Напоминание

Проект "Подводный мир"


Автор: Афонина Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №388
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Подводный мир"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект:

«Подводный мир».
н взрослых изводил вопросом "Почему?" Его прозвали "Маленький философ". Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов "Почему?".
С. Маршак

Вид проекта:
краткосрочный, познавательно- исследовательский проект и с элементами творчества для детей 5-6лет.
Продолжительность проекта:
1 неделя.
Участники проекта:
дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор физкультуры).
Образовательная область:
экологическое воспитание, познавательное развитие.
Актуальность проблемы.
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности
и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Что бы сохранить все это - необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне рек, морей и океанов. С целью воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Подводный мир».
Цель проекта.
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».
Задачи проекта:
 формировать у детей представления о морских обитателях;  формировать навыки поисковой деятельности;  развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;  воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
 Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;  Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;  Знать о взаимосвязи с другими обитателями;  Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;  Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;  Составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.  Видео репортаж «Я хочу вам рассказать о …»
 Моя первая книжка – малышка. Рассказ, стихи и загадки о морском обитателе.
Предварительная работа:
 Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Подводный мир»;  Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;  Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;  Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. «Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;  Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;  Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва». 
Сотрудничество с семьёй:
 Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».  Фотовыставка «Воздух, солнце и вода – мои верные друзья!».  Коллективная работа «Подводный мир», «Мы веселые медузы..», «Крабы».  Рисунки «Необыкновенные рыбки»  Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить поделки и рисунки.
Взаимодействие со специалистами:

 Развлечение «В гостях у Нептуна».
Продукт проектной деятельности.
 Презентации. «Правила поведения в лесу, на воде.», «Подводный мир»  Видео репортаж. (Рассказ о каком-либо морском обитателе)  Книжка – малышка «Моя первая книга о морских обитателях…. (записанная родителями - краткая характеристика, рисунки, фото, стихи, загадки,  Дидактические игры.  Коллективная аппликация «В морских глубинах»,  Поделки из природного материала (ракушки, камни) и бумаги (крабы, рыбы, медузы) (Приложение № 1)  Фотовыставка «Подводный мир!»  Интеллектуальная игра «Подводные жители» ( Приложение № 2)
Презентация проекта:
Открытое занятие и совместное занятие с родителями.
План реализации проекта:
2. Экскурсия в дельфинарий, зоопарк – экзотические рыбы Воспитание интереса и бережного отношения к природе Фотографии, рисунки детей 3. Развлечение «В гостях у Нептуна» Воспитание эмоциональной отзывчивости Фотографии 4. Познавательные опыты с водой Формирование навыков поисковой деятельности Картотека опытов и экспериментов 5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись «Необыкновенные рыбки», украшения в морском стиле(кулоны и браслеты из ракушек) Творческий продукт изобразительной деятельности Выставка 6. Фотовыставка «Подружись с волной!» Творческий продукт Выставка 7. Собрание коллекции «Сокровища морей (ракушки) Экспозиция «Подводный мир» (аквариум) Формировать желание пользоваться специальной терминологией Коллекция ракушек, Картинок, фото, игрушек 8. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» Формирование представлений о профессиях, связанных с морем Фотографии 9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие» Пазлы «Морские обитатели» Интеллектуальные игра « Подводные жители» Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков Фотографии, книги, энциклопедии. 10. Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», Формирование двигательных навыков Описание игр
«Рыбаки и рыбки», «Караси и щука» 11. Викторина «Чудеса подводного мира» Видео репортаж о обитателях рек, морей и океанов «Я хочу вам рассказать о…» Закрепление знаний о морских обитателях Конспект викторины Видеорепортаж.»Я хочу вам рассказать о..» 12. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками. «Книжка – малышка» Содействие сотрудничеству детей и взрослых Описательный рассказ о морском обитателе с детскими рисунками Приложение № 1 Библиотека «Все о жителях подводного мира»
Жители сухого аквариума
Роспись «Необыкновенные рыбки»
«Мы веселые медузы»
« Семейство крабов»

«Осьминожка» Книжка – малышка «Подводный мир»
Приложение № 2 Подготовительная группа
Воспитатель Афониниа Л.П.

