Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС-ИНТЕРНАТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» В г. МОРОЗОВСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: г. Морозовск
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Раздел: среднее образование
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Цель урока: сформировать умение правильно расставлять знаки препинания
в бессоюзных сложных предложениях.
Задачи урока:
Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки,
самостоятельно
делать свой выбор, умение работать в коллективе.
Познавательные:
формировать умение ставить
и решать
проблемы,
умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать
умение
строить речевое высказывание.
Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять
последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить
контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.
Оборудование:
учебник,
учебные
тексты,
схема,
раздаточный
материал,
компьютер, проектор.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения;
знают
правила
постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения;
конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно
используют бессоюзные сложные предложения в речи.
План урока:
1) Организационный момент.
2) Постановка проблемы.
3) Орфоэпическая разминка.
4) Актуализация знаний.
5) Мотивация.
6) Формирование умений и навыков. Закрепление.
7) Рефлексия.
8) Домашнее задание.
1
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам самим предстоит
определить
тему
урока,
а
для
этого
нужно
быть
внимательными
и
активными.
3. Орфоэпическая разминка.
4. Актуализация знаний.
Слайд 1 (кластер)
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, давайте с вами составим кластер, т.е. разложим все
наши знания о предложениях по полочкам.
- Посмотрите на экран.
- Какие предложения бывают по наличию грамматических основ? (простые и
сложные)
- Сложные предложения, в свою очередь, подразделяются на…(союзные и
бессоюзные)
- А союзные …..(ссп и спп)
- Что у нас получилось? (схема)
- Молодцы, ребята.
- Прочитайте высказывание К. Паустовского
Слайд №2 (высказывание К. Г. Паустовского)
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить
мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и
правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат
текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
2
-
О
чём
говорится
в
этом
тексте?
Тема
высказывания? (О
роли
знаков
препинания)
-
Назначение
знаков
препинания? (Отразить
на
письме
звучащую
речь
таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно,
без вариантов)
- Как вы думаете, почему мы сначала говорили о предложении, а затем о
знаках препинания?
- Сегодня мы продолжим с вами разговор о знаках препинания в БСП.
5. Мотивация
- Сопоставьте предложения (знаки препинания не расставлены)
Слайд №3 (таблица)
Народ без книги похож на человека,
бредущего с завязанными глазами,
потому что он не видит мира.
Народ без книги похож на человека,
бредущего с завязанными глазами: он
не видит мира
УЧИТЕЛЬ:
- Чем схожи и чем различны предложения? (Предложения сложные, первое
предложение союзное, СПП, второе – бессоюзное).
- Можем ли мы поставить знаки препинания в каждом предложении? (Да)
- Знаем ли мы условия постановки двоеточия в БСП? (Нет)
- Что же мы будем делать? (Будем изучать)
- А как мы будем это делать? (Посмотрим в учебнике, в интернете)
- Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.
Слайд №4 (тема урока)
Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Цель урока: сформировать умение правильно расставлять знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях.
3
Лабораторный лист
УЧИТЕЛЬ:
-
Но прежде, чем мы перейдём к новой теме «Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении», давайте повторим постановку двоеточия в простом
предложении.
-
Когда
ставится
двоеточие
в
простом
предложении? (При обобщающем
слове, разделяет прямую речь, если слова автора стоят перед прямой речью)
- Примеры предложений
Слайд №5
- Объясните, почему здесь стоит двоеточие?
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
А.Пушкин
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С.Есенин
УЧИТЕЛЬ:
- Давайте с вами просмотрим видеоролик «Роль двоеточия в бессоюзном
сложном предложении».
Слайд №6 Видеоролик «Роль двоеточия в БСП)
Слайд №7
УЧИТЕЛЬ:
- А сейчас давайте посмотрим, что нам дано у нас в учебнике «Теория».
2. Чтение теоретического материала по учебнику «Теория» §235, с. 380 – 381.
4
- Когда же ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
Слайд №8
3. Коллективное заполнение таблицы:
Знаки препинания в БСП
Знаки
препинани
я
При каком условии ставится
Пример
:
1.причина
(так как, потому что)
2.пояснение
(а именно; то есть)
3.дополнение; изъяснение
(как, что)
Увидел, услышал, почувствовал и
1.
А.Моруа верил: время – самый честный критик. (во что? 3)
2.
Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он
более страстен и более холоден. (Потому что 1)
3.
Я люблю читать книги: мои любимые – детективы и фантастика. (а
именно 2)
УЧИТЕЛЬ:
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).
