Напоминание

Внеурочная деятельность. Курс "Будь здоров!"


Автор: Доманцевич Эвелина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Внеурочная деятельность. Курс "Будь здоров!"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Будь здоров!»

Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Доманцевич Эвелина Владимировна

1.

Пояснительная записка.

Программа

данного

курса

реализует

спортивно-оздоровительное

направление

во

внеурочной

деятельности

в

5-6

классах

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это

обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная со школьного возраста.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с

резким

снижением

процента

здоровых

детей.

Этому

есть

множество

объяснений.

Это

и

неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические

нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих

детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков

сохранения

здоровья.

Отсутствие

личных

приоритетов

здоровья

способствует

значительному

распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе

курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего

возраста и роль в её решении отводится школе. Именно школе доверено воспитание новых

поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные –

значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые

физически

и

нравственно

(способные

к

самопознанию,

самоопределению,

самореализации,

самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить

свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь

здоров!»

включает

в

себя

знания,

установки,

личностные

ориентиры

и

нормы

поведения,

обеспечивающие

сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья.

Данная

программа

является

комплексной

программой

по

формированию

культуры

здоровья

обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает

в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части –

подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к

труду и обороне» (ГТО), проведение соревнований. В программу также включено знакомство со

спортивными играми (пионербол, футбол, волейбол, баскетбол). Игра – естественный спутник

жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Правильно организованные спортивные игры должны оказывать благотворное влияние на

рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование

правильной осанки детей.

Хотелось

бы

обратить

особое

внимание

на

воспитание

полезных

привычек,

как

альтернативы привычкам вредным. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки.

Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с

вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа

помогает

создать

поведенческую

модель,

направленную

на

развитие

коммуникабельности,

умение

делать

самостоятельный

выбор,

принимать

решения,

ориентироваться в информационном пространстве.

По

данным

Института

возрастной

физиологии

РАО,

школьная

образовательная

среда

порождает факторы риска нарушений

здоровья, с действием которых связано 40 % негативных

влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют

проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье

учащихся:

стрессовая педагогическая тактика;

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным

возможностям школьников;

несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к

организации учебного процесса;

недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

провалы в существующей системе физического воспитания;

интенсификация учебного процесса;

функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа

жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников

постоянные

стрессовые

перегрузки,

которые

приводят

к

поломке

механизмов

саморегуляции

физиологических

функций

и

способствуют

развитию

хронических

болезней.

В

результате

существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и

полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение

было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и

заключается актуальность программы «Будь здоров!».

Цели программы:

создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения

к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

приобщение к занятиям физической культурой и спортом, формирование интересов к

определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни,

физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

обеспечить двигательную активность во внеурочное время;

воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься

спортом;

развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание,

ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, а так же эмоционально-

чувственную сферу;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать

уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные

возможности

организма,

которые

обеспечивают

повышение

уровней

работоспособности

и

адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного

эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим

уроком «здравотворчества».

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов и составлена в соответствии с возрастными

особенностями обучающихся.

На реализацию курса «Будь здоров!» отводится 70 часов за два

года обучения, 35 ч. в год (1 час в неделю).

Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина.

Количество учащихся 12-15 человек.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность

учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные

тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и

внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки

внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

Учащийся не только усвоит определённые

знания и представления о здоровом образе

жизни, но

и станет изучать себя, особенности организма, психологически готовиться к тому,

чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с

ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность

учащихся.

После каждого занятия у детей должно появляться чувство удовлетворения, лёгкости и

радости.

Данная программа строится на принципах:

Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по

состоянию здоровья школьников.

Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными

особенностями обучающихся.

Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с

окружающими, с одноклассниками.

Патриотизма – идентификации себя с Россией, её культурой.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к

вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные направления реализации программы:

организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

организация

и

проведение

разнообразных

мероприятий

по

всевозможным

видам

спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами

(мячи, скакалки и пр.);

организация и проведение занятий на свежем воздухе в любое время года;

активное использование спортивной площадки.

Формы занятий:

беседы

подвижные и спортивные игры

соревнования

викторины

конкурсы

часы здоровья

спортивные часы

веселые старты

тестирование

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во внеурочное время. Время занятий – 45 минут.

Место проведения – спортивный зал, пришкольный стадион, кабинет для внеурочных

занятий, актовый зал.

Результатом

практической

деятельности

по

программе «Будь

здоров!» можно

считать

следующие критерии:

Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

Повышение активности детей, участие в спортивных мероприятиях класса, школы,

района.

