Напоминание

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС-ИНТЕРНАТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» В г. МОРОЗОВСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: г. Морозовск
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Цель урока: сформировать умение правильно расставлять знаки препинания

в бессоюзных сложных предложениях.

Задачи урока:

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки,

самостоятельно

делать свой выбор, умение работать в коллективе.

Познавательные:

формировать умение ставить

и решать

проблемы,

умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать

умение

строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять

последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить

контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

Оборудование:

учебник,

учебные

тексты,

схема,

раздаточный

материал,

компьютер, проектор.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения

между

частями

бессоюзного

сложного

предложения;

знают

правила

постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения;

конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно

используют бессоюзные сложные предложения в речи.

План урока:

1) Организационный момент.

2) Постановка проблемы.

3) Орфоэпическая разминка.

4) Актуализация знаний.

5) Мотивация.

6) Формирование умений и навыков. Закрепление.

7) Рефлексия.

8) Домашнее задание.

1

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам самим предстоит

определить

тему

урока,

а

для

этого

нужно

быть

внимательными

и

активными.

3. Орфоэпическая разминка.

4. Актуализация знаний.

Слайд 1 (кластер)

УЧИТЕЛЬ: - Ребята, давайте с вами составим кластер, т.е. разложим все

наши знания о предложениях по полочкам.

- Посмотрите на экран.

- Какие предложения бывают по наличию грамматических основ? (простые и

сложные)

- Сложные предложения, в свою очередь, подразделяются на…(союзные и

бессоюзные)

- А союзные …..(ссп и спп)

- Что у нас получилось? (схема)

- Молодцы, ребята.

- Прочитайте высказывание К. Паустовского

Слайд №2 (высказывание К. Г. Паустовского)

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить

мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и

правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат

текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

2

-

О

чём

говорится

в

этом

тексте?

Тема

высказывания? (О

роли

знаков

препинания)

-

Назначение

знаков

препинания? (Отразить

на

письме

звучащую

речь

таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно,

без вариантов)

- Как вы думаете, почему мы сначала говорили о предложении, а затем о

знаках препинания?

- Сегодня мы продолжим с вами разговор о знаках препинания в БСП.

5. Мотивация

- Сопоставьте предложения (знаки препинания не расставлены)

Слайд №3 (таблица)

Народ без книги похож на человека,

бредущего с завязанными глазами,

потому что он не видит мира.

Народ без книги похож на человека,

бредущего с завязанными глазами: он

не видит мира

УЧИТЕЛЬ:

- Чем схожи и чем различны предложения? (Предложения сложные, первое

предложение союзное, СПП, второе – бессоюзное).

- Можем ли мы поставить знаки препинания в каждом предложении? (Да)

- Знаем ли мы условия постановки двоеточия в БСП? (Нет)

- Что же мы будем делать? (Будем изучать)

- А как мы будем это делать? (Посмотрим в учебнике, в интернете)

- Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

Слайд №4 (тема урока)

Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цель урока: сформировать умение правильно расставлять знаки препинания в

бессоюзных сложных предложениях.

3

Лабораторный лист

УЧИТЕЛЬ:

-

Но прежде, чем мы перейдём к новой теме «Двоеточие в бессоюзном

сложном предложении», давайте повторим постановку двоеточия в простом

предложении.

-

Когда

ставится

двоеточие

в

простом

предложении? (При обобщающем

слове, разделяет прямую речь, если слова автора стоят перед прямой речью)

- Примеры предложений

Слайд №5

- Объясните, почему здесь стоит двоеточие?

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

А.Пушкин

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С.Есенин

УЧИТЕЛЬ:

- Давайте с вами просмотрим видеоролик «Роль двоеточия в бессоюзном

сложном предложении».

Слайд №6 Видеоролик «Роль двоеточия в БСП)

Слайд №7

УЧИТЕЛЬ:

- А сейчас давайте посмотрим, что нам дано у нас в учебнике «Теория».

2. Чтение теоретического материала по учебнику «Теория» §235, с. 380 – 381.

4

- Когда же ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

Слайд №8

3. Коллективное заполнение таблицы:

Знаки препинания в БСП

Знаки

препинани

я

При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)

2.пояснение

(а именно; то есть)

3.дополнение; изъяснение

(как, что)

Увидел, услышал, почувствовал и

1.

А.Моруа верил: время – самый честный критик. (во что? 3)

2.

Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он

более страстен и более холоден. (Потому что 1)

3.

