Автор: Александра Борисовна Ганзя
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: 4015307957
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие связной речи детей посредством пересказа текстов повествовательного характера"
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей посредством пересказа текстов
повествовательного характера
Приятно общаться с человеком, речь которого «течет ручейком».
Как этому научиться? Давайте попытаемся разобраться.
Очевидно,
что
навык
начинает
формироваться
с
детства
и
совершенствуется всю жизнь. С одной стороны, развитие связной
речи происходит спонтанно, с другой – требует определенных усилий.
Ключевым моментом в этом вопросе является мотивация. Если с
раннего
детства
родители
исполняют
все
желания
ребенка
и
устраняют причины дискомфорта, ориентируясь исключительно на
жесты и особенности его поведения, то зачем же ребенку речь вообще
и связная речь в частности? Стимулируйте малыша к общению с
помощью речи, чтобы быстрее и точнее понимать друг друга.
Развитие
связной
речи
в
норме
происходит
спонтанно
под
влиянием
речевой
среды,
так
«задумано»
природой.
А
если
произошел
сбой,
и
связная
речь
не
развивается
или
развивается
медленно, что делать? Опустить руки и терпеливо ждать? Нет, нет и
еще раз нет. Любой навык можно сформировать, и связная речь не
является исключением!
Те, кто учился в советские времена, еще сможет вспомнить, как
учительница в начальной школе почти каждый день задавала читать и
пересказывать, тем самым развивая связную речь своих учеников. И
была абсолютно права! Чем чаще ребенок (дошкольник и младший
школьник)
пересказывает
небольшие
тексты,
тем
лучше.
Такими
текстами могут быть соответствующие возрасту рассказы и сказки.
Поинтересуйтесь у воспитателя, какие именно произведения будут
полезны вашему ребенку.
Сказки
и
детские
рассказы
в
основном
являются
текстом
повествовательного
характера
и
имеют
определенную
структуру:
начало (с чего началась история), развитие событий, кульминация
(самый «острый» момент), конец (чем закончилась история).
Чтобы
подготовить
ребенка
к
пересказу,
необходимо
придерживаться следующего алгоритма:
прочитать рассказ;
разобрать значение непонятных слов;
задать
вопрос
к
каждому
предложению
и
попросить
ребенка дать развернутый ответ;
прочитать еще раз;
попросить ребенка пересказать текст.
Выслушайте
ребенка
и
только
потом
в
корректной
форме
исправьте ошибки или внесите уточнения.
Представленный алгоритм, в случае если вы правильно (по
возрасту)
выбрали
рассказ,
может
являться
тестом
для
определения уровня развития связной речи приблизительно с
пяти
лет.
Кроме
того,
данный
вид
деятельности
укажет
на
особенности внимания и слуховой памяти вашего ребенка.
Наибольший
интерес
у
детей
вызовут
смешные
рассказы,
сказки,
заставляющие
сопереживать,
тексты
с
проблемным
сюжетом и скрытым смыслом. Чтобы процесс пересказа не был
скучным,
можно
ввести
игровой
момент.
Например,
ребенок
будет рассказывать от имени зайчика, обращаясь к друзьям-
зверятам. Может, взяв микрофон, превратиться в диктора. Таким
образом, пересказ даже не очень интересной истории можно
превратить в увлекательный процесс.
Хочется
обратить
особое
внимание
на
один
момент.
При
подготовке
к
пересказу
избегайте
вопроса
«что
сделал?».
Спросите так: «Что сорвал бельчонок? Куда пошли дети? Куда
залезла Машенька?» Ваш вопрос должен содержать тот глагол,
который ребенок использует в своем ответе: «Бельчонок сорвал
орех. Дети пошли в лес. Машенька залезла в кузовок».
Если ребенок совсем не может пересказать текст, используйте
такой прием – вы начинаете предложение, а он заканчивает.
От данного вида деятельности у ребенка должны оставаться
приятные воспоминания, тогда он будет охотно возвращаться к
нему много раз, тем самым развивая связную речь!