Взаимодействие со сверстниками с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ

жизни.

Выполнение нормативов комплекса «ГТО»

Формы подведения итогов работы:

Анкетирование детей

Мониторинг состояния здоровья детей

Сдача норм комплекса «ГТО»

Защита проектов

2. Планируемые результаты освоения учебного курса.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности

обучающийся научится:

выполнять

санитарно-гигиенические

требования:

соблюдать

личную

гигиену

и

осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье;

рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические

этапы её развития,

определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе

совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с

их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических

упражнений, развития физических качеств;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,

правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных

условий;

руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время

самостоятельных занятий физическими упражнениями;

рационально планировать режим дня и учебной недели;

Получит возможность научиться:

характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в

становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и

ритуалов Олимпийских игр;

характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,

цель и задачи возрождения физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и

обороне», узнает великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на

укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и

основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Научится:

использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные

соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления

собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, в том

числе сдавая нормативы комплекса «ГТО», сравнивать их с возрастными стандартами;

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности;

оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных

действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и

физической подготовленности.

Получит возможность научиться:

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него данные контроля

динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и

бега, лыжных прогулок, обеспечивать их оздоровительную направленность;

Физическое совершенствование

Научится:

выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения

организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной

деятельности;

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на

развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и

координации);

выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо

освоенных упражнений;

выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках в длину;

выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол,

баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных

физических качеств, сдавать нормативы комплекса «ГТО».

Получит возможность научиться:

выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся

индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных

способов лазанья, прыжков и бега;

осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке

выполнять нормативы комплекса «ГТО».

Слепые и слабовидящие:

Научится:

приемам

осязательного

и

слухового

самоконтроля

в

процессе

формирования

двигательных действий;

Получит возможность научиться:

осуществлять

осязательный

и

слуховой

самоконтроль

в

процессе

формирования

двигательных действий;

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Научится:

ориентироваться

с

помощью

сохранных

анализаторов

и

безопасно

передвигаться

в

пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических

приспособлений;

укреплению и сохранению здоровья, поддержанию работоспособности, профилактики

предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью,

с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений у обучающихся с

нарушением опорно-двигательного аппарата;

доступным физическим упражнениям разной функциональной направленностью,

использованию их в режиме учебной и производственной деятельности с целью

профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

владению доступными техническими приемами и двигательными действиями базовых

видов спорта.

Получит возможность научиться:

овладеть доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,

умственной

и

физической

работоспособности,

физического

развития

и

физических

качеств;

осуществлять доступные технические приемы и двигательные действия базовых видов

спорта, активно применять их в игровой и соревновательной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА «БУДЬ ЗДОРОВ!».

5класс (первый год обучения)

В результате реализации программы первого года обучения у обучающихся будут

сформированы УУД.

Личностные результаты.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

Личностные результаты в разных областях культуры:

В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях

физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями.

В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное

сочетание нагрузки и отдыха.

В

области

эстетической

культуры: красивая

(правильная)

осанка,

умение

ее

длительно

сохранять при разнообразных формах движения и передвижений.

В

области

коммуникативной

культуры: находить

адекватные

способы

поведения

и

взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.

В

области

физической

культуры: владение

навыками

выполнения

жизненно

важных

двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.).

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность

к

социальной

адаптации

и

интеграции

в

обществе,

в

том

числе

при

реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную

коммуникацию);

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение

самостоятельно

и

безопасно

передвигаться

в

знакомом

и

незнакомом

пространстве с использованием специального оборудования;

способность

к

осмыслению

социального

окружения,

принятие

соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных

действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

проводить сравнение и классификацию объектов;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научится:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры.

В

области

нравственной

культуры: бережное

отношение

к

собственному

здоровью

и

здоровью окружающих.

В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий.

В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека.

В области коммуникативной культуры: владение культурой речи.

В

области

физической

культуры: владение

способами

организации

и

проведения

разнообразных

форм

занятий

физической

культурой,

их

планирования

и

содержательного

наполнения.

Предметные результаты:

Знания о физической культуре.

Научится:

рассматривать физическую культуру как явление культуры;

характеризовать

содержательные

основы

здорового

образа

жизни,

раскрывать

его

взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием.

выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики;

определять базовые понятия и термины физической культуры: физическое развитие,

двигательная активность, спорт;

соблюдать

основные

гигиенические

правила,

разрабатывать

содержание

самостоятельных занятий физическими упражнениями;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,

правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных

условий;

руководствоваться

правилами

оказания

первой

доврачебной

помощи

при

травмах

и

ушибах.

