Авторы: Мария Викторовна Маркина, Галина Артемовна Маргиева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: «Играя, познаем окружающий мир»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Зоряночка»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:
«Играя, познаем окружающий мир».
Воспитатели:
Маркина М. В.
Маргиева Г.А.
г. Ессентуки 2019 г-2020 г.
Содержание проекта:
1. Пояснительная записка………………………………………………...1
2. Цель и задача……………………………………………………………2
3. Предполагаемый результат……………………………………………3
4.Этапы работы над проектом……………………………………………4
5. Перспективный план работы…………………………………………..5
6. Вывод…………………………………………………………………….9
7. Список литературы…………………………………………………….10
1
ПРОЕКТ «Играя, познаем окружающий мир»
Природа – это единственная «книга, каждая
страница,
которой полна глубокого содержания»
И.В. Гёте
В конце XX века на одного из первых по значимости мест выдвинулась
проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля.
Основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В
итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось
необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого
поведения является тот факт, что каждый человек «не чувствует природы», не
контактирует с ней. Целью экологического образования является формирование
человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в относительной гармонии с природой.
В
дошкольном
возрасте
процесс
познания
у
ребенка
происходит
эмоционально-практическим
путем.
Каждый
дошкольник
–
маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий
мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать
угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа
неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный
мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к
игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы
в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к
природе.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий
осваивает
комплекс
экологических
знаний,
если
эти
знания
преподносятся
в
доступной,
увлекательной
форме
и
если
учитывается
интерес
ребенка
к
природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в
детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам,
которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
2
Пояснительная записка
В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного
образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные
потребности ребёнка зависят от возрастных и индивидуальных особенностей.
Уровень сформированности познавательных процессов (восприятие, внимание,
памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в познании, в умении
получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к
окружающему миру.
Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой
информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но
ребёнка 2 лет интересует прежде всего внешние характеристики, отвечающие на
вопросы: Кто? Что? Какой? С 3 лет малыш пытается осознать взаимосвязи,
зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить. Поэтому роль
взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе
общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но
очень важно определить меру своего участия в познавательных действиях
ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя
новое.
Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на
все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 2-3 лет
уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить
из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?»,
«Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.
В дошкольном возрасте процесс
познания
у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий
мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать
угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа
неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный
мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к
игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы
в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к
природе.
Элементарная поисково-познавательная деятельность позволяет ответить на
интересующие ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях
природы; выявить причины взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую
степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.
3
Цель проекта:
Познакомить детей, как можно ближе с окружающим миром, используя
методы игровой формы, формировать любознательность к природе.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность детей в процессе ознакомления их с
явлением природы.
2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к
растительному и животному миру.
3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании
дошкольников через различные виды деятельности.
4. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам
экологического воспитания.
Тип проекта: познавательный
Вид проекта
:
долгосрочный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2019-май 2020 гг.)
Участники: дети ясельной группы, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям
природы.
Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и вредных,
и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке
природы. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой
природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома
природы: все живые организмы имеют равное неживую природу (воздух, почва,
вода).
Ребята узнают особенности природы родного края. Ребята будут бережно
относиться к природе, будут стремиться к правильному, изобретут свои
собственные знаки.
У ребят сформируется стремление к исследованию поведению и отношению
к миру природы. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в
природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими
4
знаками объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-
следственные связи. Дети будут уверенно отличать и называть характерные
признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее
свойства. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы. Дети
исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и
диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли,
животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
Изучение и сбор теоретического и методического материала по
использованию проектного метода. Составление плана проекта, подбор
методического и дидактического материала для реализации идеи,
иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта.
Разработка конспектов занятий.
II этап. Основной.
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа
воспитанников, родителей (законных представителей) по теме проекта.
Разучивание стихов о жителях леса, о природе, временах года.
Отгадывание загадок о животных и растениях.
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;
Раскрашивание картинок.
Дидактические, экологические, подвижные игры.
Просмотр мультфильма, презентации.
Познавательные занятия.
Целевые прогулки по территории детского сада.
Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.
Рассказывание детям о животных, растениях, неживой природы.
Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.
Изобразительная деятельность по теме проекта.
III этап. Заключительный
Подготовка презентации по работе с детьми в течение
проекта
Проведение досуга с детьми.
Дальнейшая работа над проектом.
План работы
Название и цели
Ход работы
Использованные
материалы
Сентябрь: «Овощи и
фрукты».
