Напоминание

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка


Автор: Ахметова Анастасия Александровна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка
Тема: Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

НА РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИЙ

Игры

и

упражнения,

направленные

на

знакомство

с

эмоциями

человека,

осознания

своих

эмоций,

а

также

на

распознавание

эмоциональных

реакций

других

детей

и

развитие

умения

адекватно

выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям

предлагается

набор

карточек,

на

которых

изображены

различные

эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет

себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди

пытаются

показать

эмоции,

нарисованные

на

карточках.

Зрители,

они

должны

угадать,

какую

эмоцию

им

показывают

и

объяснить,

как

они

определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре

у ч а с т в о в а л и

в с е

д е т и .

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать

свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».

Педагог

передает

по

кругу

зеркало

и

предлагает

каждому

ребенку

посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После

выполнения

упражнения

обращается

внимание

на

то,

что,

когда

человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так

подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом

настаивать.

В

этом

случае

зеркало

лучше

сразу

передать

следующему

участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны

взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть,

удивление,

страх

и

т.д.

Перед

выполнением

можно

показать

детям

пиктограмму

с

изображением

заданной

эмоции,

обратив

внимание

на

положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и

попрошу,

например,

так:

«Света,

скажи

нам,

пожалуйста,

когда

ты

радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем

бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь

спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту

игру

можно

разнообразить,

предложив

детям

рассказать,

когда

они

огорчаются,

удивляются,

боятся.

Такие

игры

могут

рассказать

вам

о

внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и

со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав

музыкальный

отрывок,

дети

описывают

настроение

музыки,

какая

она:

веселая

-

грустная,

довольная,

сердитая,

смелая

-

трусливая,

праздничная

-

будничная,

задушевная

-

отчужденная,

добрая

-

усталая,

теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только

развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию

образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается

обсудить

с

ребенком,

как

можно

повысить

себе самому

настроение,

постараться

придумать

как

можно

больше

таких

способов

(улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-

нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение,

что

он

чувствует,

может

быть,

он

обижен

на

кого-то.

Затем

предложить

ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость,

обиду,

грусть.

Этот

мешочек,

со

всем

плохим,

что

в

нем

есть,

крепко

завязывается.

Можно

использовать

еще

один

"волшебный

мешочек",

из

которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он

хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и

освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы

картинок,

на

которых

изображены

животные

с

различной

мимикой

(например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.

д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.).

Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий

показывает

детям

схематическое

изображение

той

или

иной

эмоции.

Задача

детей

отыскать

в

своем

наборе

животное

с

такой

же

эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий

называет

основную

эмоцию

(или

показывает

ее

схематическое

изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта

игра

активизирует

словарный

запас

за

счет

слов,

обозначающих

различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-

то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят».

Ведущий

молча

показывает

первому

участнику какую-либо

эмоцию

при

помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго

игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее

второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И

так до последнего участника игры.

После

этого

ведущий

опрашивает

всех

участников

игры,

начиная

с

последнего

и

кончая

первым,

о

том,

какую

эмоцию,

по

их

мнению,

им

показывали.

Так

можно

найти

звено,

где

произошло

искажение,

или

убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»

Взрослый

показывает

детям

сюжетную

картинку,

у

героя

(ев)

которой

отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они

считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый

предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он

стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых –

овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие

у

детей

способности

понимать,

осознавать

свои

и

чужие

эмоции,

правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости).

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с

куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть

девочку,

а

сама

уснула.

Проснулась,

а

Аленушки

и

нет

сбежала.

Рассердилась

Баба-Яга,

что

без

ужина

осталась.

Бегает

по

избе,

ногами

топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления).

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан

кошку

и

закрыл

его,

а

когда

открыл

чемодан,

кошки

там

не

было.

Из

чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).

Лисичка

стоит

у

окна

избушки,

в

которой

живут

котик

с

петушком,

и

подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя,

по

ошибке

вместо

сахара

насыпал

две

ложки

соли.

Помешал

и

сделал

первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).

В

группу

пришла

новая

девочка.

Она

была

в

нарядном

платье,

в

руках

держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она

считала

себя

самой

красивой,

а

остальных

детей

недостойными

ее

внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

7.Про Таню (горе — радость).

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь —

Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка

возвращается

с

бала

очень

печальной:

она

больше

не

увидит

принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг

темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-

нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для

формирования

эмоциональной

стабильности

ребенка

важно

научить

его

управлять

своим

телом.

Умение

расслабляться

позволяет

устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает

силы, увеличивает запас энергии.

«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего

ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

«Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную

крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный

дискомфорт,

отгадать,

что

находится

в

мешочках?

Дети

мнут

мешочки

в

руках,

переключаются

на

другую

деятельность,

уходя

таким

образом

от

негативного состояния.

Игра «На полянке».

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы

находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно

шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите

цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он

цвета?».

После

небольшой

паузы

педагог

предлагает

детям

открыть

глаза

и

рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как

они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли

они

цветок?

Какой

он

был?

Детям

предлагается

нарисовать

то,

что

они

увидели.

Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка

разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно

произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег

отдохнуть,

свернувшись

в

клубочек.

Ему

снится

волшебный

сон:

голубое

небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица,

друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо.

Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается,

улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали,

чувствовали, свершилось ли чудо?

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и

попрошу,

например,

так:

«Петя,

скажи

нам,

пожалуйста,

когда

ты

радуешься?».

Петя

должен

будет

поймать

мячик

и

сказать:

«Я

радуюсь,

когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему

ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка),

скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту

игру

можно

разнообразить,

предложив

детям

рассказать,

когда

они

огорчаются,

удивляются,

боятся.

Такие

игры

могут

рассказать

вам

о

внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и

со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»

Педагог

передает

по

кругу

зеркало

и

предлагает

каждому

ребенку

посмотреть

на

себя,

улыбнуться

и

сказать:

«Здравствуй,

это

я!»

После

выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек

улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть

г л а з к и ,

ч т о

о н и

п р е в р а щ а ю т с я

в

м а л е н ь к и е

щ е л о ч к и .

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить

особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на

этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему

участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны

взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть,

удивление,

страх

и

т.д.

Перед

выполнением

можно

показать

детям

пиктограмму

с

изображением

заданной

эмоции,

обратив

внимание

на

положение бровей, глаз, рта.

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и

радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-

то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее.

В

п о д т в е р ж д е н и е

с в о и м

с л о в а м

п е д а г о г

ч и т а е т

с к а з к у :

«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек,

сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал,

играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и

ничего

не

доставляло

радости.

Он

перестал

улыбаться.

Мама

забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому.

Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама

придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», -

подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал.

Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри,

мама,

я

сделал

тебе

подарок»,

-

и

показал

на

чистую

раковину.

Мама

улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже

улыбался

оказывается,

так

приятно

доставить

кому-то

радость».

После

чтения

сказки

педагог

предлагает

каждому

ребенку

по

очереди

изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы

дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения

можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то

для другого человека.

Игра «На полянке»

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы

находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно

шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите

цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он

цвета?».

После

небольшой

паузы

педагог

предлагает

детям

открыть

глаза

и

рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как

они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли

они

цветок?

Какой

он

был?

Детям

предлагается

нарисовать

то,

что

они

увидели.

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну»

Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна.

Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается

ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой

паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для

своей

истории.

Затем

каждый

из

них

с

помощью

своих

персонажей

рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог

подводит

итоги,

выбирая

наиболее

смешной

рассказ.

При

этом

он

благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Игра «Удиви мышку»

Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала

много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш

детский

сад и

хочет

послушать

их

удивительные

истории.

Слова

сопровождаются

помещением

мышки

в

поднос.

Ребятам

предлагается

подойти

к

стеллажу

с

фигурками

и

выбрать

персонажей

для

своей

удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает

мышке

свою

сказку.

Если

ребенок

затрудняется

придумать

тему,

педагог

помогает

ему,

предлагает

вспомнить,

что

необычного

малыш

увидел

на

прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый

от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Упражнение «Посмеемся над страхами»

Это

упражнение

лучше

выполнять,

сидя

на

ковре.

Ребята

вспоминают

ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой

страшной

истории

что-то

смешное.

В

конце

можно

включить

запись

с м е ю щ е г о с я

ч е л о в е к а

и

в с е м

в м е с т е

п о х о х о т а т ь

о т

д у ш и .

Дети

очень

любят

это

упражнение.

Оно поднимает

настроение и

способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом

уровне.

Первоначально

ребята

стеснялись

друг

друга,

им

не

удавалось

смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы

стали

довольно

часто

по

их

просьбе

включать

в

занятие

«разминки-

смешилки».

Это упражнение активно применяется в нашем детском саду и на занятиях

музыкой, которые проводит опытный педагог Журавлева Галина Николаевна

и, поверьте, дает свои положительные результаты: напряжение снимается не

только у детей, но и у взрослых.

Этюд «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились

как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они

встретились

на

полянке.

Лягушка

принесла

на

тарелочке

много

мух

и

комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве

угощения

приготовил

грибы

и

ягоды.

Каждый

из

них

хотел

порадовать

другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой,

да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же

так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри

какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так

ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что

любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение.

Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще

раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо

уважать.

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»

Педагог предлагает детям послушать еще одну историю.

В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень

подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок

решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые

строили

из

дощечек

дом

для

птицы.

«Давайте

помогу,

-

воскликнул

медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка

молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился

домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало,

побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал

маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С

этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со

всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла

быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не

дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал

дальше.

Около

домика

зайцев

он

увидел

маленького

зайчонка,

который

полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее

справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет,

постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с

этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда

зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись

слезы:

«Что

скажет

мама?!

Ведь

ты

выдернул

не

только

траву,

но

и

морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор

лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял,

почему.

Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то,

что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти

от сердца.

Игра «Прогони злость»

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в

дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы

на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и

бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно

естественнее

представили

свою

злость,

комкая

газету.

Дети

не

должны

кидать

комки

друг

в

друга.

Эта

игра

поможет

агрессивным

детям

в

дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе

карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются

показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать,

какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за

эмоция.

Воспитатель

следит

за

тем,

чтобы

в

игре

участвовали

все

дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать

свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Игра «Про Обидку и Грустинку»

Педагог

объясняет

детям,

почему

они

иногда

приходят

в

детский

сад

с

плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к

ним

по

дороге

приклеилась

Обидка

или

Грустинка.

Главное

ее

найти

и

сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа

педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Подарок другу»

Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится

на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику

подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника –

угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.

Игра «Что было бы, если бы..»

Взрослый

показывает

детям

сюжетную

картинку,

у

героя

(ев)

которой

отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они

считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый

предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он

стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе

предложить

разыграть

ситуацию.

Например,

одна

группа

придумывает

и

разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой

герои смеются.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча

показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи

мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает

увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник

«будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не

«проснутся».

После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и

кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно

найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что

«телевизор» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения:

По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

Трудно ли было тебе понять другого участника?

Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

«Собери лицо. Назови эмоцию»

Ребёнок составляет лицо человека из частей с разными эмоциональными

состояниями. Дети отгадывают получившуюся эмоцию. Можно предложить

заменить на лице одну часть, например, рот и изменить эмоциональное

состояние.

«Нить дружбы»

Дети

стоят

в

кругу,

у

педагога

в

руках

клубочек.

Педагог

говорит,

что

в

клубочке прячутся ласковые и добрые слова. Предлагает детям размотать

клубочек,

вспомнить

эти

слова.

Педагог

поворачивается

лицом

к

рядом

стоящему

ребёнку,

называет

его

ласково

(можно

по

имени,

например,

Сашенька), предаёт ему клубочек, конец нити не отпускает. Так постепенно

клубочек переходит из рук в руки, нить разматывается, каждый из участников

держится за нить рукой. Педагог обращает внимание на то, как было приятно

каждому, когда его ласково называли. Это чувство дети передают эмоцией

радости. В заключении игры педагог предлагает оставаться ребятам такими

же дружными и добрыми всегда.

«Угадай настроение кота»

Педагог

и

дети

рассматривают

картинки

с

изображением

кота.

Педагог

предлагает

детям

определить,

какое

у

кота

настроение,

представить

ситуацию, когда такое настроение может быть и изобразить данную эмоцию.

«Где мы были не скажем, а что делали, покажем»

Детям предлагается без слов (с помощью жестов и мимики) изобразить, где

они побывали и что делали. Ситуации придумывает педагог или все вместе.

Группа детей изображает загаданное действие, а дин ребёнок отгадывает.

Отгадывать могут несколько детей по очереди.

«Пиктограммы эмоций»

Дети

сидят

на

стульчиках

полукругом.

Педагог показывает

какую-либо

пиктограмму

и

спрашивает:

“Какое

настроение? ”

(н а п р и м е р ,

грустное). Затем

предлагает

детям

мимикой

изобразить

данное

эмоциональное состояние.

Затем

просит

детей

поразмышлять: «У

меня

такое грустное настроение, когда я… когда у меня…» (например, у меня такое

грустное настроение, когда у меня отняли игрушку; когда я упал). Используя

такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных

состояниях, опираясь на пиктограммы.



В раздел образования