Автор: Марина Александровна Кондратюк
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 27 Калининского района
Населённый пункт: г .САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: Статья
Тема: "Пальчиковые игры, как способ развития речи у детей"
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Пальчиковые игры, как способ развития речи у детей »
На
сегодняшний
день
федеральный
государственный
образовательный
стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на
воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не
через
систему
знаний,
а
через
эффективные
формы
организации
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
дошкольного
возраста.
Игра,
как
форма
организации
детской
деятельности,
имеет
ключевое
значение,
эта
особая
деятельность
ребенка,
посредством
которой
он
развивается, познает и помогает решать образовательные задачи. Поэтому все
«занятия»
для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из
вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный
способ
формирования
устной
речи
ребенка
и
мелкой
моторики
рук,
прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-
гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также
увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм
вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный
момент,
совместную
и
самостоятельную
деятельность
детей,
построить
увлекательную
образовательную
деятельность
в
детском
саду.
Также
пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать
их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют
добрые
взаимоотношения
между
детьми,
а
также
между
взрослым
и
ребѐнком.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Игры с пальчиками :
Способствуют овладению навыками мелкой моторики
Повышают работоспособность коры головного мозга
Развивают у ребенка психические процессы такие как, мышление
внимание, память, воображение
Снимают тревожность и нервозность у ребенка
Таким образом, пальчиковые игры способствуют развитию совокупности
процессов, которые в свою очередь активируют речевую функцию ребенка.
Как играть в пальчиковые игры?
Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме
специального занятия
Для
детей
важна
регулярность
занятий,
т.е.
к
играм
нужно
прибегать не от случая к случаю, а каждый день
Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут),
но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние
предметы, какие-либо другие внешние раздражители
Для
детей
пальчиковая
игра
может
быть
способом
переключения
внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности
Для того, чтобы разучить игру воспитатель или родитель должен освоить
этапы пальчиковой игры:
Взрослый сначала показывает пальчиковую игру детям сам
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка
Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый
проговаривает текст
Ребенок выполняет движения
с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст
Ребенок
выполняет
движения
и
проговаривает
текст,
а
взрослый
подсказывает и помогает ребенку.
Рекомендации для проведения пальчиковых игр с ребенком или группой
детей:
Используйте
для
игры
выразительную
мимику,
для
того,
чтобы
ребенок включился в игру
Проговаривая
текст
пальчиковой
игры
делайте
это
чётко
и
выразительно, не забудьте про паузы в подходящих местах, говорите
то тише, то громче там, где можно говорите
очень медленно,
повторяйте где это возможно
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми
Проводите игру весело, не стоит делать акцент на ошибках ребенка,
не всех сразу получится выполнять те или иные движения, хотя для
нас они кажутся простыми играть, не отчаивайтесь на всё нужно
время, больше хвалите ваше чадо за успехи.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда родитель для пальчиковой игры берѐт малыша на руки, сажает на
колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает
или
щекочет,
похлопывает
или
раскачивает,
ребѐнок
получает
массу
необходимых
для
его
эмоционального
и
интеллектуального
развития
впечатлений.
Воспитание
интереса
детей
к
играм
на
развитие
мелкой
моторики
стимулирует
их
к
самостоятельному
использованию
в
свободной
деятельности,
помогает
закрепить
навыки
и
умения,
полученные
в
совместной деятельности с взрослым, активизации их словарного запаса.
С уважением, Кондратюк Марина Александровна