Напоминание

Система сервисов дополнительного образования ТПКУ: её место и роль в воспитательном процессе позитивной социализации на примере кадет курса


Автор: Амосова Татьяна Николаевна
Должность: педагог-организатор учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище" МО РФ
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Система сервисов дополнительного образования ТПКУ: её место и роль в воспитательном процессе позитивной социализации на примере кадет курса
Раздел: среднее образование





Назад




Система сервисов дополнительного образования ТПКУ:

её место и роль в воспитательном процессе позитивной социализации

на примере кадет курса

Т.Н. Амосова, педагог-организатор курса

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

«Тюменское президентское кадетское училище»

Министерства обороны Российской Федерации

Процессы, происходящие в настоящее время в образовательной среде,

современными

специалистами

характеризуются

как

изменение

ландшафта

образовательного

дизайна

и

технологий

[

1

].

Наиболее

глобальное

переосмысление

коснулось

области

дополнительного

образования.

Это

обозначено в целом ряде федеральных нормативных документов:

-

в

Государственной

программе Российской

Федерации

«Развитие

образования»

на

2013-2020

годы

акцентированы

радикальные

изменения

в

среде социализации, создание новых социальных, культурных, технологических

возможностей,

интеграция

в

единую

среду

социализации

с

организациями

дополнительного образования, культуры и спорта [

2

];

- в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период

до

2025

года

одним

из

ключевых

приоритетов

указано

формирование

социокультурной

инфраструктуры,

содействующей

успешной

социализации

детей

и

интегрирующей

воспитательные

возможности

образовательных,

культурных, спортивных, научных, и других организаций [

3

];

- в Концепции развития дополнительного образования детей миссией

дополнительного

образования

как

социокультурной

практики

определено

развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и

спорту,

превращение

феномена

дополнительного

образования

в

подлинный

системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего

конкурентоспособность личности, общества и государства [

4

].

В текущем учебном году Тюменское президентское кадетское училище

располагает

более

40

объединениями

дополнительного

образования

физкультурно-спортивного,

художественно-эстетического,

технического,

спортивно-технического,

естественно-научного

и

культурологического

направлений.

Из

них

кадетами

курса

востребовано

и

систематически

посещается – 37 (93%). Многократно охвачено системой сервисов 100% кадет 7

учебного курса.

Новый взгляд на дополнительное образование как на «систему сервисов»

позволяет существенно смягчить «прокрустово ложе» в оценке эффективности

работы

- руководителей кружков и спортивных секций, где основополагающими

были два взаимосвязанных показателя: сохранность контингента за весь период

реализации

программы,

и

качество

выполнения

программы

том

числе

количество призеров городского, областного, регионального и других уровней);

-

классных

руководителей

и

воспитателей

части

разъяснительной

работы с родителями, обеспечения посещаемости выбранных кружков и секций

кадетами).

Преимущество

персонифицированного

сервисного

подхода

к

дополнительному образованию наглядно прослеживается по ряду аспектов:

-

добровольность

выбора

кадет

том

числе,

опосредованно,

выбор

родителей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

-

возможность

выбора

режима

и

темпа

освоения

образовательных

программ,

выстраивания

индивидуальных

образовательных

траекторий

(наличие групп для одаренных и для начинающих);

-

право

на

пробы

и

ошибки,

возможность

смены

образовательных

программ, педагогов и объединений (то, что ранее традиционно относили к

недостаткам, недоработкам воспитателей с кадетами и их родителями).

Вышеуказанные

преимущества

сервисного

подхода

в

полном

объеме

востребованы

кадетами

курса.

В

частности,

нами

были

проанализированы

динамика и состав кружков и секций, которые выбирали кадеты курса в течение

3-х лет обучения в ТПКУ. Результаты демонстрируют устойчивое ежегодное

сокращение (с 36 % при переходе из 5 класса в 6 класс до 11% при переходе из 6

класса в 7 класс) доли тех, кто пока не нашел для себя интересную область

реализации

социокультурных

практик

и

испытывает

потребность

в

продолжении

поиска

«дела

по

душе».

