо использовать комбинированные методы, приёмы и

средства,

как

традиционные,

так

и

не

традиционные,

облегчающие

и

направляющие процесс овладения дошкольниками глагольным словарём, и

строить

занятия

таким

образом,

чтобы

дети

жили

на

них

естественной,

радостной

жизнью.

Для

этого

ими

выбран

социально-игровой

стиль

коррекционно-педагогической деятельности, основанный на использовании

средств куклотерапии. Это стиль взаимодействия педагога и детей, где в

качестве промежуточного объекта, посредника выступает кукла.

На фронтальных коррекционых занятиях, объединённых одной темой,

широко

используются

куклотерапевтические

игры,

основанные

на

драматизации сказок. Упражнения для индивидуальной работы включают в

себя

разыгрывание

сюжетов

стихотворных

текстов

с

использованием

кукольных персонажей. Общеизвестно, что игра приносит ребёнку большую

радость и удивление, в ней заложены истоки творчества. Положительный

момент игры заключается в том, что дети принимают руководство

взрослого, не замечая его.

Куклотерапия как частный метод арттерапии, основан на процессах

идентификации

ребёнка

с

любимым

героем

мультфильма,

сказки

или

с

любимой игрушкой. Он популярен как в зарубежной (Ф.Зимбардо и др.), так

и

в

отечественной

практике

коррекционной

работы

(И.Г.Выгодская,

А.Спиваковская,

А.И.Захаров и др.). Куклотерапия позволяет объединить

интересы ребёнка и коррекционные задачи педагога.

Специальной

литературы

в

области

применения

данного

метода

в

коррекционной

педагогике

очень

мало,

поэтому

педагоги-практики

опираются на собственный опыт, тем не менее, ссылаясь на науку и опыт

специалистов.

Психофизиологии, психологи, педагоги единодушны во мнении, что

игра - эмоционально насыщенный вид проявления активности детей. Она

помогает

решать

самые

различные

задачи

по

исправлению

речевых

недостатков,

развивает

познавательную,

двигательную

активность.

«Оживляя»

куклу,

ребёнок

ощущает

ответственность

за

её

действия,

«жизнь», слова, поведение, учится развивать способность к концентрации.

Куклотерапия

издавна

широко

используется

специалистами

для

разрешения

конфликтов,

улучшения

социальной

адаптации,

в

коррекции

страхов, нарушенного поведения и т.д.

Известен опыт использования куклы в работе с детьми для устранения

заикания (И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская). В своём подходе

они

опирались

на

данные

нейропсихологических

исследований,

согласно

которым

активная

речь

ребёнка

во

многом

зависит

от

развития

тонких

движений пальцев. А потому многообразные движения при работе с куклой

способствуют

упорядочиванию

и

согласованности

речевой

моторики

заикающегося ребёнка. Игрушка полностью подчинена воле ребёнка и в то

же время заставляет его определённым образом говорить и действовать.

Кукла

отвлекает

ребёнка

от

речевых

трудностей.

Применяется

опыт

использования

дидактической

куклы

для

постановки

правильного

произнесения

звуков.

Учитывая

склонность

дошкольников

с

речевыми

нарушениями

к

подражанию,

наглядным

формам

мышления,

игре,

изготавливаются и апробируются дидактические куклы, которые используют

в работе по коррекции артикуляционных расстройств и развитию мелкой

моторики

руки.

Работа

с

этой

занимательной

куклой

позволяет

детям

расслабиться, раскрепоститься. Перевоплотившись, они легче вступают в

контакт друг с другом.

В работе со старшими дошкольниками с ОНР используются куклы,

соответствующие их возможностям и развивающие их. Среди разнообразных

видов кукол наиболее просты в применении и доступны перчаточные и

пальчиковые

куклы.

С

их

помощью

можно

осуществлять

кукольные

сказочные

драматизации.

Для

этого

лучше

подбирать

сказки,

лёгкие

для

восприятии,

без

глубокого

философского

смысла,

эмоционально

насыщенные, с хорошей концовкой, не сложные для разыгрывания.

Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, затем можно

переходить

к

постановке

сказок

и

пьесок

с

несколькими

действующими

лицами. Рекомендуется проводить по одной сказке в месяц. На последнем

занятии сюжет проигрывается от начала до конца. Закрепление умений и

навыков по овладению глагольной лексикой проходит

при выполнении

упражнений,

предназначенных

для

индивидуа льной

р а б о т ы .

Дополнительным

средством

являются

стихотворные

тексты,

насыщенные

различными глаголами. Они легко запоминаются детьми.

Таким образом, интеграция арттерапевтических средств в содержание

коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР, способствует

более

успешному

развитию

лексического

компонента

языка.

Умелое

использование куклотерапевтических игр позволяет не только сформировать

у детей разнообразные умения и навыки, но решить коррекционные задачи:

они значительно пополняют словарный запас, в том числе и глагольный,

развивают связную речь.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники