Автор: Игошева Оксана Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №168" (Дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Применение методики песочной терапии в развитии детей с расстройством аутистического спектра"
Раздел: дошкольное образование
«Применение методики песочной терапии в развитии детей
с расстройствами аутистического спектра».
Игошева Оксана Викторовна,
старший воспитатель, муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Основная общеобразовательная школа №168 с продлённым днём
обучения для детей с соматическими заболеваниями»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа №168 с продленным днем обучения для детей с
соматическими
заболеваниям»
Авиастроительного
района
г.
Казани
осуществляет обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Основная
цель
нашего
общеобразовательного
учреждения
—создание
специальных условий для усвоения учебных программ, развития и социальной
адаптации таких учащихся. Для этого необходимо создать оптимальные условия
для развития позитивных возможностей каждого ребенка.
Работу с такими
детьми проводит группа педагогов. В нашей работе важно взаимодействие
учителей, тьютора, администрации, специалистов сопровождения (педагогов-
психологов, логопедов, учителя- дефектолога).
Что отличает междисциплинарную команду:
1. Общие ценностные ориентиры;
2. Профессиональная и личностная поддержка друг друга;
3.
Единый
философский
и
методологический
подход
в
работе
со
всеми
участниками образовательного процесса;
4. Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в
подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах
работы;
5. Единый профессиональный язык;
6. Достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития,
представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в
формировании запроса;
7. Скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в
проблемных, критических ситуациях;
8.
Привлечение
дополнительных
методических,
материальных
и
других
ресурсов;
9. Участие в широком профессиональном сообществе, где все специалисты
активно
привлекаются
к
созданию
условий
для
адаптации,
обучения
и
социализации детей с РАС в общеобразовательном учреждении.
Учителя
являются
полноправными
и
—как
правило
—основными
участниками
междисциплинарной
команды
специалистов,
осуществляющих
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других
участников образовательного процесса.
В своей работе с детьми с РАС мы
широко используем методику песочной терапии.
Целью применения нашей методики является создание педагогических
условий
для
развития
эмоционального,
социального
и
интеллектуального
потенциала ребенка с РАС, формирование его личностных качеств.
При занятиях песочной терапии решаются следующие задачи:
1. Содействие полноценному личностному развитию обучающегося с РАС с
учетом его актуальных и потенциальных возможностей, тем самым обеспечивая
полноту процесса его адаптации и социализации.
2. Формирование умений управлять эмоциями и регулировать свое поведение с
тем,
чтобы
в
дальнейшем
ребенок
мог
правильно
строить
свои
взаимоотношения с окружающими;
3.
Устранение
вторичных
лично стных
реакций,
обусловленных
эмоциональными
нарушениями,
такими,
как
агрессивность,
повышенная
возбудимость, мнительность;
4. Минимизирование стереотипного поведения;
5.
Уменьшение
общего
фона
сенсорного
и
эмоционального
дискомфорта,
снижение тревоги и страхов.
В своей работе с детьми с РАС мы используем метод песочной терапии.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»
Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из
наиболее
излюбленных
детьми
видов
творческой
активности.
О
чудесах
песочной терапии и волшебных свойствах песка, сейчас много статей, лекций.
При каких детских проблемах можно ее применять, проще перечислить где она
не
используется.
Сегодня
мы
хотим
поделиться
с
вами
использованием
песочной
терапий
на
занятиях
с
детьми
аутизмом.
Песочная
терапия
предоставляет
ребенку
с
аутизмом
возможность
самовыражения.
Песочная
терапия
–
это
метод
социализации,
передача
жизненного
опыта,
развитие
творческих способностей и навыков взаимодействия со значимым окружением.
В своей работе мы используем разные виды песка. Это речной песок, морской
песок, песок вулканического происхождения. Песок изначально промываем в
проточной
воде,
затем
прокаливаем
на
большом
огне
и
только
потом
его
применяем на практике. Также мы используем готовые пески (кенетические,
экопесок).
Иногда на практике используем два подноса с сухим и мокрым
песком, добавляем воду в сухой песок и уже потом работаем с мокрым песком.
Всё зависит от желания ребёнка, с каким песком ему в данный момент хочется
поиграть. Используем камушки, ракушки, коряжки и т.д., так и миниатюрные
предметы обихода. А также сказочные герои, животные и т.д. Песок, вода и
миниатюрные
фигурки,
помогают
детям
выразить
свои
эмоции,
чувства,
раскрыться и передать то, что словами ребенок с аутизмом объяснить не может.
Терапия с использованием песка основывается на игре. С помощью игры дети,
у которых диагностируют аутизм, знакомятся с внешним миром, выражают свои
чувства и эмоции. Песок не так прост, как кажется на первый взгляд. На самом
деле это удивительный материал. Этот таинственный материал может быть
легким или тяжелым, принимать любую форму. Достаточно добавить в него
воды, и он сразу изменится. Такие свойства песка используют не только в
творчестве, но и в терапевтических целях. Песочная терапия помогает найти
выход из разных ситуаций, поскольку это игра с символами.
Педагог предлагает ребенку с аутизмом выбрать фигурки, которые ему
понравились. Он предоставит возможность малышу, страдающему аутизмом,
рассмотреть
каждую
фигурку.
Затем
специалист
предложит
разместить
выбранные фигурки на подносе с песком. Малыш с аутизмом должен выстроить
их в произвольном порядке. После того, как ребенок расставит фигурки на
подносе, менять их положение уже нельзя. Ребенок часто словами не может
выразить
свои
переживания,
страхи.
Он
проигрывает
тревожащую
его
ситуацию,
создает
картину
собственного
мира
из
песка,
освобождается
от
напряжения.
Ребенок
приобретает
опыт
положительного
разрешения
жизненных
ситуаций.
