Напоминание

"Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Бирюкова Гузель Рустэмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №168" (Дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее"

В.А. Сухомлинский

С

01.09.2013

года

с

учетом

вступления

в

силу

нового

закона

«Об

образовании»

детский

сад

становится

первой

обязательной

ступенью

образовательного

процесса.

Государство

теперь

гарантирует

не

только

доступность, но и качество образования на этой ступени.

Принятие

новых

Федеральных

Государственных

Образовательных

Стандартов

(ФГОС)

начального

школьного

образования

важный

этап

преемственности

деятельности

детского

сада

и

школы.

Введение

утвержденных

на

государственном

уровне

стандартов

образования

существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности

повышения качества образования в целостной системе.

Важнейшая

задача

образования

и

его

основной

результат

это

преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического,

эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной

школе.

Преемственность,

которая

способствует

сохранению

и

укреплению

здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский

сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и

желанные черты.

О б р а з о в а н и е

э т о

р е с у р с

р а з в и т и я

о б щ е с т в а .

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в

школьном

обучении

во

многом

зависят

от

качества

знаний

и

умений,

сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных

интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных

способностей ребёнка.

З а д ач а

Ф ГО С

у ч и т ь

д е т е й

с а м о с тоя т е л ь н о

у ч и т ь с я .

Осуществление

преемственности

в

работе

детского

сада

и

школы

заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию

нового

образа

жизни,

нового

режима,

развить

эмоционально-волевые

и

интеллектуальные

способности

ребенка,

которые

дадут

ему

возможность

овладеть

широкой

познавательной

программой,

т.е.развить

3

сферы:

личностную, интеллектуальную и физическую.

Для

реализации

ФГОС

в плане преемственности необходим ряд

условий:

- высокопрофессиональные специалисты;

- специально организованная развивающая среда;

- методическое обеспечение;

- сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем

основным направлениям:

- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к

выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их

разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых

педагогами ДОУ и школы);

- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация

совместных мероприятий);

-

работа

с

родителями (получение

информации,

необходимой

для

подготовки

детей

к

школе,

консультирование

родителей

по

вопросам

своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования

находятся

в

преемственной

связи

и

подразделяются

в

свою

очередь

на

предметные,

метапредметные и личностные.

Дошкольное образование

Начальное образование

Знания,

умения,

навыки

по

образовательным

областям

и

в

процессе

овладения

разными

видами деятельности.

П р е д м е т н ы е

р е з у л ь т а т ы

(знания, умения, навыки).

Универсальные

предпо сылки

учебной

деятельности:

умение

слушать

и

слышать,

доводить

начатое

до

конца,

воспринимать

критику и др.

М е т а п р е д м е т н ы е

р е з у л ь т а т ы

(школьно

значимые

функции):

мелкая

моторика,

слуховое

и

зрительное

восприятие,

умение

договариваться, ставить цель и др.

Характеристики

мотивационного

развития (желание учиться, идти в

школу).

Эмоционально

волевое

развитие,

морально – нравственное (терпеть,

поступать не как я хочу).

Личностные

результаты:

потеря

дет ской

н е п о с р е д с т в е н н о с т и ,

ф о р м и р о в а н и е

а д е к в а т н о г о

п о в е д е н и я ,

р а з в и т и е

с амо стоятельно сти

и

л и ч н о й

ответственности

за

свои

поступки,

развитие навыков сотрудничества…

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять

свои

способности,

развить

инициативу,

самостоятельность,

творческий

потенциал.

Успешность

реализации

этой

задачи

во

многом

зависит

от

сформированности

у

детей

познавательных

интересов

в

детском

саду.

Интерес

ребёнка

дошкольного

возраста

это

его

память,

внимание,

мышление.

Развитие

познавательного

интереса

ребенка

в

детском

саду

решается

средствами

занимательности,

игры,

создания

нестандартных

ситуаций

на

занятиях.

Ребенка

в

детском

саду

необходимо

научить

размышлять,

объяснять

получаемые

результаты,

сравнивать,

высказывать

предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать

выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у

других.

У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной

деятельности как:

- способность действовать по образцу;

-

у м е н и е

с л у ш а т ь

и

в ы п о л н я т ь

и н с т р у к ц и ю ;

-

умение

работать

сосредоточенно

и

выполнять

задание

до

конца;

-

у м е н и е

з а д а в а т ь

и

о т в е ч а т ь

н а

в о п р о с ы ;

- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

Тем

самым

у

детей

формируется

психологическая

готовность

к

школьному обучению.

Подготовка

детей

к

школе

-

задача

комплексная,

многогранная

и

охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,

гораздо

важнее,

чтобы

ребенок

умел

самостоятельно

их

добывать

и

применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в

деятельности),

который лежит в основе государственных образовательных

стандартов. Через действие начинается понимание.

Ф Г О С ориентирован

на

становление

личностных

характеристик

в ы п у с к н и к а « П о р т р е т

в ы п ус к н и к а

н ач а л ь н о й

ш к о л ы » :

-

л ю б я щ и й

с в о й

н а р о д ,

с в о й

к р а й

и

с в о ю

Р о д и н у ;

-

уважающий

и

принимающий

ценности

семьи

и

об ще с т ва ;

-

любознательный,

активно

и

заинтересованно

познающий

мир;

-

владеющий

основами

умения

учиться,

способный

к

организации

собственной деятельности;

-

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

-

доброжелательный,

умеющий

слушать

и

слышать

собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный

возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством".

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,

поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности

может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и

школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти

время, силы и средства для решения задач преемственности.

Мне

бы

хотелось

закончить

словами

В.А.Сухомлинского

«…Школа

не

должна

вносить

резкой

перемены

в

жизнь

детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал

вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет

лавиной впечатлений…"



В раздел образования