Получит возможность научиться:

характеризовать цель возрождения Олимпийских игр, как явление культуры,

характеризовать

исторические

вехи

развития

отечественного

спортивного

движения,

великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

определять

признаки

положительного

влияния

занятий

физической

подготовкой

на

укрепление здоровья, развитие основных физических качеств.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Научится:

использовать занятия физической культурой для укрепления собственного здоровья;

разучивать

и

выполнять

комплексы

упражнений

для

самостоятельных

занятий

в

домашних условиях;

самостоятельно

проводить

занятия

по

обучению

двигательным

действиям

с

учетом

индивидуальных особенностей организма и физического развития;

измерять пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями;

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности;

Получит возможность научиться:

вести дневник по физкультурной деятельности,

проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и

бега, лыжных прогулок.

Физическое совершенствование.

Научится:

выполнять упражнения по профилактике утомления и перенапряжения организма;

выполнять

общеразвивающие

упражнения,

направленные

на

развитие

основных

физических

качеств

(силы,

быстроты,

выносливости,

гибкости

и

координации

движений);

выполнять строевые приемы и команды;

выполнять акробатические упражнения и комбинации;

выполнять

гимнастические

комбинации

на

спортивных

снарядах

из

числа

хорошо

освоенных упражнений;

выполнять легкоатлетические упражнения (беговые упражнения, прыжки в высоту, в

длину);

выполнять

строевые

упражнения

на

лыжах

и

передвижения

на

лыжах

скользящим

шагом;

выполнять основные приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и

игровой деятельности;

выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных

физических качеств.

Получит возможность научиться:

преодолевать дистанции, естественные и искусственные препятствия разнообразными

способами лазания, прыжков и бега;

составлять комплексы утренней гигиенической гимнастики;

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Слепые и слабовидящие обучающиеся:

Научится:

приемам

осязательного

и

слухового

самоконтроля

в

процессе

формирования

двигательных действий.

Получит возможность научиться:

осуществлять

осязательный

и

слуховой

самоконтроль

в

процессе

формирования

двигательных действий.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Научится:

ориентироваться

с

помощью

сохранных

анализаторов

и

безопасно

передвигаться

в

пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических

приспособлений;

доступным физическим упражнениям разной функциональной направленности,

использованию их в режиме учебной деятельности с целью профилактики

переутомления и сохранения высокой работоспособности.

Получит возможность научиться:

овладеть доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья;

осуществлять доступные технические приемы и двигательные действия базовых видов

спорта.

6 класс (второй год обучения).

Личностные результаты.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нём взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

В области познавательной культуры: владение знаниями о соответствии

возрастных и

половых нормативах.

В области нравственной культуры: владеть культурой общения и взаимодействия в процессе

занятий физическими упражнениями.

В области трудовой культуры: обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха.

В области эстетической культуры: формирование потребности иметь хорошее телосложение.

В

области

коммуникативной

культуры:

находить

адекватные

способы

поведения

и

взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.

В

области

физической

культуры: владение

навыками

выполнения

жизненно

важных

двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных

изменяющихся внешних условиях.

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность

к

социальной

адаптации

и

интеграции

в

обществе,

в

том

числе

при

реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную

коммуникацию),

а

также,

при

желании,

коммуникации

на

основе

жестовой

речи

с

лицами, имеющими нарушения слуха;

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение

самостоятельно

и

безопасно

передвигаться

в

знакомом

и

незнакомом

пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира;

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Метапредметные результаты.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках

предложенных

условий

и

требований,

корректировать

свои

действия

в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры:

В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры,

способствующего развитию целостной личности человека.

В

области

нравственной

культуры:

проявление

доброжелательности

и

отзывчивости;

уважительное отношение к окружающим.

В области трудовой культуры: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.

В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека.

В области коммуникативной культуры: ведение диалога в доброжелательной и открытой

форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения.

В области физической культуры: владение широким арсеналом двигательных действий и

физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры.

Предметные результаты.

Знания о физической культуре

Научится:

рассматривать

физическую

культуру

как

явление

культуры,

выделять

исторические

этапы ее развития;

сравнивать

физические

упражнения,

которые

были

популярны

у

русского

народа

в

древности и в Средние века, с современными упражнениями;

характеризовать

содержательные

основы

здорового

образа

жизни,

раскрывать

его

взаимосвязь со здоровьем.