Повышается
его
мотивация
узнавать
новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
Для того что бы ребенок адаптировался к игре в песке, для начала берем
песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к
песку. Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его, это даст заинтересовать
ребенка, а также вызовет фиксацию глаз. Игры с песком в группе направлены
на развитие коммуникативных навыков, то есть умение гармонично общаться и
взаимодействовать
друг
с
другом.
Занятия
и
упражнения
бывают
индивидуальными
и
подгрупповыми.
В
подгрупповые
занятия
совместно
с
детьми
с
РАС
включаем
и
норма
типичных
детей,
которые
помогают
выстраивать сюжетную линию в игре. Между детьми на занятии происходит
коммуникация и дети учатся взаимодействовать друг с другом.
В своей работе с детьми с РАС мы используем следующие игры:
1. Игры с песком:
«Играем вместе»
Эта игра учит ребенка с РАС:
- трогать песок руками;
- копаться в песке совком, лопаткой;
- вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;
- топтать и разбрасывать песок;
- лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки.
"Я пеку, пеку.
Ребенок вместе с воспитателем "выпекает" из песка разнообразные изделия
(булочки, пирожки, тортики). Для этого используете разнообразные формочки,
насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно
"выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую
(если
действие
недоступно
ребенку,
то
выполняете
его
при
совместном
взаимодействии). Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
"Заборчики"
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого, руками или с помощью
специальных деревянных приспособлений рисует заборчики. За таким забором
можно спрятать зайку от злого серого волка.
"Волшебные отпечатки на песке"
Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а
затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые
мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
- рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;
- насыпать кучки;
- строить пещеры.
"Выдуваем фигуры и рисунки"
Ребенок
вместе
со
взрослым
или
самостоятельно
при
помощи
различных
трубочек выдувает различные фигуры или рисунки на песке.
"Нарисуй на ощупь"
Ребенок
одевает
маску,
предлагаем
ему
потрогать
тактильные
панели
и
нарисовать на песке такую же фигуру. Ребенок рисует с закрытыми глазами.
"Рисуем с помощью трафаретов"
Предлагаем
ребенку
нарисовать
сказку
при
помощи
трафарета.
1
вариант:
насыпаем песок на весь трафарет, а затем аккуратно разглаживаем песочек и
поднимаем
трафарет.
2
вариант:
ребенок
аккуратно
насыпает
песочек
в
трафарет и убирает трафарет.
2. Рисование песком
Рисование
песком (песочная
анимация) в
последнее
время
стало
необычайно популярным. Такое занятие снимает стресс, позволяет расслабится
как взрослому, так и ребенку, способствует формированию положительных
эмоций.
Рисование
происходит
непосредственно
пальцами
по
песку,
что
способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а
также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит
двумя руками).
3. Песчаный конус
Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок
из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения
песка
образуется
конус,
растущий
в
высоту
и
занимающий
все
большую
площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, то в
одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на
течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время
проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается».
Песочная терапия помогает найти выход из разных ситуаций, поскольку
это игра с символами. Песочная терапия откроет у ребенка с творческое
начало, которое поможет в дальнейшем развитии и обязательно приведет к
переменам.
Играя
в
песочнице
у
ребенка
улучшается
моторика,
речь,
восприятие, внимание, мышление, память, коммуникация. Помогает развивать:
обычную
игру
в
песочнице.
тактильную
чувствительность
и
моторику
совершенствуют
зрительно-пространственную
ориентировку
и
зрительно-
моторную координацию способствуют развитию внимания, памяти, мышления
развивают навыки общения и сюжетно-ролевой игры «заземляют» негативные
эмоции, снимать агрессию коммуникативные навыки, работа в группе.
Содержание
программы
песочной
терапии
основано
на
идеях
гуманистической
педагогике,
принципах
развития
образования
детей.
Проведение мероприятий песочной терапии реализует потребность детей в
творчестве,
познании,
самореализации,
уважении,
радости.
Реализация
программы
обеспечит
удовлетворение
одной
из
важнейших
потребностей
каждого ребенка – быть здоровым и эмоционально благополучным.
Анализ состояния детей, занимавшихся песочной терапией в 2019-2020
учебном году.
В начале учебного года, педагоги отмечали у Эмиля, Марка,
Кирилла и Дмитрия возбудимость, тревожность, агрессию по отношению к
детям,
к
окружающему
миру.
На
занятиях
песочной
терапии
педагогами
наблюдалось, что мальчики стали белее спокойными, эмоциональный фон детей
стабилизировался,
дети
стали
легче
взаимодействовать
друг
с
другом,
педагогами.
Таким образом использование занятий песочной терапии дает
широкие возможности для развития личности ребенка с РАС:
- он становится более уверенным;
-активным в игровой деятельности;
- развивается речь ребенка;
- развивается воображение, память, фантазия;
- ребенок имеет возможности социализироваться.
Вывод:
Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, рассчитан чаще
всего на длительную терапию.
В ходе песочных игр для ребенка создаются
условия для проявления созидающей творческой деятельности.
Это метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх
перед поставленной задачей. Играя в песок, ребенок созидает что-то новое,
разрушает построенные фигуры, чтобы ощутить свою силу. При этом педагог
помогает ему чувствовать себя защищенным. Именно поэтому мы используем
метод песочной терапии в своей работе с детьми РАС для снятия агрессии,
возбудимости, повышения уверенности в себе замкнутых детей.
Мы считаем, что метод песочной терапии успешен и будем дальше применять
его в своей работе с детьми РАС.
Литература:
1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка // под ред. А.Г. Рузской.
М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1997, 384с.
2. Волкова Т.В., М.М. Прочухаева Организация инклюзивной образовательной
среды в ДОО, Учеб.-метод. пособие; М.: ТЦ Сфера, 2019, 50с.