Напоминание

проект "Детство без насилия"


Автор: Смолина Юлия Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №93" муниципального образования города Братска
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Детство без насилия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №93» Муниципального образования города Братска
П Р О Е К Т
Разработчик: Педагог-психолог Смолина Юлия Геннадьевна Г.Братск
Полное название проекта:
Проект «Детство без насилия» МБДОУ «ДСОВ №93» г.Братск,
Иркутская область, Братский район.
Автор проекта:
педагог-психолог Смолина Юлия Геннадьевна
Продолжительность проекта:
сентябрь 2015г.- ноябрь 2015г.
Тип проекта:
социальный
Участники проекта:
Родители, педагоги ДОУ, дети старшей группы ДОУ (5-6 лет).
Актуальность проекта
состоитв том, чтобы, как можнораньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье. Как известно по результатам исследований психологов, насилие - перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Проблема:
Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.
Пояснительная записка:
Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают , что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.
Цель проекта:

 Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
Задачи:
 Раннее выявление семейного неблагополучия.  Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.  Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.  Создание условий для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Ожидаемый результат:
 Повышение правовой и педагогической культуры родителей.  Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.  Создание доверительно-делового контакта с родителями.  Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта.


Этапы проекта

Содержание работы

Ответственные

1 этап

подготовительный
Выявление семей и детей, относящихся к «группе риска» Педагог-психолог Воспитатели Составление банка данных о семьях «группы риска» Педагог-психолог Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания Педагог-психолог Воспитатели Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника. Педагог-психолог
2 этап

Основной
Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе (наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.) Воспитатели Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания) Педагог-психолог Воспитатели Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте) Педагог-психолог Знакомство с правами (занятия с детьми в старшей группе д/с) Педагог-психолог
3 этап

заключительный
Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей. Педагог-психолог Педагоги ДОУ Заведующий, Старший воспитатель.
Приложение № 1.


Работа с педагогами:

Консультации:
1.«Право на защиту и помощь». 2. «Знакомимся с Конвенцией ООН». 3. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».
Круглый стол:
1. «Правовая защита детей в семье и ДОУ». 2. Викторина «Права ребёнка».
Памятки:
1. «Профилактика жестокого обращения с детьми». 2. «Показатели неблагополучия в семье».
Приложение № 2.

Работа с родителями:

Консультации:
1. «Я ребёнок - и я имею права». 2. «Как нельзя поступать с ребёнком».
Анкетирование:
1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?». 2. «Знаете ли вы права детей».
Памятки, буклеты:
1. «Педагогические знания родителям». 2. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребёнку». 3. «Показатели неблагополучия в семье».
Родительское собрание:
1. «Предупреждение насилия над детьми».
Конкурс рисунка:
1. Совместное творчество родителей и детей - «Моя семья».
Работа с детьми:
1. Занятия в старшей группе «Знакомство с правами». 2. Конкурс рисунка «Моя семья».

П Л А Н

Занятий социальной направленности на учебный

2015 – 2016 гг.

СЕНТЯБРЬ

№ п/п

Программное содержание

Работа с детьми

1

декад

а

Знакомство с правами. «Право

ребёнка на имя, отчество и

фамилию».
Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя.
ОД:
Конспект занятия. Демонстрационный материал «Права детей». Свидетельство о рождении. Иллюстрированный материал по теме занятия.
2

декад

а

«Конвенция о правах ребёнка».

Право на защиту.
Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.
ОД:
Конспект занятия. Карточки по теме – права ребёнка. Конституция РФ, Конвенция ООН. Семейный кодекс РФ.
3

декад

а

Знакомство с правами. «Право

ребёнка на охрану физического

здоровья».
Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье.
ОД:
Конспект занятия. Демонстрационный материал «Права детей». Иллюстрированный материал по теме.
4

декад

а

Знакомство с правами. «Право

ребёнка жить и воспитываться в

семье».
Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами.
ОД:
Конспект занятия. Демонстрационный материал «Моя семья». Иллюстрированные карточки по теме занятия. Чтение художественных произведений.

Анкета.

Знаете ли Вы права детей»
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?______________________________ 2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните) * Дома, из средств массовой информации. * В детском саду
*Из педагогической литературы * Из других источников 3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду?____________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Какие права у ребёнка в семье?____________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших детей в детском саду?_____________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении ________________________________________________________________________ 7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.
Анкета

«Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»
1. Какое из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным для психики ребёнка?  Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)  Сексуальное насилие  Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
 Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).  Иное________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить своего ребёнка?_______________ _______________________________________________________________________ 3. Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет) подчеркните. 4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?________________________________________ 5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?_____________________ 6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните. 7. Если наказывать, то как?__________________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. Как обойтись без унижающих наказаний?____________________________________ ________________________________________________________________________ 9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над детьми?_________________________________________________________________
Памятка для родителей

по профилактике жестокого обращения с детьми.