осмысливать, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние

на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие;

определять базовые понятия и термины физической культуры, изучать понятия основных

физических качеств: силы, быстроты, координации ,выносливости;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,

правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных

условий, подбирать спортивный инвентарь для занятий физическими упражнениями в

домашних условиях;

руководствоваться

правилами

оказания

первой

доврачебной

помощи

при

травмах

и

ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Получит возможность научиться:

характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в

становлении современного Олимпийского движения;

объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

изучить историю гимнастики и описывать современные виды гимнастики;

применять правила закаливания: воздухом, водой, солнцем.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Научится:

использовать

спортивные

игры

и

спортивные

соревнования

для

организации

индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;

составлять из упражнений простейшие программы развития выносливости, скоростно-

силовых,

скоростных

и

координационных

способностей

на

основе

освоенных

легкоатлетических упражнений;

составлять вместе с учителем план индивидуальных занятий по развитию физических

качеств,

классифицировать

физические

упражнения

по

их

функциональной

направленности;

сравнивать показатели физического развития с возрастными стандартами;

оказывать помощь в организации и проведении занятий, тестировании физического

развития и физической подготовленности.

Получит возможность научиться:

вести дневник самонаблюдения;

подбирать спортивный инвентарь для занятий физическими упражнениями в домашних

условиях.

Физическое совершенствование

Научится:

выполнять и составлять комплексы упражнений для развития гибкости и координации

движений;

различать строевые приемы и команды;

выполнять гимнастические упражнения на развитие силы рук, ног, брюшного пресса;

выполнять

легкоатлетические

упражнения

(стартовые

положения

с

последующим

ускорением);

выполнять технику одновременного одношажного хода, демонстрируя его; выполнять

прохождение дистанции 1 км.;

выполнять упражнения с баскетбольным мячом: ловля мяча после отскока от пола,

ведение на месте и в движении;

выполнять упражнения с футбольным мячом: ведение мяча с ускорением по прямой, по

кругу, между стоек;

выполнять упражнения с волейбольным мячом: передача мяча в парах из зоны в зону

стоя на месте;

выполнять

и

составлять

тестовые

упражнения

на

оценку

уровня

индивидуального

развития основных физических качеств.

Получит возможность научиться:

выполнять комплексы оздоровительных физических упражнений с учетом имеющихся

индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

преодолевать дистанции, естественные и искусственные препятствия разнообразными

способами лазания, ползания, прыжков и бег;

выполнять домашние задания по физической культуре.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Научится:

ориентироваться

с

помощью

сохранных

анализаторов

и

безопасно

передвигаться

в

пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических

приспособлений;

профилактике заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, с

учетом

двигательных,

речедвигательных

и

сенсорных

нарушений

у

обучающихся

с

нарушением опорно-двигательного аппарата;

доступным физическим упражнениям разной функциональной направленности,

использованию их в режиме учебной и производственной деятельности с целью

профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

владению доступным техническим приемам и двигательным действиям базовых видов

спорта.

Получит возможность научиться:

осуществлять

профилактику

предупреждения

заболеваний,

связанных

с

учебной

деятельностью, с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений у

обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;

овладеть доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,

умственной

и

физической

работоспособности,

физического

развития

и

физических

качеств;

осуществлять доступные технические приемы и двигательные действия базовых видов

спорта, активно применять их в игровой и соревновательной деятельности.

Слепые и слабовидящие обучающиеся:

Научится:

приемам

осязательного

и

слухового

самоконтроля

в

процессе

формирования

двигательных действий.

Получит возможность научиться:

осуществлять осязательный

и слуховой самоконтроль в процессе формирования

двигательных действий.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Научится:

ориентироваться

с

помощью

сохранных

анализаторов

и

безопасно

передвигаться

в

пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических

приспособлений;

доступным физическим упражнениям разной функциональной направленности,

использованию их в режиме учебной деятельности с целью профилактики

переутомления и сохранения высокой работоспособности;

владению доступным техническим приемам и двигательным действиям базовых видов

спорта.

Получит возможность научиться:

осуществлять

укрепление

и

сохранение

здоровья,

поддержание

работоспособности,

профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной

деятельностью, с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений у

обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;

владеть доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,

осуществлять доступные технические приемы и двигательные действия базовых видов

спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.

3.

Учебно-тематический план на 2 года обучения - (70 часов).

п/п

Темы

Количество часов

Всего

5 класс

6 класс

Теория

5 класс

6 класс

Практика

5 класс

6 класс

1.

Понятие о здоровом образе жизни.