Слайд №9
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как)
[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)
5
[ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и
почувствовал, что…)
6. Формирование умений и навыков. Закрепление.
Слайд №10 Работа по карточкам (в группах)
Слайд №11 Анализ предложений
- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь
с таблицей «Знаки препинания в БСП».
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)
2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
(Пояснение)
Взаимопроверка (работа в парах)
Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите
предложение:
между
частями
бессоюзного
сложного
п р е д л о ж е н и я
с о
з н а ч е н и е м
п е р е ч и с л е н и я
с т а в и т с я :
_________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже
имеются
запятые
или
другие
знаки
препинания,
то
в
этих
бессоюзных
предложениях ставится: _________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
6
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или
каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй
части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки
препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки
препинания не проставлены):
а) [ ] – [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите
книгу
(
)
она
поможет
разобраться
в
пёстрой
путанице
мыслей…
а)
ставится
запятая,
т.к.
в
предложении
перечисляются
последовательно
происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в)
ставится
двоеточие,
т.к.
вторая
часть
указывает
причину
того,
о
чём
говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось (
) замелькали звёзды:
а)
ставится
запятая,
т.к.
в
предложении
перечисляются
последовательно
происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
7
в)
ставится
двоеточие,
т.
к.
второе
предложение
дополняет
содержание
первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а)
ставится
запятая,
т.к.
в
предложении
перечисляются
последовательно
происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( )
тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Слайд №12 Взаимопроверка (работа в парах) КЛЮЧ
Ключ
1. Запятая.
2. Точка с запятой.
3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.
«5» - 9; «4» - 7 - 8; «3» - 5 – 6.
7. Рефлексия
Слайд №13
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Сумели ли получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты сумел показать свои знания?
8
8. Домашнее задание.
Слайд №14
1. Выучить теоретический материал учебника «Теория» §235, с. 380 – 381,
УМО.
2. Учебник «Практика», упр. 215, с. 130-131.
3. Творческое задание (по выбору учащихся). Проиллюстрируйте письменно
смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
примерами из художественных произведений, изучаемых на уроках
литературы.
Слайд №15
Спасибо за урок!
9
10
Лабораторный лист
ученика 9 взвода______________________________________________________________
Дата:_____________________________________
Тема урока:__________________________________________________________________________
1. Коллективное заполнение таблицы.
Знаки препинания в БСП
Знаки
препинани
я
При каком условии ставится
Пример
:
1.причина
(так как, потому что)
2.пояснение
(а именно; то есть)
3.дополнение; изъяснение
(как, что)
Увидел, услышал, почувствовал и
2. Двоеточие в БСП.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Работа с карточкой (работа в группах).
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
4. Анализ предложений
.
Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей «Знаки
препинания в БСП».
1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
2) Я понимал: выручить нас может только случайность.
3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные.
11
5. Взаимопроверка (работа в парах).
Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу
Бессоюзные сложные предложения
№ задания
Ответ
Количество
правильных
ответов
Оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
12
Работа с карточкой
1-я группа
1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.
2. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой
зависимости от
суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни
определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
3. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно.
4. Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешало тряская езда.
Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о
чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому
что»).
13
Работа с карточкой
2-я группа
1. Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
2. Я внимательно поглядел кругом: все лица отражали напряженное ожидание.
3. Я поднял голову: ни насмешки, ни гнева, в ее лице, а была лишь ее свежая,
веселая улыбка.
4. Мне снилось: я шел по широкой, голой степи.
Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между
ними можно вставить союз «что»).
14
Работа с карточкой
3-я группа
1.
Но
цели
у
воспитания
во
все
времена
одинаковы:
пробудить
у
растущего
человека любопытство ко всему …
2. Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
3. Дождь падал сплошной водяной стеной: он топил амбар, деревню, весь мир.
4. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями…
Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и
поясняет
содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить
«а именно»).
15
Анализ предложений
Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с
таблицей «Знаки препинания в БСП».
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
2. Я понимал: выручить нас может только случайность.
3. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
16
Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите
предложение:
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения
со
значением
перечисления ставится: _________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или
д р у г и е
з н а к и
п р е п и н а н и я ,
т о
в
э т и х
б е с с о ю з н ы х
п р е д л ож е н и я х
с т а в и т с я :
_________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу
было
хорошо
видно
колонна
машин
спускается
с
перевала (знаки
препинания
не
проставлены):
а) [ ] – [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама
и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
17