Безусловно,

есть

все

основания

предполагать, что к началу обучения в 8 классе у кадет курса окончательно

сформируется

устойчивый

интерес

к

определенному

направлению

в

ходе

естественного

процесса социального

самоопределения,

реализации

личных

жизненных замыслов и притязаний.

Право на поиск, смену объединений и выбор темпа освоения программ

дополнительного образования сказывается самым положительным образом на

достижениях

кадет.

Более

чем

в

2,5

раза

увеличилась

результативность

в

соотношении «участники (соревнований, олимпиад, конференций, конкурсов и

т.д.) – призеры».

Подтверждением позитивных результатов поиска «своего «Я» в системе

сервисов

дополнительного

образования

служит

и

сокращение

обращений,

поступающих от родителей кадет курса, по вопросам организации занятости (в

5 классе число подобных обращений составляло 46, в 6 классе – 15, на текущее

время зафиксировано всего 3).

Содержание подобных обращений частично отражает одну из проблем, с

которой сталкиваются все: желание родителей навязать ребенку свое мнение,

чем

ему

следует

заниматься.

Очень

часто

это

является

нереализованными

мечтами взрослого человека, сохранившимися с детства и не совпадающими с

мнением ребенка. Один родитель желает, чтобы сын занимался армейским

рукопашным боем, при этом сам кадет демонстрирует успехи в фехтовании,

занимает призовые места на городских и областных соревнованиях, входит в

двадцатку лучших на чемпионате России. Другой родитель протестует против

занятий

своего

сына

в

секции

«Бокс»,

находясь

под

влиянием

досужих

предрассудков. А для кадета занятия боксом – главнейший стимул получения

образования именно в ТПКУ, а руководитель спортивной секции – образец для

подражания

и

непререкаемый

авторитет.

В

разрешении

данных

ситуаций

возможно, именно опыт пробы своих сил вселил уверенность в правильность

избранного пути и помог отстоять свое мнение кадетам.

Основным

спорным

вопросом

остается

инструментарий,

который

позволил

бы

специалистам

замерить

влияние

созданной

образовательной

организацией

сервисной

системы

дополнительного

образования

на

мотивационный потенциал личности.

Наличие

подобного

апробированного

инструментария

позволило

бы

своевременно

вносить

коррективы

в

слагаемые

системы

сервисов

дополнительного образования.

Таким

образом,

преимущества

сервисного

подхода

к

области

дополнительного образования, а именно:

-

неформализованность

содержания,

организации

образовательного

процесса;

- вариативный характер оценки образовательных результатов;

-

тесная

связь

с

практикой,

ориентация

на

создание

конкретного

персонального продукта и его публичную презентацию;

- возможность на практике применить полученные знания и навыки;

разновозрастный характер объединений;

- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера;

превращают

жизненное

пространство

кадетского

училища

в

мотивирующее

пространство.

Только

в

условиях

сервисного

подхода

дополнительное образование способно стать для взрослеющей личности кадета

смысловым

социокультурным

стержнем,

обеспечит

включение

в

образовательный процесс актуальных явлений социокультурной реальности,

предоставит кадетам опыт их проживания и рефлексии; создаст благоприятные

условия для генерирования и реализации разнообразных инициатив и проектов.

Список литературы

1.

Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия), доклад

«Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов

высшему

образованию»

на

семинаре

«Актуальные

исследования

и

разработки

в

области

образования»

Института

развития

образования

ВШЭ – с.1

2.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020

годы,

раздел

«Качество:

дошкольное,

дополнительное

и

общее

образование» - с.13

3.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» на период до

2025 года, раздел II. «Цель, задачи, приоритеты Стратегии» - с.2

4.

Концепции развития дополнительного образования детей – с.2



В раздел образования