Автор: Тишунина Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Мечта» г.Волжский Волгоградской области
«Мнемотехника как средство
познавательно-речевого
развития детей раннего возраста»
Выполнили воспитатели:
Тишунина Наталия Александровна
Колесникова Ольга Александровна
Познавательно – речевая деятельность детей раннего возраста качественно
отличается от познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Расширение круга представлений ребенка неразрывно связано с организацией
окружающей
обстановки.
«Развивающая
среда
–
тот
фундамент,
на
котором
должно строиться все дело воспитания и который обуславливает развитие языка» -
писала Е.И.Тихеева.
Одним из непременных условий влияния среды на развитие каждого ребенка
является участие взрослого. Он стимулирует познавательную деятельность детей,
поддерживает
имеющийся
у
них
интерес
или
предлагает
новые
сферы
деятельности.
Для
поддержания
интереса
и
потребности
говорить,
превращать
воспринимаемое
в
речь,
важное
место
в
организации
среды
отводим
мнемотаблицам и мнемодорожкам.
Уровень
развития
познавательной
активности
во
многом
зависит
от
педагогического воздействия, которое учитывает общие закономерности развития
и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Применяемая система занятий учитывает пути становления связной речи и
познавательной активности детей раннего возраста:
- формирует первые представления и ориентиры в мире природы;
- способствует активному восприятию информации;
- стимулирует потребности в познании окружающего мира;
- развивает воображение, творческие качества;
- способствует развитию связной речи.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний
об
особенностях
объектов
природы,
об
окружающем
мире,
эффективное
запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно,
развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание
придумывается
картинка
(изображение);
таким
образом,
весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок сможет
легко воспроизводит текстовую информацию.
Для
чего
нужна
мнемотехника
детям
раннего
возраста?
Актуальность
мнемотехники для детей раннего возраста обусловлена тем, что как раз в этом
возрасте
у
детей
преобладает
зрительно
-
образная
память.
Чаще
всего
запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или
явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и
запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на
успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз
помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и
воображение, повысить внимательность.
Как вы думаете, почему в детских садах на шкафчиках и кроватках всегда
нарисованы картинки? Картинка помогает малышу запомнить свой шкафчик,
кроватку. Это ещё один пример мнемотехники.
Структура мнемотехники.
Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:
-Мнемоквадраты
–
символическое
или
образное
изображение
одного
предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и
т.д.);
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда: « Га-га-га! Га-га-га!»
А индюк среди двора: «Бал-бал-бал! Балды-балда!»
Наши гуленьки вверху: «Гру-гру-гру-гру-у!»
Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет:
«Ку-ка-ре-ку!»
- Мнемодорожки – последовательность предметов,
действий, связанных одной сюжетной линией.
Рассказ воспитателя о зайчике по мнемодорожке.
Это зайчик.
Вос –ль обводит указкой первый квадрат ( полностью), затем указывая на
конкретный цвет « зайка белого цвета, только носик и глазки черные». Затем
так же по второму квадрату. Но с указанием и называнием частей тела. В
последнем квадрате указывает, что можно сделать с зайкой (поиграть, погладить,
покормить и. т.д.).
Теперь давайте вместе расскажем зайке, что тут спрятано про него
( дети вместе с воспитателем повторяют рассказ, используя « дорожку»).
Кто это? (Мышка).
Любимое лакомство
мышки? (Сыр).
Кого боится
мышка? (Кошку).
Кто это? (Кошка).
Любимое лакомство
кошки? (Молоко).
Кого боится
кошка? (Собаку).
«
Осень
»
Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).
Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер,
падают листья.
«
Зима
»
Зимой на улице много снега, из него можно лепить снеговиков
«
Весна
»
Весной солнышка становится больше. Оно пригревает, начинают
таять сосульки, все отмечают мамин праздник.
Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная
информация.
Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют
собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по
которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже
стихотворение. Где можно использовать мнемосхемы?
- Заучивание стихов, потешек;
- Обогащение словарного запаса;
- Обучение составлению рассказов;
- Отгадывание и загадывание загадок;
-
Ознакомление с миром природы и д т..
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий,
придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки,
расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные,
позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с
вещами, легко воспроизвести этапы.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы,
построенные на изображении последовательности процессов мытья
рук, одевания.
Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в
углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье.
Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и
овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.
.
Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с
детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые
навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицы
потешек, сказок.
Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка-рябушечка, зачем пошла?
За водичкой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
Для
детей
раннего
возраста
необходимо
давать
цветные
мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные
образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
У
детей:
расширяется
круг
знаний
об
окружающем
мире;
появляется интерес к заучиванию потешек; словарный запас выходит на
более
высокий
уровень.
Считаем,
что
построенная
таким
образом
работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению
представлять
объект
рассказа
(событие,
предмет),
а
также
анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать
разные
отношения
между
предметами
и
явлениями;
подбирать
для
выражения
данной
мысли
слова,
строить
простые
и
сложные
предложения, связывать их разнообразными способами связей
.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Спасибо
за
внимание