Автор: Ерзикова Галина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска
Населённый пункт: Волгоградская область Среднеахтубинский район
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Использование техники зендудлинга в арт-терапии"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД
"СЕМИЦВЕТИК" г. КРАСНОСЛОБОДСКА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект мастер-класса
для воспитателей
на тему: " Зендудлинг - искусство интуитивного рисования "
(нетрадиционные техники рисования)
Составила и провела: Ерзикова
Галина Евгеньевна, воспитатель
первой квалификационной
категории
Мастер-класс
Тема:
" Зендудлинг - искусство интуитивного рисования "
(нетрадиционные техники рисования)
Ц е ль : Повышение
профессионального
мастерства
педагогов в
области
нетрадиционного
рисования по
освоению
стиля интуитивного рисования -
"зендудлинг".
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить с искусством интуитивного рисования - "зендудлинг".
2. Показать возможность применения этой техники в работе с детьми
дошкольного возраста.
3. Научить работать педагогов с картинками - "друдлами" для активизации
воображения детей.
4. Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников
мастер-класса.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
У детей свое особое умение видеть,
думать и чувствовать, и нет ничего глупее,
чем пытаться подменить у них
это умение нашим.
Жан-Жак Руссо
Ожидаемые результаты мастер - класса:
- повышение креативности педагогов;
- возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в
своей практике;
- изучение разработки по теме мастер-класса;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного
стиля творческой педагогической деятельности;
- практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний,
умений, навыков и приемов техники "зендудлинг" в процессе работы;
- практическое использование педагогами игр с картинками -"друдлами" для
развития творческой инициативы, фантазии, мышления.
Методическое оснащение :
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность
работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
консультация;
рассказ;
беседа с показом практических действий и образцов;
создание графической работы;
игры с картинками "друдлами".
Использование наглядности:
презентация к мастер-классу "Зендудлинг - искусство интуитивного
рисования", "Друдлы".
образцы готовых работ выполненные детьми,
образцы схем для выполнения рисунков «зендудлинг»;
гравюры, выполненные в стиле "Зендудлинг";
карточки - "друдлы" .
Материалы и инструменты:
бумага, гелевые ручки, гравюры на каждого участника.
Технологическая карта мастер-класса «Графический зендудлинг»
Этапы мастер-класса. Деятельность участников мастер-класса
1. Вступительная часть МК: Сообщение темы, раскрытие цели и задач
мастер-класса 4 мин.
2. Теоретическая часть МК:
рассказ о происхождении, значении стиля «зендудлинг», сопровождаемый
показом презентации «Зендудлинг - искусство интуитивного рисования» и
тихой музыкой.
Участники МК рассматривают изображения в стиле «дудлинг», слушают
рассказ и эмоционально погружаются в тему МК
3. Практическая часть МК:
Вместе с руководителем МК участники приступают к рисованию узоров в
стиле «зендудлинг» . Работают под руководством педагога проводящего МК,
задают вопросы. Частично выполняют работу над гравюрой в стиле
"зендудлинг" в технике граттаж.
4. Комментирующая часть:
Дать отдохнуть участникам МК, провести игру с карточками "друдлами". Во
время практической творческой работы провести консультации,
теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь
участникам мастер - класса для качества выполнения задания.
5. Кульминация творческого процесса:
После завершения творческих работ, участники МК могут
прокомментировать свои узоры , отметить затруднения или легкость
выполнения работ. Если рисунки частично закончены, воспитатели могут
продолжить рисовать "друдлы" в свое свободное время сами. Задают
интересующие их вопросы руководителю МК.
6. Подведение итогов:
Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей
аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения
дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно
приобрести материалы и инструменты для работы.
Приложение:
Текст презентации Зендудлинг - искусство интуитивного рисования".
Что вы знаете о зендудлинге? О дудлах?
Или немного, или совсем ничего, то спрошу так: что вы знаете о каракулях?
Сегодня мы поговорим о каракулях, которые мы рисовали в тетрадях на
полях и на последних страницах или в блокнотах во время уроков и лекций.
Поговорим
о
тех
рисунках,
которые
сами
по
себе
возникают
когда
мы
разговариваем по телефону.
Каждый наверняка знает массу способов скоротать время в моменты,
когда нужно просто ждать, будь то долгая очередь, скучное собрание или
лекция.
Конечно
можно
изображать
внимание.
Играть
и
просматривать
новости в телефоне… Или рисовать. Даже если вы не умеете. Изображения
могут быть разной формы: узоры, рисунки или каракули — всё, что мы
производим, пока фокус нашего внимания находится в другом месте.
Удивительно, какими творческими мы можем быть, даже не пытаясь!
