Народные игры как средство психофизического развития дошкольников
Автор: Пыталева Надежда Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №160" Населённый пункт: г. Магнитогорск Наименование материала: статья Тема: Народные игры как средство психофизического развития дошкольников Раздел: дошкольное образование
Пыталева Надежда Сергеевна
старший воспитатель
МДОУ «ЦРР – д/с № 160»
г. Магнитогорск
Народные игры
как средство психофизического развития дошкольников
Ключевые слова: народные подвижные игры, физические качества, психо-
физическое развитие, формирование гармонически развитой
личности.
Аннотация: В статье предлагается рассматривать народные подвижные игры
как средство психофизического развития дошкольников:
использование в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного
учреждения народных подвижных игр в комплексе с другими учебно-
воспитательными средствами помогает эффективно решать задачи
психофизической готовности к школе, обеспечивая развитие
физических качеств у дошкольника и формируя нравственно-волевую
сферу будущего школьника.
Давайте детям больше и больше содержания
общего, человеческого, мирового, но
преимущественно старайтесь знакомить их с этим
через родные и национальные явления.
В. Белинский
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к
истокам
народного
образования
и
воспитания,
поскольку
именно
там
мы
находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Предпочтение в
процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания
отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему
характеру,
способствуют
самореализации,
самовыражению
личности,
интересны
детям,
органически
вписываются
в
современные
учебно-
воспитательные
системы.
Нормы
и
правила
воспитания,
выработанные
народной
педагогикой,
проверены
временем.
В
них
сосредоточена
веками
формировавшаяся
народная
мудрость,
вобравшая
в
себя
общечеловеческие
ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она –
уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у
каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои
любимые игры.
Народные подвижные игры являются традиционным средством
педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх
ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка,
находчивость, смелость. Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и
д.
р.
призывали
собирать
и
описывать
народные
игры,
чтобы
донести
до
потомков
национальный
колорит
обычаев,
своеобразие
языка,
древнюю
культуру
народов.
Народные
игры
являются
неотъемлемой
частью
художественного, национального, и физического воспитания дошкольников. Во
время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка,
умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются
представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется
интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.
Народные
игры
в
сочетании
с
другими
воспитательными
средствами
представляют
собой
основу
начального
этапа
формирования
гармонически
развитой,
активной
личности,
сочетающей
в
себе
духовное
богатство,
моральную основу и физическое совершенство.
Концепцией
программы
развития
нашего
учреждения
является
обеспечение
оптимизации
образовательного
процесса,
направленного
на
здоровьесбережение
и
физическое
развитие
дошкольника.
«Здоровье»,
по
определению
Всемирной
организации
здравоохранения,
это
не
только
отсутствие болезней и физических недостатков, а прежде всего это состояние
полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому мы
ставим целью
воспитывать не только физически крепкого ребёнка, но и
цельную
личность
с
устойчивой
нервной
системой,
готовой
к
успешной
бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к
интеграции в обществе. Меняющийся уклад жизни, возрастание умственных
нагрузок, установление новых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
-
факторы
значительного
напряжения
нервной
системы
и
других
функциональных
систем
детского
организма,
что
сказывается
на
здоровье
ребенка
в
целом.
Для
достижения
выше
обозначенной
цели
необходимо
обеспечить психофизическое развитие
ребёнка,
которое складывается из
достаточного развития физических качеств и
сформированности основных
психических
сфер
ребенка:
мотивационной,
нравственной,
волевой,
умственной. Решению этой задачи способствует использование в физкультурно-
оздоровительной работе
с дошкольниками
подвижных игр, в том числе, и
народных. Мы предлагаем рассматривать и народные подвижные игры как
средство психофизического развития дошкольников.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку.
Кроме развития физических качеств они стимулируют активную работу мысли,
способствуют
расширению
кругозора,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире,
совершенствованию
всех
психических
процессов.
Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека,
поэтому
использование
в
физкультурно-оздоровительной
работе
с
дошкольниками
народных игр
в комплексе с другими воспитательными
средствами
формирует
гармонически
развитую
активную
личность,
сочетающую
духовное
богатство,
моральную
чистоту
и
физическое
совершенство.
В
технологии
сопряжённого
развития
физических
и
психических
процессов, разработанной Н.Н. Дворкиной прослеживается взаимосвязь и
взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического
развития детей (табл.1
Таблица № 1
Физический процесс
Психический процесс
Сила правой кисти
Зрительная память, мышление, внимание.
Сила левой кисти
Мышление
Сила ног
Восприятие, внимание
Сила рук
Восприятие
Быстрота
Все психические процессы
Выносливость
Слуховая память , мышление
Ловкость:
Бросание мяча в цель
У п р а ж н е н и я
н а
координацию
Зрительная память, мышление
Внимание
Гибкость
Слуховая
память,
восприятие,
воображение,
память
Согласно
предлагаемой
методике
по
преимуществу
тех
или
иных
психических процессов и физических качеств во время подвижной игры, в том
числе и народной, мы с педагогами целенаправленно работаем над развитием
как определённого физического качества, так и определённого психического
процесса (в зависимости от поставленной задачи на физкультурном занятии),
что, в свою очередь, положительно сказывается на психофизическом развитии
дошкольника.
Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно.
Только
в
этом
случае
они
приучаются
сами
в
любой
игровой
ситуации
регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к
изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из создавшейся
ситуации, быстро принимать решения, приводить их в исполнение, проявлять
инициативу. Заклички, считалки,
сюжеты из жизни и быта разных народов
способствуют
развитию
памяти,
восприятии,
воображения,
мышления,
внимания
на
ряду
с
развитием
быстроты,
силы,
ловкости,
гибкости
и
выносливости. Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется
жажда
действия;
предоставляется
обильная
пища
для
работы
ума
и
воображения;
воспитывается
умение
преодолевать
неудачи,
переживать
неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной
душевной жизни ребенка в будущем.
Опираясь на технологию Н.Н. Дворкиной, мы разработали таблицу сопряжения
физических и психических процессов (таблица №2), которую можно дополнять
любыми
как
народными
подвижными
играми,
так
и
другими
играми
и
игровыми упражнениями.
Таблица №2
№ Название игры
Физические качества
Психические процессы
сила
быстрота
ловкость
гибкость
выносливость
мышление
внимание
воображение
восприятие
память
1
Б е г
п о
с т в о л у
(русская)
+
+
+
+
2
Земля, вода, огонь,
воздух
(татарская)
+
+
+
+
3
Ласточка
(татарская)
+
+
+
+
4
Чурилки (русская)
+
+
+
5
Спутанные
кони
(татарская)
+
+
+
+
+
6
Л а с т о ч к и
и
ястребы
(башкирская)
+
+
+
+
7
Хромая
к у р и ц а
(татарская)
+
+
+
+
8
Золотые
ворот а
(русская)
+
+
+
+
+
9
Капуста (русская)
+
+
+
+
+
+
10
Дедушка
Мазай
(русская)
+
+
+
+
+
+
+
Итак, использование в физкультурно-оздоровительной работе народных
подвижных игр в комплексе с другими учебно-воспитательными средствами
помогает эффективно решать задачи психофизической готовности к школе,
обеспечивая
развитие
физических
качеств
у
дошкольника
и
формируя
нравственно-волевую сферу будущего школьника.
Литература
1. Дворкина Н.Н
Методика сопряжённого развития физических качеств и
психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-
методическое пособие – М.: Советский спорт, 2005
2. . Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. :
Пособие для исследователей и практических работников/Авт.-сост.:
Ю.Е.
Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина – М.: АРКТИ, 2003
3.
Кудрявцев
В.
Народная
подвижная
игра
как
источник
духовного
и
физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, №
11.
4.
Смирнова Е. Игры развивающие мышление. Вопросы теории.// Дошкольное
воспитание. 2002, № 8.
5. Петрова В. Игра.// Дошкольное воспитание. 1993, № 3