Напоминание

Народные игры как средство психофизического развития дошкольников


Автор: Пыталева Надежда Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №160"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Народные игры как средство психофизического развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пыталева Надежда Сергеевна старший воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 160» г. Магнитогорск
Народные игры

как средство психофизического развития дошкольников

Ключевые слова:
народные подвижные игры, физические качества, психо- физическое развитие, формирование гармонически развитой личности.
Аннотация:
В статье предлагается рассматривать народные подвижные игры как средство психофизического развития дошкольников: использование в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения народных подвижных игр в комплексе с другими учебно- воспитательными средствами помогает эффективно решать задачи психофизической готовности к школе, обеспечивая развитие физических качеств у дошкольника и формируя нравственно-волевую сферу будущего школьника.
Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления. В. Белинский Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно- воспитательные системы. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость, смелость. Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и д. р. призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, древнюю культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется
интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю. Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Концепцией программы развития нашего учреждения является обеспечение оптимизации образовательного процесса, направленного на здоровьесбережение и физическое развитие дошкольника. «Здоровье», по определению Всемирной организации здравоохранения, это не только отсутствие болезней и физических недостатков, а прежде всего это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому мы ставим целью воспитывать не только физически крепкого ребёнка, но и цельную личность с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Меняющийся уклад жизни, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Для достижения выше обозначенной цели необходимо обеспечить психофизическое развитие ребёнка, которое складывается из достаточного развития физических качеств и сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной. Решению этой задачи способствует использование в физкультурно- оздоровительной работе с дошкольниками подвижных игр, в том числе, и народных. Мы предлагаем рассматривать и народные подвижные игры как средство психофизического развития дошкольников. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Кроме развития физических качеств они стимулируют активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, поэтому использование в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками народных игр в комплексе с другими воспитательными средствами формирует гармонически развитую активную личность, сочетающую духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В технологии сопряжённого развития физических и психических процессов, разработанной Н.Н. Дворкиной прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей (табл.1 Таблица № 1
Физический процесс

Психический процесс
Сила правой кисти Зрительная память, мышление, внимание. Сила левой кисти Мышление Сила ног Восприятие, внимание Сила рук Восприятие Быстрота Все психические процессы Выносливость Слуховая память , мышление Ловкость: Бросание мяча в цель У п р а ж н е н и я н а координацию Зрительная память, мышление Внимание Гибкость Слуховая память, восприятие, воображение, память Согласно предлагаемой методике по преимуществу тех или иных психических процессов и физических качеств во время подвижной игры, в том числе и народной, мы с педагогами целенаправленно работаем над развитием как определённого физического качества, так и определённого психического процесса (в зависимости от поставленной задачи на физкультурном занятии), что, в свою очередь, положительно сказывается на психофизическом развитии дошкольника. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к
изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из создавшейся ситуации, быстро принимать решения, приводить их в исполнение, проявлять инициативу. Заклички, считалки, сюжеты из жизни и быта разных народов способствуют развитию памяти, восприятии, воображения, мышления, внимания на ряду с развитием быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости. Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Опираясь на технологию Н.Н. Дворкиной, мы разработали таблицу сопряжения физических и психических процессов (таблица №2), которую можно дополнять любыми как народными подвижными играми, так и другими играми и игровыми упражнениями. Таблица №2 № Название игры Физические качества Психические процессы сила быстрота ловкость гибкость выносливость мышление внимание воображение восприятие память 1 Б е г п о с т в о л у (русская) + + + + 2 Земля, вода, огонь, воздух (татарская) + + + + 3 Ласточка (татарская) + + + + 4 Чурилки (русская) + + + 5 Спутанные кони (татарская) + + + + + 6 Л а с т о ч к и и ястребы (башкирская) + + + + 7 Хромая к у р и ц а (татарская) + + + +
8 Золотые ворот а (русская) + + + + + 9 Капуста (русская) + + + + + + 10 Дедушка Мазай (русская) + + + + + + + Итак, использование в физкультурно-оздоровительной работе народных подвижных игр в комплексе с другими учебно-воспитательными средствами помогает эффективно решать задачи
психофизической готовности к школе,

обеспечивая

развитие

физических

качеств

у

дошкольника

и

формируя

нравственно-волевую сферу будущего школьника.

Литература
1. Дворкина Н.Н Методика сопряжённого развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно- методическое пособие – М.: Советский спорт, 2005 2. . Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. : Пособие для исследователей и практических работников/Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина – М.: АРКТИ, 2003 3. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11. 4. Смирнова Е. Игры развивающие мышление. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание. 2002, № 8. 5. Петрова В. Игра.// Дошкольное воспитание. 1993, № 3


В раздел образования