Посмотрите, не напоминают ли вам эти рисунки ваши последние страницы
ученических или лекционных тетрадей?
Если это вам знакомо, то значит немного с "зендудлингом" вы уже
сталкивались. Что же такое "зендудлинг"? Откуда взялось название?
Оно образовано из двух слов: «зен» (или «дзен») и «дудл». «Зен»
означает «успокоить душу или мысли и найти свою середину». Некоторые
источники трактуют слово «зен» как «медитация». «Дудл» происходит из
английского
языка
и
означает
«писать
неразборчиво»
или
«рисовать
каракули». «Зендудл» можно в итоге перевести как «каракули, которые несут
успокоение», или, еще точнее, «медитативное, интуитивное рисование». Если
сосредоточиться
на
рисовании
повторяющегося
узора,
то
душа
успокаивается.
Основа "дудлинга" - это линии, точки, черточки, завитки в различных
сочетаниях. "Дудлинг"- это интуитивная линейная графика.
В каком-то смысле, наскальные рисунки наших далеких предков — это
тоже "дудлинг".
"Дудлинг" - это не только рисование абстрактных элементов, похожих
на
детские
каракули,
но
также
рисунки
разных
живых,
неживых
и
фантазийных объектов. От простейшего предметного рисунка до сложной
детализированной композиции. Мы убеждаемся на примере совы.
"Дудлы", в отличие от элементов орнамента, не повторяются в строго
определенном
ритме.
Этот
вид
рисунка
не
предполагает
обязательной
предварительной подготовки, прорисовки эскизов, наброска. Когда же речь
идет
о
профессиональном
"дудлинге",
то
дела
могут
обстоять
иначе
и
называется это немного по-другому. Это касается "дудларта" и "тангла" они
употребляются без или с приставкой «зен». Здесь уже надо планировать свой
рисунок, выбирать какую-то тему и рисовать конкретные объекты.
"Зендудлинг"
может
применяться
в
терапевтических
целях,
для
стабилизации
внутреннего
состояния.
Ведь
по
каракулям,
которые,
к
примеру, вы нарисовали во время разговора по телефону, можно определить
ваше
состояние.
Бессознательно
мы
прорисовываем
не
только
наше
настроение,
чувства
-
агрессию,
нежность,
скуку
и
т.д.
Но
и
отражаем
особенности характера. Вы конечно же слышали такие имена, как Эйнштейн,
Александр Пушкин, Джон Кеннеди, Эдисон, Мария Кюри и Генри Форд? Как
вы считаете, что объединяет?
Их
объединяет
любовь
к
закорючкам
на
полях.
Их
пристрастие
к
машинальному рисованию при обдумывании своих гениальных идей. Эти
могучие
умы
инстинктивно
понимали,
что
простые
«детские»
каракули
представляют собой замаскированный мыслительный процесс — что это
простой, доступный и очень мощный инструмент поиска новаторских идей и
решений даже самых запутанных проблем.
"Рисовать
каракули"
означает
"делать
спонтанные
заметки,
чтобы
помочь себе думать", — говорит Санни Браун (Sunni Brown), автор книги
«Дудлинг для творческих людей» и "Креативные каракули".
По мнению автора существуют пять основных типов дудлеров:
Словесный дудлер.
Дудлер - портретист
Дудлер - пейзажист.
Дудлер - абстракционист.
Дудлер реалист.
Каждый
рисунок
можно
объяснить
или
расшифровать.
Этим
занимаются
психологи – графологи. Человеку, не искушенному в анализе
рисунка и почерка, незачем самому работать со смыслами,
"Зендудлинг"
–
это
рисование прежде
всего
для
удовольствия,
успокоения, отвлечения от забот и для релаксации. Медитативное рисование
призвано успокаивать, отвлекать нас от тяжких дум и переживаний. Целью
"зендудлинга" не является создание произведения искусства, а важен именно
процесс.
И
заниматься
таким
рисованием
могут
все,
независимо
от
художественных способностей.
Предлагаю провести эксперимент. Я попрошу вас нарисовать розу в
течении минуты.
У каждого роза отличается от других по размеру, форме, положению и
так далее. Тема одна, а исполнение разное. Это пример говорит о том, что вы
в данный момент подумали о своей розе, о той какая появилась у нас в
воображении, в голове, в мыслях. Каждая роза стала отражением личности
рисующего.
Можно
сделать
вывод,
что
рисунок
—
отражение
того,
как
работает наш разум?
В
"дудлинге"
нет
каких-то
специальных
правил
и
ограничений.
Рисовать в этом стиле можно различными материалами и инструментами:
красками,
маркерами,
фломастерами,
гелевыми
ручками,
карандашами,
линерами и т. д.
