Напоминание

«Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста»


Автор: Тишунина Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 «Мечта» г.Волжский Волгоградской области

«Мнемотехника как средство

познавательно-речевого

развития детей раннего возраста»

Выполнили воспитатели:

Тишунина Наталия Александровна

Колесникова Ольга Александровна

Познавательно – речевая деятельность детей раннего возраста качественно

отличается от познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Расширение круга представлений ребенка неразрывно связано с организацией

окружающей

обстановки.

«Развивающая

среда

тот

фундамент,

на

котором

должно строиться все дело воспитания и который обуславливает развитие языка» -

писала Е.И.Тихеева.

Одним из непременных условий влияния среды на развитие каждого ребенка

является участие взрослого. Он стимулирует познавательную деятельность детей,

поддерживает

имеющийся

у

них

интерес

или

предлагает

новые

сферы

деятельности.

Для

поддержания

интереса

и

потребности

говорить,

превращать

воспринимаемое

в

речь,

важное

место

в

организации

среды

отводим

мнемотаблицам и мнемодорожкам.

Уровень

развития

познавательной

активности

во

многом

зависит

от

педагогического воздействия, которое учитывает общие закономерности развития

и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Применяемая система занятий учитывает пути становления связной речи и

познавательной активности детей раннего возраста:

- формирует первые представления и ориентиры в мире природы;

- способствует активному восприятию информации;

- стимулирует потребности в познании окружающего мира;

- развивает воображение, творческие качества;

- способствует развитию связной речи.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это

система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний

об

особенностях

объектов

природы,

об

окружающем

мире,

эффективное

запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно,

развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом,

весь

текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок сможет

легко воспроизводит текстовую информацию.

Для

чего

нужна

мнемотехника

детям

раннего

возраста?

Актуальность

мнемотехники для детей раннего возраста обусловлена тем, что как раз в этом

возрасте

у

детей

преобладает

зрительно

-

образная

память.

Чаще

всего

запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или

явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и

запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на

успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз

помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и

воображение, повысить внимательность.

Как вы думаете, почему в детских садах на шкафчиках и кроватках всегда

нарисованы картинки? Картинка помогает малышу запомнить свой шкафчик,

кроватку. Это ещё один пример мнемотехники.

Структура мнемотехники.

Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:

-Мнемоквадраты

символическое

или

образное

изображение

одного

предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и

т.д.);

Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда: « Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора: «Бал-бал-бал! Балды-балда!»

Наши гуленьки вверху: «Гру-гру-гру-гру-у!»

Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет:

«Ку-ка-ре-ку!»

- Мнемодорожки – последовательность предметов,

действий, связанных одной сюжетной линией.

Рассказ воспитателя о зайчике по мнемодорожке.

Это зайчик.

Вос –ль обводит указкой первый квадрат ( полностью), затем указывая на

конкретный цвет « зайка белого цвета, только носик и глазки черные». Затем

так же по второму квадрату. Но с указанием и называнием частей тела. В

последнем квадрате указывает, что можно сделать с зайкой (поиграть, погладить,

покормить и. т.д.).

Теперь давайте вместе расскажем зайке, что тут спрятано про него

( дети вместе с воспитателем повторяют рассказ, используя « дорожку»).

Кто это? (Мышка).

Любимое лакомство

мышки? (Сыр).

Кого боится

мышка? (Кошку).

Кто это? (Кошка).

Любимое лакомство

кошки? (Молоко).

Кого боится

кошка? (Собаку).

«

Осень

»

Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).

Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер,

падают листья.

«

Зима

»

Зимой на улице много снега, из него можно лепить снеговиков

«

Весна

»

Весной солнышка становится больше. Оно пригревает, начинают

таять сосульки, все отмечают мамин праздник.

Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная

информация.

Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют

собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по

которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже

стихотворение. Где можно использовать мнемосхемы?

- Заучивание стихов, потешек;

- Обогащение словарного запаса;

- Обучение составлению рассказов;

- Отгадывание и загадывание загадок;

-

Ознакомление с миром природы и д т..

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий,

придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки,

расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные,

позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с

вещами, легко воспроизвести этапы.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы,

построенные на изображении последовательности процессов мытья

рук, одевания.

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в

углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье.

Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и

овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

.

Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с

детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые

навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицы

потешек, сказок.

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку.

Курочка-рябушечка, зачем пошла?

За водичкой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Для

детей

раннего

возраста

необходимо

давать

цветные

мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные

образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

У

детей:

расширяется

круг

знаний

об

окружающем

мире;

появляется интерес к заучиванию потешек; словарный запас выходит на

более

высокий

уровень.

Считаем,

что

построенная

таким

образом

работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению

представлять

объект

рассказа

(событие,

предмет),

а

также

анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать

разные

отношения

между

предметами

и

явлениями;

подбирать

для

выражения

данной

мысли

слова,

строить

простые

и

сложные

предложения, связывать их разнообразными способами связей

.

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Спасибо

за

внимание



В раздел образования