МКДОУ д/с «388 г. Новосибирск
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ". Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов "Почему?".
С. Маршак

Цель .
 Обобщать и уточнять знания детей по теме «Обитатели воды».  Закрепить знания об обитателях воды, полученные в процессе совместной деятельности.  Способствовать развитию познавательной активности.  Формировать положительное отношение к природе. Учить бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.  Развивать пространственно – зрительную ориентировку и быстроту реакции.  Воспитывать взаимоуважение.  Способствовать благоприятному эмоциональному развитию детей.
Материалы и оборудование.
 Оформление зала «Подводный мир»  Мультимедиа – презентация по теме «Правила поведения в лесу», «Инструктаж поведение на льду»
 Аудиозапись  Карточки с логическими заданиями на внимание, с изображением рыб, аквариумы разной формы.  Задачи на сообразительность.  Набор цветных карандашей.  Бассейн. Обручи.  Палочки для выкладывания фигур.  Набор для игры «Спиннинг»  Набор для игры «Поймай рыбку»  2 ведра, 2 корзины.  Мягкая игрушка рыба. Дети заходят в зал. Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы собрались поиграть в интересную игру. Игра не простая, интеллектуальная, то есть в ходе этой игры вы должны будите показать свои знания об обитателях воды и показать умение. Вы готовы начать игру? Игра начинается. Слушайте задание. Я задаю вопросы, вы поднимаете руку. Отвечать на вопросы быстро и понятно. «Блицтурнир»
1.

Где живут рыбы?
( В воде)
2.

Какие водоемы вы знаете?
(Море, океан, река, озеро, пруд, болото, аквариум)

3.Каких морских обитателей вы знаете?
(дельфин, кит, КРАБ, СКАТ, кальмар, морская звезда, креветка, осьминог, морской конек, большерот..)
4. Из чего выводятся рыбы?
(Из икринок)
5. Как называются детеныши рыб?
(Мальки)
6. Чем покрыто тело рыбы?
(Чешуёй)
7. Как называется самая хищная рыба?
(Щука, пиранье, акула, мурена)
8. Как называется большое скопление рыб?
(Косяк, стая)
9. Человек научился у птиц летать. Как вы думаете, чему он научился у

рыб?
(плавать, нырять, костюм для водолазов, дышать под водой через акваланг, плавать на лодке, корабле) Молодцы! Переходим к следующему заданию. Оборудование. Карточки с изображением рыб. Простой карандаш. На столе лежат карточки и карандаши. Внимательно посмотрите на синюю карточку
1.На какой картинке одна из рыбок плывет позади других?

(
обведите карандашом эту картинку)
2.На какой картинке одна из рыбок плывет глубже и позади

других?
(обведите карандашом эту картинку)
3.Сосчитай и запиши. Сколько рыбок плывет налево?

Сколько рыбок плывет направо?

4.Синяя рыбка живет не в круглом и не в прямоугольном

аквариуме, красная – не в квадратном и не в круглом. В каком

аквариуме живет желтая рыбка? Раскрась рыбок.
«
Добавь часть слова, и ты узнаешь родственные слова к слову

РЫБА»
Кто готов назвать родственные слова к слову РЫБА?
Как вы думаете, что это у меня в руке?
(Удочка)

Что можно делать этой удочкой?
(Ловить рыбу)
Как называется человек, который ловит рыбу?
(Рыбак)
Куда обычно рыбак складывают пойманную рыбу?
(В ведро, садок, пакет, сетку, мешок )
Вы готовы пойти на рыбалку?
Прежде чем мы отправимся на рыбалку, я должна убедиться, что вы знаете правила поведения в лесу, на пикнике.
Мультимедиа – презентация «Правила поведения в лесу».
Внимание на экран.
Чтобы рыбалка была удачной, вам надо вспомнить народные приметы.
На экране поочередно появляются фотографии, дети называют приметы.
Народные приметы.
Ласточка летает низко – к дождю. Одуванчик закрывается днём – к дождю. Кузнечики трещат – к ясной погоде. Паук плетёт сети – к хорошей погоде. Погода у нас хорошая, солнечная, теплая. Пора собираться на рыбалку.
Игра «Рыбалка»