На любой пригодной поверхности: на бумаге различного качества, на
одежде, на обуви, на теле. Можно дудлы вязать, соединять и комбинировать в
изделие под названием фриформ.
"Дудлинг", в принципе, не привязан к композиции рисунка, линии и
закорючки
могут
«растекаться»
от
одной
точки
поверхности
в
разных
направлениях или «двигаться» к друг другу из разных точек. Каждый рисует
и располагает свои "дудлы" по своему, поэтому каждый рисунок уникален.
"Дудлы" состоят из черточек, точек, завитков, волны, чешуи, клетки и
т.д.
Они
хорошо
тренируют
уверенность
руки,
координируют
движения,
развивают глазомер. Так дети изучают письмо – начиная с загогулин, точек и
закорючек.
И
те,
кто
делает
это
с
большим
интересом,
приобретает
в
результате и более красивый почерк.
Применяя
технику рисования "зендудлингом" с детьми мы помогаем
детям :
- получить психологическую разгрузку;
- концентрировать внимание на рисунке;
- тренировать мелкую моторику;
- улучшать память;
- развивать творческие способности.
У
взрослых
повышается
концентрация
внимания,
креативность,
появляется
возможность
отвлечься
от
личных
проблем,
решить
рабочие
вопросы, "зендудлинг" незаменимый помощник в исследовательской работе.
"Зендудлинг"
должен
доставлять
удовольствие.
Рисуйте
сразу,
без
набросков. Не задумывайтесь о конечном результате.
Спасибо за внимание!
Думаю, вы поняли, что такое "дудлинг"? Это один из самых простых,
демократичных,
удобных
видов
рисования.
Теперь,
когда
вы
ближе
познакомились
с
этим
стилем
рисования,
можете
взять
ручку,
бумагу,
и
попрактиковаться на примере простого рисунка.
Во
время
рисования
обратите
внимание
на
то,
как
скоро
появятся
легкость
и
хорошее
настроение.
Одновременно
улучшится
способность
сосредоточиваться, вы перестанете отвлекаться на внешние раздражители,
почувствуете восхищение и удивление, когда увидите, как благодаря вашим
усилиям
возникают
декоративные
узоры. Метод
рисования
зендудла
предполагает, что рисунок из штрихов и линий все время повторяется в
определенном
порядке.
Так
возникает
сложный
узор.
Концентрация
на
ритмичном и поочередном нанесении штрихов, а также на повторяющихся
узорах, приводит к тому, что вы забываете о своих заботах. И максимально
расслабившись, можно найти новые силы.
Друдлы.
Предлагаю вам поиграть в занимательную и интересную игру.
Цель
игры: Активировать
работу
воображения,
увидеть
мир
без
ярлыков.
Называется игра "Друдлы".
Друдлы - (по-английски droodles).
Это интересное изобретение 1953 году
открыл - американский автор-
юморист Роджер Прайс и креативный продюсер Леонард Стерн.
Название droodles
происходит,
как
комбинация
трех
слов doodle
(каракули), drawing (рисунок) и riddle (загадка).
Но на самом деле, друдлы — загадочные рисунки появились в Италии
еще в 16 веке, во времена Ренессанса.
Один
из первых
друдлов -
изображение
слепого
нищего,
стоящего
за углом улицы, - был создан итальянским художником Агостино Карраччи
(1557−1602).
К этому друдлу Агостино приложил подпись «Слепой нищий на углу
улицы».
Рисунки
перевертыши
(зрительные
иллюзии)
известны
всем.
Здесь
важно, какие эмоции переданы на каждой из картинок.
В произведении «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери…
-
Вот
что
я нарисовал.
Я показал
мое
творение
взрослым
и спросил,
не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная? — возразили мне.
- А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона.
Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее.
Им ведь всегда нужно все объяснять.
Часто
друдлы
загадывают
детям
для
расширения
их кругозора,
и поэтому нередко друдлы - картинки можно встретить в детских книжках.
Однако,
использовать
друдлы
можно
не только
для
детей,
но для
взрослых.
Суть
заключается
в том,
что
предлагается
описать
картинку,
которая имеет множественные значения, чем больше, тем лучше.
Каждая
картинка
является
маленькой
игрой.
Если
у
вас
получится
увидеть в картинке - друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы
обладатель оригинального творческого мышления!
Итог: Как вы думаете, рисование действительно помогает снять
стресс?
Может
быть,
вы
тоже
рисуете,
когда
скучно?
Можно
использовать "дудлинг" в работе с детьми дошкольного возраста?
Как видите, в "дудлинге" нет строгих правил. Полёт фантазии, да и
только. Каким бы ни вышел узор, главное, чтобы он отражал вашу душу.