Напоминание

"Развитие связной речи детей посредством пересказа текстов повествовательного характера"


Автор: Александра Борисовна Ганзя
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: 4015307957
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие связной речи детей посредством пересказа текстов повествовательного характера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи детей посредством пересказа текстов

повествовательного характера

Приятно общаться с человеком, речь которого «течет ручейком».

Как этому научиться? Давайте попытаемся разобраться.

Очевидно,

что

навык

начинает

формироваться

с

детства

и

совершенствуется всю жизнь. С одной стороны, развитие связной

речи происходит спонтанно, с другой – требует определенных усилий.

Ключевым моментом в этом вопросе является мотивация. Если с

раннего

детства

родители

исполняют

все

желания

ребенка

и

устраняют причины дискомфорта, ориентируясь исключительно на

жесты и особенности его поведения, то зачем же ребенку речь вообще

и связная речь в частности? Стимулируйте малыша к общению с

помощью речи, чтобы быстрее и точнее понимать друг друга.

Развитие

связной

речи

в

норме

происходит

спонтанно

под

влиянием

речевой

среды,

так

«задумано»

природой.

А

если

произошел

сбой,

и

связная

речь

не

развивается

или

развивается

медленно, что делать? Опустить руки и терпеливо ждать? Нет, нет и

еще раз нет. Любой навык можно сформировать, и связная речь не

является исключением!

Те, кто учился в советские времена, еще сможет вспомнить, как

учительница в начальной школе почти каждый день задавала читать и

пересказывать, тем самым развивая связную речь своих учеников. И

была абсолютно права! Чем чаще ребенок (дошкольник и младший

школьник)

пересказывает

небольшие

тексты,

тем

лучше.

Такими

текстами могут быть соответствующие возрасту рассказы и сказки.

Поинтересуйтесь у воспитателя, какие именно произведения будут

полезны вашему ребенку.

Сказки

и

детские

рассказы

в

основном

являются

текстом

повествовательного

характера

и

имеют

определенную

структуру:

начало (с чего началась история), развитие событий, кульминация

(самый «острый» момент), конец (чем закончилась история).

Чтобы

подготовить

ребенка

к

пересказу,

необходимо

придерживаться следующего алгоритма:

прочитать рассказ;

разобрать значение непонятных слов;

задать

вопрос

к

каждому

предложению

и

попросить

ребенка дать развернутый ответ;

прочитать еще раз;

попросить ребенка пересказать текст.

Выслушайте

ребенка

и

только

потом

в

корректной

форме

исправьте ошибки или внесите уточнения.

Представленный алгоритм, в случае если вы правильно (по

возрасту)

выбрали

рассказ,

может

являться

тестом

для

определения уровня развития связной речи приблизительно с

пяти

лет.

Кроме

того,

данный

вид

деятельности

укажет

на

особенности внимания и слуховой памяти вашего ребенка.

Наибольший

интерес

у

детей

вызовут

смешные

рассказы,

сказки,

заставляющие

сопереживать,

тексты

с

проблемным

сюжетом и скрытым смыслом. Чтобы процесс пересказа не был

скучным,

можно

ввести

игровой

момент.

Например,

ребенок

будет рассказывать от имени зайчика, обращаясь к друзьям-

зверятам. Может, взяв микрофон, превратиться в диктора. Таким

образом, пересказ даже не очень интересной истории можно

превратить в увлекательный процесс.

Хочется

обратить

особое

внимание

на

один

момент.

При

подготовке

к

пересказу

избегайте

вопроса

«что

сделал?».

Спросите так: «Что сорвал бельчонок? Куда пошли дети? Куда

залезла Машенька?» Ваш вопрос должен содержать тот глагол,

который ребенок использует в своем ответе: «Бельчонок сорвал

орех. Дети пошли в лес. Машенька залезла в кузовок».

Если ребенок совсем не может пересказать текст, используйте

такой прием – вы начинаете предложение, а он заканчивает.

От данного вида деятельности у ребенка должны оставаться

приятные воспоминания, тогда он будет охотно возвращаться к

нему много раз, тем самым развивая связную речь!



В раздел образования