1.Расширять знания детей
об осени, характерных
признаках.
2.Закрепить знания об
овощах, фруктах, о месте
их произрастания.
3.Закрепить умение
описывать овощ или фрукт
по характерным признакам.
1 неделя –
Рассматривание
картинок с
изображением овощей и
фруктов.
2 неделя - Сюжетно-
ролевая игра:
«Собираем урожай».
1.
3 неделя -
Художественная
продуктивная
деятельность: рисование
«Весёлые овощи и
фрукты».
1.
4 неделя -
Интеллектуально-
развивающая игра
«Разложи фрукты».
2.
Картинки с изображением
осени, фруктов и овощей.
Октябрь: «Золотая осень».
Расширить знания детей об
осени, ее признаках и
явлениях.
1 неделя – Пальчиковые
игры: «Мы капусту
рубим», «Осенние
листья», «Вышел
дождик на прогулку».
2 неделя – Беседы:
«Осень в гости к нам
пришла».
3неделя – Аппликация:
коллективная работа
«Осеннее дерево».
4 неделя- Наблюдение за
красотой осени.
Картины с изображением
осени, материалы для
выполнения аппликационной
работы.
Ноябрь: «Дождь и капельки».
1.Сформировать
представление о дожде и
капельках.
2. Продолжить изучать
окружающий мир
1 неделя-
Д/и: «Кому и
чему нужна вода»,
«Разрезанные
картинки».
2 неделя-
Беседа: «Дождик,
дождик кап-кап-кап…»,
«Как капелька гулять
отправилась».
3 неделя- Рисование
пальчиками: «Капельки
дождя».
4 неделя – Чтение
художественной
литературы: «Капелька
и дождик».
Декабрь: « Небо»
1.Продолжать развивать
интерес к живой и неживой
природе.
2. Сформировать
представление о небе.
3.Продолжать проводить
экскурсии и целевые
наблюдения с фиксацией
изменений происходящих в
природе.
1 неделя- Наблюдения за
небом.
2 неделя- П/игры:
«Тучка», «Небо
хмурое».
3 неделя-Лепка «Небо
ясное»
4 неделя- Беседы: «Небо
зимой», «Облако и
тучка».
Иллюстрации по теме.
Материалы для лепки.
Январь: «Снег
кружится…»
1.Развивать интерес к
явлениям природы во всех
её проявлениях.
2.Создавать условия для
овладения элементарными
способами ухода за
обитателями живого
уголка.
1 неделя-
Наблюдения: за снегом.
Д/игры:
«Кто где
живёт?», «Кого не
стало?»
2 неделя-Чтение: В.
Бианки Синичкин
календарь»,
В.Пришвин» Ребята и
зверята», загадки о
природных явлениях.
Подвижные игры
3 неделя-Аппликация:
«Снежинки»
4 неделя - Беседы:
«Как
Иллюстрации по теме.
Прослушивание
музыкальных произведений,
различных по характеру
живут звери в лесу?»,
«В гостях у зайца».
Февраль: «Птички-невилички».
1.Продолжать формировать
простейшие связи между
сезонными изменениями в
природе.
2.Развивать интерес ко
всему живому.
3.Продолжать формировать
доброжелательное и
осторожное отношение ко
всему живому.
1 неделя - Наблюдения за
птицами Д/игры :
«Времена
года», «Не сорока не
ворона».
2 неделя- Лепка :
«Птички»
3 неделя -
Чтение художественной
литературы.
Экскурсии: по
территории ДОУ.
4 неделя -
Беседы:
«Зима- это
хорошо или плохо?»,
«Как живётся птицам
зимой?».
Картинки с изображением
ранней весны, явлений
природы, птиц.
Использование
художественного слова.
Март: «Солнышко лучистое».
1.Продолжать развивать
интерес ко всему живому и
дать представление о
солнышке.
2.Формировать
доброжелательное и
осторожное отношение ко
всему живому.
1 неделя - Наблюдения
за солнцем.
2 неделя -
П/игры: «Солнышко и
дождик».
3 неделя –Аппликация:
«Солнышко».
4 неделя -
Беседы: «Солнышко
лучистое», « Что
происходит с приходом
весны»,
Иллюстрации с изображением
весны и её явлений
Апрель: «Насекомые».
1.Расширять представления
детей о многообразии
насекомых, рассказать о
пользе насекомых.
