Автор: Ахметвалиева Альфия Мияссаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад"Бахча"
Населённый пункт: Докузпаринский район село Килер
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский
сад"Бахча" Докузпаринский район село Килер Методическая
разработка"
Сказкотерапия в работе с дошкольниками".
Составила:воспитатель Ахметвалиева Альфия Мияссаровна.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством
развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его
вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей
младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные
ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную
сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга,
доставляет удовольствие от общения.
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети
доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в
виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные
премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них
отторжение и раздражённое непонимание.
Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои
страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская
подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за
привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок,
хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама
никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не
проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети
доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в
виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные
премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них
отторжение и раздражённое непонимание.
Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали,
как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли
в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть
добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда
малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку
трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации,
можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него
самого, а про зайку и мишку, и интересно.
Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены
проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и
жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией,
гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же,
сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки
помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны.
Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений.
Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот
метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития.
НАПРАВЛЕНИЯ
Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:
Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть
альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит
каждый из них.
Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным
опытом и знаниями через сказочный сюжет.
Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3
лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов,
что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит
собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка –
очень удобный для этого способ. Развивающие и обучающие
сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях,
правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к
людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе
относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы. Народные
художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических
чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга,
ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и
поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному
человеку.
Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение
к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где
главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно
застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая.
Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые
способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному
переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще
одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива,
спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.
Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в
полной мере решать поставленную задачу;
Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе
знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной,
ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть
просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем
описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к
героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и
разработала классификацию сказок.
Художественные Наиболее часто используемый вид сказок для
дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего
мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью
психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних
проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под
конкретного ребенка. Это традиционные сказки (народные и авторские), которые
своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких
сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о
рыбаке и рыбке»).Психокоррекционные.Наиболее часто используемый вид сказок для
дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего
мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью
психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних
проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под
конкретного ребенка. Медитативные
Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие.
Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению
проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они
используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на
подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с
приятной музыкой или звуками природы. Дидактические
Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных
задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного
материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских
коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.
Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским
проблемам:
1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для детей с агрессией.
4. Сказкидля детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями:
проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.
5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в
случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.
6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть
воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло,
формирует правильные ценностные установки.
Для детей 2-3 лет
Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от
постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение,
снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи,
внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел
в детский сад».
Для детей 3-4 лет
Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с
окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со
сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное —
сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать
знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».
Для детей 5-6 лет
В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача
сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку
осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они
преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте». Сказкотерапия
для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь
адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы. Во-вторых, в более
игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание,
воображение. В-третьих, научить целеполаганию. На начальной ступени обучения всё
это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки
и открыты для их восприятия. Роль сказки в развитии и воспитании
ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление
современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и
простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом.
Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла,
развивают фантазию и интеллект.