Составила: Смолина Ю.Г. – педагог-психолог ДОУ. Использованная литература: Карабанова О.А. «Психология семейный отношений и основы семейного консультирования»: учебное пособие –М.:Гардарики, 2006г. Конвенция ООН о правах детей Семейный кодекс РФ Уголовный кодекс РФ В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»? Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Физическое насилие –
нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие –
использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.
Психическое(эмоциональное) насилие -
отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость(словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка(брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка –
отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре). В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является
оставление их без присмотра
, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.
Жестокое обращение с детьми в семьях
многим представляется как единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет «естественные» доминирующие специфические особенности характеристик таких семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, отклоняющееся и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи - но это ошибочное мнение. До сих пор, во многих семьях, физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на «непослушного ребёнка».
Какую ответственность предусматривает закон за жестокое обращение

с детьми?

Уголовный кодекс РФ
предусматривает ответственность:
З
а совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
З
а преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Семейный кодекс
гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует:
П
раво ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
П
раво ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
Л
ишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
Н
емедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Конвенция ООН
о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
О
беспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
З
ащиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
О
беспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);

П
ризнание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
З
ащиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
З
ащиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
М
еры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и

грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или

эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У

семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый

должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком,

который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети,

знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в

любви и воспитанные в доброте.

Телефоны по которым можно обратиться за помощью

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
СОСТАВИЛА: Смолина Ю.Г. Педагог-психолог ДОУ.
Использованная литература: Фарберова Ф. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» д/в № 6 1992г. Конвенция о правах детей. Семейный Кодекс РФ Уголовный кодекс РФ
Конвенция ООН о правах ребёнка
даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: *Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6); *защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16); *обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); *признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27); *защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); *защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37); *меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);
Уголовный кодекс РФ
предусматривает ответственность: *за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); *за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);
Семейный кодекс РФ
гарантирует: *право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54); *право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); *меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); *немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Закон РФ «Об образовании»
утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на«уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административноенаказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое«насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).
Закон РФ «О защите прав детей»
гласит: *жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

Факторы риска, которые могут спровоцировать

жестокое обращение с детьми в семье.
*Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех; *Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы; *Безработица или постоянные финансовые трудности; *Супружеские конфликты; *Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; *Нежеланный ребёнок; *Умственные или физические недостатки ребёнка; *Трудный ребёнок; *Статус беженцев, вынужденных переселенцев. В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.
Признаки неблагополучия ребёнка в семье:
 Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).  На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют. 1. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. 2. Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождения синяков и ссадин. 3. Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре занятости и не имеют постоянного источника дохода. 4. Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
Признаки физического насилия в семье:
Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому. В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой. В жестоком обращении с животными. В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным. В стремлении скрыть причину травм. При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.




Телефоны, по которым можно обратиться за помощь
Показатели неблагополучия семьи

Составила: Смолина Ю.Г. Педагог-психолог ДОУ


Социально-экономические:
*Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства. *Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток. *Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению. *Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д. *Необеспеченность ребёнка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д. *Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам. *Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
Медико-санитарные:
*Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами. *Отсутствие в доме электричества, отопления. *Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере. *Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм. *Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи. *Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.
Социально-демографические:
*Родители имеют статус лиц без определённого места жительства. *Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка). *Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. *Родители или один из них посещает деструктивную секту. *Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогические:
*Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку. *Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации. *Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия. *Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами. *Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. *Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
Криминально-аморальные.
*Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел. *Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов. *Аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение(приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми). *Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи. *Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира. *Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи. *Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома Использованная литература:
Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка» - 2008г. Шорыгина Т.А «Беседы о правах ребёнка» - 2011г. Нищева Н.В «Мои права: Дошкольникам о правах и обязанностях» демонстрационный материал: - 2009г. Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» - журнал Воспитатель № 3 2010г. Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников - 2012г. Фесюкова Л.Б. «Моя семья» демонстрационный материал – 2009г. Кочетова Е.А. «Правильное питание дошкольников» демонстрационный материал 2009г. Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» журнал Воспитатель № 3 2010г. Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» учебное пособие – М.: Гардарики 2006г. Островская Л.Ф. «Педагогические знания родителям» - 1987г. Фарберова Ф.М. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» журнал Дошкольное воспитание № 5-6 1992г. «Конвенция ООН о правах ребёнка» проспект 2008г. Изд. «Семейный кодекс РФ» проспект 2012г.изд. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада» - 2003г. Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия" - 2003г.


В раздел образования