2.Упражнять в различении
и назывании насекомых;
формировать связную
речь, развивать
эмоциональность речи,
сообразительность, в
процессе отгадывания
загадок; воспитывать
желание заботиться о
природе.
1 неделя-
Наблюдение
за насекомыми на
участке (божья коровка,
муравьи, бабочки).
2 неделя- Чтение В.
Бианки «Как
Муравьишка домой
спешил».
3 неделя-
Рисование
ладошками «Бабочка».
4 неделя – Сюжетно
-ролевая игра: «День
рождения Мухи-
Цокотухи».
Иллюстрации по теме.
Материалы для рисования.
Май: «Цветы».
1.Познакомить детей с
цветами.
2. Расширить знания и
представление детей о
цветах, растущих в
цветнике нашего детского
сада, а также о полезных
свойствах цветов; создать
условия для повышения
творческой активности
детей; развивать
воображение, мышление,
коммуникативные навыки;
воспитывать бережное
отношение к природе.
1 неделя -
Дыхательная
гимнастика «Ах! Как
пахнет!».
Рассматривание
картинок с цветами.
2 неделя-
Слушание
стихов:
Бегут ромашки по полю
(А. Барто).
3 неделя – Лепка
«Ромашки».
4 неделя – Прогулка и
наблюдение за цветами.
Картины с изображением
цветов.
9
Вывод
Проект расширил представления детей о солнце, о насекомых, о цветах, о
птицах, о небе, которые находятся рядом с нами. Сформировал любознательность
к окружающему миру.
Таким образом, благодаря проектной работе дети внимательнее стали
относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов
наблюдения, научились различать времена года.
10
Список литературы:
1. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. М., 1981.
2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе.
М.:АРКТИ, 2005.
3. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.
5. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5,
№ 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.
6. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.
Приложение к проекту
Консультация для родителей
«Знакомство с природой».
Всё человечество и каждый человек-природы. Природа составляет постоянное
окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая
накладывает
существенный
отпечаток
на
его
жизнь.
Первые
основы
экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Научить
детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к
ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чувством любви к природе,
утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом.
Поэтому оно нуждается в развитии. Мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы –
первые проводники детей в природу. Мы взрослые, должны вводить ребенка в
этот
прекрасный
мир
природы,
раскрывать
перед
ним
его
тайны
и
законы,
воспитывать правильное отношение к природе, потребность в ее познании. На
этой
основе
воспитывается
заботливое
отношение
к
окружающей
природной
среде.
Поэтому очень важно учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и
восхищаться
красотой
мира
природы,
воспитывать
наблюдательность
и
любознательность,
доброе,
бережное
отношение
к
объектам
природы.
Важно
помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая
его к этому миру. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы
являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями
живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и
животных.
Во
время
прогулок
можно
собрать
природный
материал
для
использования его при изготовлении поделок: из шишек – ёжика или человечка, из
веточек – змейки или птички и др. Одно из основных средств познания природы –
наблюдение.
В
каждом
городе
есть
сквер,
парк,
различные
зоны
отдыха,
лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом
для наблюдений. Каждое время года по-своему красиво. Весна – время оживления
природы. Обратите внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек,
капель.
Установите причины этих явлений. Зимой полюбуйтесь красотой ослепительно –
белого
пейзажа,
обратите
внимание
на
деревья
в
огромных
белых
шапках,
покажите детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз –
отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы.
Объясните,
почему
скрипит
снег
(ломаются
снежинки).
Можно
рассмотреть
снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки
домой. Наблюдая за природой с детьми в летний период, выделите несколько
объектов:
муравейник,
различные
виды
деревьев,
кустарников,
цветов,
трав.
Обратите
внимание
на
красоту
летнего
пейзажа.
Незабываемое
ощущение
вызывает
ходьба
по
опавшим
листьям
или
«золотой
дождь».
С
большим
удовольствием дети «превратятся» в зверей, имитируя их повадки, движения. У
ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с
ней впервые. Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для
этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по
дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает
солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.
Важна практическая деятельность детей с любой период времени, обычно она –
следствие
наблюдений.
Приобщать
ребёнка
к
природе
можно
с
помощью
различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно – печатных,
словесных, сюжетно – ролевых и т. д. Играть в них можно дома и на природе.