Питание, закаливание, занятие

физическими упражнениями и.т.д.

6

3

3

4

2

2

2

1

1

2.

История возникновения и возрождение

физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО).

Государственные требования к уровню

физической подготовленности

обучающихся.

8

4

4

4

2

2

4

2

2

3.

Педагогический и врачебный контроль,

самоконтроль состояния здоровья

обучающихся.

Мониторинг здоровья обучающихся.

8

4

4

2

1

1

6

3

3

4.

Олимпийские игры древности и

современное олимпийское движение.

6

3

3

4

2

2

2

1

1

5.

Легкая атлетика – королева спорта!

8

4

4

2

2

1

6

3

3

6.

Спортивные игры: пионербол, волейбол,

баскетбол, футбол.

10

5

5

2

1

1

8

4

4

7.

Лыжная подготовка.

8

4

4

2

1

1

6

3

3

8.

Гимнастика с элементами акробатики

8

4

4

2

1

1

6

3

3

9.

Подготовка и проведение соревнований

по видам спорта.

8

4

4

2

1

1

6

3

3

Итого

70

35

35

24

12

12

46

23

23

4. Содержание курса.

1.Понятие о здоровом образе жизни. Питание, режим дня, закаливание, занятия

физическими упражнениями и.т.д.

Слагаемые здорового образа жизни. Здоровое питание: полезные и вредные продукты,

витамины и микроэлементы.

Значение и способы закаливания. Профилактика вредных привычек.

Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую

системы организма спортсмена.

Общие гигиенические требования к режиму дня с учетом тренировочных занятий.

Практические

работы: ознакомление с информацией в сети Интернет, создание презентаций,

рефератов, составление индивидуального режима дня.

2. История возникновения и возрождение физкультурно-спортивного комплекса. «Готов к

труду и обороне» (ГТО). Государственные требования к уровню физической

подготовленности обучающихся.

История

развития.

Причины

возрождения

комплекса

в

России.

Виды

испытаний:

обязательные испытания и испытания по выбору. Нормативы ГТО. Знак ГТО.

Практические работы: сдача нормативов комплекса ГТО - III ступени.

3. Педагогический и врачебный контроль, самоконтроль состояния здоровья обучающихся.

Мониторинг здоровья обучающихся.

Значение

и

организация

самоконтроля

на

тренировках,

в

школе

и

дома.

Понятие

о

субъективных

и

объективных

критериях

самоконтроля,

подсчет

ЧСС,

тестирование,

антропометрия. Ведение дневника самонаблюдения.

Практические работы: самоконтроль состояния здоровья каждого ребёнка.

4. Олимпийские игры древности и современное олимпийское движение.

История возникновения Олимпийских игр. Мифы Древней Греции. Виды состязаний и

особенности

их

проведения.

Возрождение

Олимпийских

игр.

Роль

Пьера

де

Кубертена

в

возрождении

олимпийского

движения.

О

лимпийские

идеалы

,

с

имволика

игр.

Российские

спортсмены олимпийцы.

Практические

работы: ознакомление с информацией в сети Интернет, создание презентаций,

рефератов, проектов. Участие во Всероссийской Олимпиаде школьников по предмету.

5. Легкая атлетика – королева спорта!

История

зарождения

легкой

атлетики

.

Соблюдение

требований

безопасности

и

гигиенических

правил

при

занятиях

легкой

атлетикой

.

Высокий и низкий старт. Бег с

ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Кроссовый бег.Гладкий равномерный бег.

Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в вертикальную

цель

и

на

дально сть

с

разбега.

Упражнения

общей

физиче ской

п од гот о в к и .

6. Спортивные игры: волейбол, пионербол, баскетбол, футбол.

История

зарождения

игр

(

баскетбола

,

футбола

,

волейбола

).

Правила

ТБ

.

Современные

правила

соревнований

по

видам

спорта

.

Б а с к е т б о л

.

Упражнения

с

мячом

:

ловля

и

передача

мяча

двумя

руками

от

груди

с

места

,

с

шагом

,

со

сменой

места

после

передачи

;

бросок

мяча

в

корзину

двумя

руками

от

груди

с

места

.

Ловля

мяча

после

отскока

от

пола

,

ведение

мяча

на

месте

и

в

движении

с

изменением

направления

движения

;

бросок

мяча

в

корзину

двумя

руками

снизу

после

ведения

и

от

груди

с

места

.

Упражнения

общей

физической

подготовки

.

В о л е й б о л

.

Упражнения

без

мяча

:

основная

стойка

;

передвижения

приставным

шагом

вправо

и

влево

;

выход

к

мячу

.