Я люблю читать книги: мои любимые детективы и фантастика. (а

именно 2)

УЧИТЕЛЬ:

- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

Слайд №9

Двоеточие в БСП

[ ]:[причина] (= потому что, так как)

[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)

5

[ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и

почувствовал, что…)

6. Формирование умений и навыков. Закрепление.

Слайд №10 Работа по карточкам (в группах)

Слайд №11 Анализ предложений

- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь

с таблицей «Знаки препинания в БСП».

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

(Пояснение)

Взаимопроверка (работа в парах)

Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите

предложение:

между

частями

бессоюзного

сложного

п р е д л о ж е н и я

с о

з н а ч е н и е м

п е р е ч и с л е н и я

с т а в и т с я :

_________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже

имеются

запятые

или

другие

знаки

препинания,

то

в

этих

бессоюзных

предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

6

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или

каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй

части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки

препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки

препинания не проставлены):

а) [ ] – [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите

книгу

(

)

она

поможет

разобраться

в

пёстрой

путанице

мыслей…

а)

ставится

запятая,

т.к.

в

предложении

перечисляются

последовательно

происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в)

ставится

двоеточие,

т.к.

вторая

часть

указывает

причину

того,

о

чём

говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось (

) замелькали звёзды:

а)

ставится

запятая,

т.к.

в

предложении

перечисляются

последовательно

происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

7

в)

ставится

двоеточие,

т.

к.

второе

предложение

дополняет

содержание

первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а)

ставится

запятая,

т.к.

в

предложении

перечисляются

последовательно

происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( )

тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Слайд №12 Взаимопроверка (работа в парах) КЛЮЧ

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

«5» - 9; «4» - 7 - 8; «3» - 5 – 6.

7. Рефлексия

Слайд №13

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Сумели ли получить новые знания?

- Ты был активен на уроке?

- Ты сумел показать свои знания?

8

8. Домашнее задание.

Слайд №14

1. Выучить теоретический материал учебника «Теория» §235, с. 380 – 381,

УМО.

2. Учебник «Практика», упр. 215, с. 130-131.

3. Творческое задание (по выбору учащихся). Проиллюстрируйте письменно

смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

примерами из художественных произведений, изучаемых на уроках

литературы.

Слайд №15

Спасибо за урок!

9

10

Лабораторный лист

ученика 9 взвода______________________________________________________________

Дата:_____________________________________

Тема урока:__________________________________________________________________________

1. Коллективное заполнение таблицы.

Знаки препинания в БСП

Знаки

препинани

я

При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)

2.пояснение

(а именно; то есть)

3.дополнение; изъяснение

(как, что)

Увидел, услышал, почувствовал и

2. Двоеточие в БСП.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Работа с карточкой (работа в группах).

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. Анализ предложений

.

Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей «Знаки

препинания в БСП».

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2) Я понимал: выручить нас может только случайность.

3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные.

11

5. Взаимопроверка (работа в парах).

Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

№ задания

Ответ

Количество

правильных

ответов

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

Работа с карточкой

1-я группа

1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.

2. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой

зависимости от

суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни

определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.

3. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно.

4. Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешало тряская езда.

Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о

чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому

что»).

13

Работа с карточкой

2-я группа

1. Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

2. Я внимательно поглядел кругом: все лица отражали напряженное ожидание.

3. Я поднял голову: ни насмешки, ни гнева, в ее лице, а была лишь ее свежая,

веселая улыбка.

4. Мне снилось: я шел по широкой, голой степи.

Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между

ними можно вставить союз «что»).

14

Работа с карточкой

3-я группа

1.

Но

цели

у

воспитания

во

все

времена

одинаковы:

пробудить

у

растущего

человека любопытство ко всему …

2. Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

3. Дождь падал сплошной водяной стеной: он топил амбар, деревню, весь мир.

4. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями…

Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и

поясняет

содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить

«а именно»).

15

Анализ предложений

Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с

таблицей «Знаки препинания в БСП».

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

16

Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите

предложение:

между

частями

бессоюзного

сложного

предложения

со

значением

перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или

д р у г и е

з н а к и

п р е п и н а н и я ,

т о

в

э т и х

б е с с о ю з н ы х

п р е д л ож е н и я х

с т а в и т с я :

_________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу

было

хорошо

видно

колонна

машин

спускается

с

перевала (знаки

препинания

не

проставлены):

а) [ ] – [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама

и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

17



В раздел образования