Приобрести для ребёнка пушистого забавного друга – мягкую игрушку: котёнка,
собачку, зайчонка и т. д. Очень интересным делом для дошкольников является
выращивание растений: лука, корнеплодов, картофеля. В любой квартире можно
выделить место, где бы ребёнок имел возможность выращивать лук, а в ящике на
окне – корнеплоды. Вместе с ребёнком можно выращивать растения из черенков,
наблюдать за распусканием почек деревьев и кустов, срезанных в конце зимы и
поставленных в воду. С ребенком дома можно вырастить зелень овса, например
для подкормки птиц и животных в детском саду, используя для этого любую
коробочку. В холодное время года хорошо вместе с ребенком проводить подкормку
птиц. Изготовить кормушку нетрудно. Можно сделать ее в виде домика или
столика с бортиком, а можно просто повесить молочный пакет, вырезав в нем
дверцу. Самое главное – заинтересовать и увлечь подкормкой ребенка. Весной
хорошо привлекать ребенка к посадкам цветов во дворе дома. При этом следует
научить ребенка не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними.
Расширять
круг
представлений
ребенка
о
природе,
можно
используя
природоведческую литературу, применяя меткие народные мудрости, приметы,
загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы и
поговорки,
просматривая
вместе
с
ним
телевизионные
передачи
о
природе,
посещая выставки и музеи, зоопарк и т.д. Так же огромное значение имеет
художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все
виды
аппликаций,
конструирование
с
применением
круп,
теста
и
природных
материалов,
рисование
с
помощью
растительных
элементов
–
всё
это
способствуют
воспитанию
любви
к
природе
у
детей.
Стремление
сделать
красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал,
повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся
понимать и видеть красоту и богатство природы. Каждая семья располагает всеми
возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни
природы, потребность постоянного общения с ней. Экологическое воспитание
будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное,
каждодневное общение взрослых с детьми.
Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические
эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И
тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко
всему живому и неживому на Земле. Давайте же будем учить детей приобщаться к
волшебному миру природы, т.к. логика природы самая доступная, наглядная и
полезная для ребенка.
Консультация для родителей
«Прогулки с детьми и наблюдение за птицами»
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это
совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – их,
как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка – это
замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к
тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных
растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе,
городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки.
Приобщая
ребенка
к
миру
природы,
взрослый
сознательно
развивает
различные
стороны
его
личности,
побуждает
интерес
и
желание
познавать
п р и р о д н о е
о к р у ж е н и е ,
в ы з ы в а е т
у
р е б е н к а
с о ч у в с т в и е
к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показать
уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее
сохранить, уважительно и бережно с ней обходится. Ребенку можно и нужно
показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения,
кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное
время года и многое-многое другое. Следует отметить, что полноценное общение
с
природой,
насыщенное
познавательным
интересом
и
приятными
переживаниями,
вызывает
у
ребенка
общее
состояние
гармонии,
душевного
равновесия. А это – ничего иное, как психическое здоровье, которое укрепляет
организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень
важно,
чтобы
взрослый,
гуляющий
с
ребенком,
помнил,
какими
приемами, способами он должен приобщать малыша к тайным природы. Прежде
всего
следует
обратить
внимание
малыша
на
то
или
иное
явление,
дать
возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказать
про него, пояснять, сообщать. Маленький ребенок с трудом воспринимает слава, а
тем более пространную речь взрослого. Слова – это абстракция, звукосочетание;
чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образец. Именно
поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за
природными явлениями, при этом для его восприятия включает разные сенсорные
каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать,
трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое
явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз
предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет
большее
влияние
на
развитие
ребенка,
чем
обильный
поток
словесной
информации.
В любом возрасте можно и нужно привлекать внимание детей к объектам
живой
природы.
Шумное
чириканье
воробьев
означает,
что
действительно
наступила
весна
и
возврата
зимы
уже
не
будет. Наблюдения за
весенним
поведением птиц
-
интереснейшее
занятие,
только
взрослый
должен
вовремя
обращать внимание ребенка на происходящие события.
Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только молодой
порослью, нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по
лесу разносятся птичьи трели.
Анкета для родителей «Познаем окружающий мир».
Цель
проведения
анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам
окружающего мира.
1.
Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.
Есть ли комнатные растения? Какие?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.
Кто ухаживает за животными или растениями?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4.
Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или
ничего не делает)?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5.
Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6.
Чем больше всего заинтересован ребенок во время прогулки?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7.
Знакомите ли вы своего ребенка с окружающим
миром? О чем вы ему
рассказываете?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8.
Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9.
Какое время года вашему ребенку нравится больше всего?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10.Ваши предложения по организации экологического образования в детском
саду.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________