Оборудование. Бассейн с рыбками, 2 удочки, 2 ведра, 2 стула

Правила игры:
2 рыбака взяли удочку, пришли на рыбалку. По сигналу «Килька» сидя на стуле, ловите рыбу и складываете её в ведро. Как только услышите слово «Селедка» быстро встаёте. Если не встали по сигналу, вся рыба снова уплывет. Кто – то из ребят или взрослых тоже может сказать слово «килька» и «селедка», то есть запутать вас. Вы должны быть очень внимательными и реагировать только на мой голос. Раз, два, три! «Килька»
«Селедка»…… «Килька»…….. «Селедка» Молодцы, хвалитесь уловом. Наловили рыбы много и мелкой, и крупной. Мелкую рыбу мы брать не будем. Её отпускаем, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в наших водоемах будет много рыбы.
Считаем рыб со словом
Один большой рыба…. Одна морская рыба,…
Сейчас мы ловили рыбу удочкой.

А чем ещё можно ловить рыбу? ( сетью, сачком,…спиннингом)
Сетью мы ловить не будем, так как сетью ловить рыбу запрещено в нашем водоеме. Ячейки с сети маленькие и мелкая рыба не сможет самостоятельно выплыть. Пусть мелочь растет и дает потомство. Мы лучше возьмем спиннинг. Спиннингом ловить очень интересно. Сейчас, перед рыбалкой все рыбаки должны сделать гимнастику для пальцев рук, чтобы пальцы были ловкие
.

«Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке, И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть – чуть замерзать. Пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Игра «Спиннинг»
Оборудование. 2 палочки, соединены веревкой, посредине висит рыбка.
2 Рыбака встают на стартовую линию, по команде «Беги», бегут через лес (кегли), по извилистой тропинке к озеру. Встают напротив друг друга, раскручивают спиннинг и по команде «Лови!» надо быстро скрутить веревку на палочку. На чьей стороне окажется рыба, тот и выиграл. Возвращаются по извилистой тропинке.
Сейчас мы ловили рыбу удочкой.

А чем ещё можно ловить рыбу? ( сетью, сачком,…спиннингом)
Сетью мы ловить не будем, так как сетью ловить рыбу запрещено в нашем водоеме. Сеть наша мелкая, ячейки маленькие и мелкая рыба не сможет самостоятельно выплыть из сетей. Пусть мелочь растет и дает потомство. Мы лучше возьмем спиннинг. Спиннингом ловить очень интересно.
Сейчас мы можем устроить пикник.
( Сели на пол полукругом)
«Скажи правильно»
(Игра проводится с мягкой игрушкой - рыбка по кругу.) Мы наловили рыбу. Все рыбу переработали. Сделали разные блюда. Суп из рыбы (рыбный суп) Котлета из рыбы (рыбная котлета) Филе из рыбы (рыбное филе) Пирог из рыбы (рыбный пирог) Салат из рыбы (рыбный салат) Консервы из рыбы (рыбные консервы) Суфле из рыбы (рыбное суфле). Запеканка из рыбы (рыбная запеканка)
Игра . «Что увидел в этом слове»
(Ассоциативное мышление) Река - берег, вода, тина, волны, рыба…
Рыбак – удочка, леска, крючок, червяк, река, рыба, лодка… Удочка – палка, леска, крючок, червяк, поплавок, рыба..
Игра «Угадай, кто это?»
(С завязанными глазами) На ощупь по контуру определить и назвать морских обитателей.
Сейчас вы будите решать умные задачи. Готовы?
1. Сколько хвостов у двух китов? (2) 2. Сколько лучей у двух морских звезд? (10) 3. В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом – ни одной. Сколько всего рыбок в двух аквариумах (4) 4. По морю плыли дельфин, горбуша, камбала, Сколько всего плыло рыб? (2) 5. На столе 4 рыбки, одно из них разрезали пополам. Сколько рыб на столе? (4) 6. Если щука больше окуня, а окунь больше пескаря, то кто меньше всех? (Пескарь) 7. Коля и Миша были на рыбалке. Они поймали ерша и карпа. Какую рыбу поймал Миша, если Коля поймал не карпа? (Карпа) Сейчас подойдем к столу и по желанию из палочек, пазлов или разрезных картинок соберете обитателей воды.
«Выложите из палочек , пазлов или разрезных картинок соберете

обитателей воды »
Оборудование. Разрезные картинки, настольные пазлы, карточки с изображением обитателей воды (Рыбка, морская черепаха, краб) Молодцы! Наша игра закончилась. Пора возвращаться в группу.


В раздел образования