Упражнения

с

мячом

:

прямая

нижняя

подача

через

сетку

;

прием

и

передача

мяча

снизу

,

прием

и

передача

мяча

сверху

двумя

руками

(

на

месте

и

в

движении

приставными

шагами

).

Упражнения

общей

физической

подготовки

.

Ф у т б о л

(

мини

-

футбол

).

Упражнения

без

мяча

:

бег

с

изменением

направления

движения

;

бег

с

ускорением

;

бег

спиной

вперед

;

бег

«

змейкой

»

и

по

кругу

.

Упражнения

с

мячом

:

ведение

мяча

носком

ноги

и

внутренней

частью

подъема

стопы

;

удар

с

места

и

небольшого

разбега

по

неподвижному

мячу

внутренней

стороной

стопы

;

остановка

катящегося

мяча

внутренней

стороной

стопы

.

Упражнения

с

мячом

:

ведение

мяча

с

ускорением

(

по

прямой

,

по

кругу

,

между

стоек

) ;

удар

с

разбега

по

катящемуся

мячу

.

Упражнения

общей

физической

подготовки

.

Практические работы: и

гра

в

мини

-

футбол

,

пионербол

,

волейбол

,

баскетбол

по

правилам

,

соревнования

по

видам

спорта

.

7. Лыжная подготовка.

Соблюдение

требований

безопасности

и

гигиенических

правил

при

занятиях

лыжными

гонками

.

Правила

ухода

за

лыжным

инвентарем

.

История

зарождения

лыжных

гонок

,

Попеременный

двухшажный

ход

.

Одновременный

одношажный

ход

.

Передвижения

с

чередованием

попеременного

двухшажного

с

одновременным

одношажным

ходом

.

Одновременный

двухшажный

ход

.

Передвижение

с

чередованием

одновременного

одношажного

и

двухшажного

хода

с

попеременным

двухшажным

ходом

.

Повороты

переступанием

на

месте

и

в

движении

.

Подъем

«

полуелочкой

»,

«

елочкой

»

и

«

лесенкой

» .

Преодоление

естественных

препятствий

на

лыжах

способами

перешагивания

,

перелезания

.

Спуск

прямо

и

наискось

в

основной

стойке

.

Спуски

в

низкой

стойке

.

Торможение

«

плугом

», «

упором

».

Прохождение

дистанций

(

протяженность

дистанций

регулируется

учителем

или

учащимися

).

Подвижные игры на воздухе.

Упражнения

общей

физической

подготовки

.

Практические работы: занятия на лыжне, отработка различных лыжных ходов.

8. Гимнастика с элементами акробатики

Соблюдение

требований

безопасности

и

гигиенических

правил

при

занятиях

гимнастикой

.

История

зарождения

гимнастики

.

Российские

гимнасты

,

герои

олимпиад

.

Комплексы

упражнений

для

развития

гибкости

и

координации

движений

,

для

формирования

правильной

осанки

.

Акробатика

.

Кувырки

вперед

и

назад

в

группировке

,

стойка

на

лопатках

,

мост

из

положения

лежа

.

Упражнения

на

снарядах

:

передвижение

по

гимнастическому

бревну

;

упражнения

на

невысокой

перекладине

;

опорный

прыжок

согнув

ноги

(

козел

).

Упражнения

на

трамплине

:

прыжок

с

разбега

на

горку

матов

,

соскок

с

приземлением

в

определенное

место

;

упражнения

на

брусьях

.

Упражнения

общей

физической

подготовки

.

9. Подготовка и проведение соревнований по видам спорта.

Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсменов.

Подготовка

соревнований.

Требования

к

спортивной

форме,

номер,

эмблема

и

другие

атрибуты.

Правила проведения соревнований.

Права и обязанности судейской коллегии.

Практические работы: участие в соревнованиях.

5. Литература

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

ФГОС основного общего образования;

Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-

эпидемиологиче ские

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных учреждениях».

«Комплексная

программа

физического

воспитания

1-11

классы»,

автором

-

составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение»,

Москва – 2014г.

«Примерные

программы

внеурочной

деятельности

начального

и

основного

образования». Авторы: В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др., под редакцией

В.А. Горского издательство «Просвещение», Москва – 2013г.

«Физическая культура 5 – 7классы». Учебник для общеобразовательных организаций,

авторы:

М.

Я.

Виленский,

Т.

Ю.

Торочкова,

И.

М.

Туревский,

под

редакцией

М.Я.Виленского, Просвещение, 2014г.



В раздел образования