Автор: Бирюкова Гузель Рустэмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №168" (Дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
С
01.09.2013
года
с
учетом
вступления
в
силу
нового
закона
«Об
образовании»
детский
сад
становится
первой
обязательной
ступенью
образовательного
процесса.
Государство
теперь
гарантирует
не
только
доступность, но и качество образования на этой ступени.
Принятие
новых
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
(ФГОС)
начального
школьного
образования
–
важный
этап
преемственности
деятельности
детского
сада
и
школы.
Введение
утвержденных
на
государственном
уровне
стандартов
образования
существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности
повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая
задача
образования
и
его
основной
результат
–
это
преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического,
эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной
школе.
Преемственность,
которая
способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский
сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и
желанные черты.
О б р а з о в а н и е
–
э т о
р е с у р с
р а з в и т и я
о б щ е с т в а .
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в
школьном
обучении
во
многом
зависят
от
качества
знаний
и
умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных
способностей ребёнка.
З а д ач а
Ф ГО С
–
у ч и т ь
д е т е й
с а м о с тоя т е л ь н о
у ч и т ь с я .
Осуществление
преемственности
в
работе
детского
сада
и
школы
заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию
нового
образа
жизни,
нового
режима,
развить
эмоционально-волевые
и
интеллектуальные
способности
ребенка,
которые
дадут
ему
возможность
овладеть
широкой
познавательной
программой,
т.е.развить
3
сферы:
личностную, интеллектуальную и физическую.
Для
реализации
ФГОС
в плане преемственности необходим ряд
условий:
- высокопрофессиональные специалисты;
- специально организованная развивающая среда;
- методическое обеспечение;
- сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем
основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к
выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их
разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых
педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация
совместных мероприятий);
-
работа
с
родителями (получение
информации,
необходимой
для
подготовки
детей
к
школе,
консультирование
родителей
по
вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования
находятся
в
преемственной
связи
и
подразделяются
в
свою
очередь
на
предметные,
метапредметные и личностные.
Дошкольное образование
Начальное образование
Знания,
умения,
навыки
по
образовательным
областям
и
в
процессе
овладения
разными
видами деятельности.
П р е д м е т н ы е
р е з у л ь т а т ы
(знания, умения, навыки).
Универсальные
предпо сылки
учебной
деятельности:
умение
слушать
и
слышать,
доводить
начатое
до
конца,
воспринимать
критику и др.
М е т а п р е д м е т н ы е
р е з у л ь т а т ы
(школьно
–
значимые
функции):
мелкая
моторика,
слуховое
и
зрительное
восприятие,
умение
договариваться, ставить цель и др.
Характеристики
мотивационного
развития (желание учиться, идти в
школу).
Эмоционально
волевое
развитие,
морально – нравственное (терпеть,
поступать не как я хочу).
Личностные
результаты:
потеря
дет ской
н е п о с р е д с т в е н н о с т и ,
ф о р м и р о в а н и е
а д е к в а т н о г о
п о в е д е н и я ,
р а з в и т и е
с амо стоятельно сти
и
л и ч н о й
ответственности
за
свои
поступки,
развитие навыков сотрудничества…
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять
свои
способности,
развить
инициативу,
самостоятельность,
творческий
потенциал.
Успешность
реализации
этой
задачи
во
многом
зависит
от
сформированности
у
детей
познавательных
интересов
в
детском
саду.
Интерес
ребёнка
дошкольного
возраста
–
это
его
память,
внимание,
мышление.
Развитие
познавательного
интереса
ребенка
в
детском
саду
решается
средствами
занимательности,
игры,
создания
нестандартных
ситуаций
на
занятиях.
Ребенка
в
детском
саду
необходимо
научить
размышлять,
объяснять
получаемые
результаты,
сравнивать,
высказывать
предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать
выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у
других.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной
деятельности как:
- способность действовать по образцу;
-
у м е н и е
с л у ш а т ь
и
в ы п о л н я т ь
и н с т р у к ц и ю ;
-
умение
работать
сосредоточенно
и
выполнять
задание
до
конца;
-
у м е н и е
з а д а в а т ь
и
о т в е ч а т ь
н а
в о п р о с ы ;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей
Тем
самым
у
детей
формируется
психологическая
готовность
к
школьному обучению.
Подготовка
детей
к
школе
-
задача
комплексная,
многогранная
и
охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,
гораздо
важнее,
чтобы
ребенок
умел
самостоятельно
их
добывать
и
применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в
деятельности),
который лежит в основе государственных образовательных
стандартов. Через действие начинается понимание.
Ф Г О С ориентирован
на
становление
личностных
характеристик
в ы п у с к н и к а « П о р т р е т
в ы п ус к н и к а
н ач а л ь н о й
ш к о л ы » :
-
л ю б я щ и й
с в о й
н а р о д ,
с в о й
к р а й
и
с в о ю
Р о д и н у ;
-
уважающий
и
принимающий
ценности
семьи
и
об ще с т ва ;
-
любознательный,
активно
и
заинтересованно
познающий
мир;
-
владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации
собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
-
доброжелательный,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный
возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,
поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности
может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и
школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задач преемственности.
Мне
бы
хотелось
закончить
словами
В.А.Сухомлинского
«…Школа
не
должна
вносить
резкой
перемены
в
жизнь
детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал
вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет
лавиной впечатлений…"