Напоминание

"Мир клетки"


Автор: Эльмира Магомедалиевна Абдурахманова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №55
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мир клетки"
Раздел: среднее образование





Назад




МАХАЧКАЛИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ-

ФИЛИАЛ ФГОБУ ВПО «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»

Разработчик викторины

к.б.н. Абдурахманова Э. М.

Провели мероприятие:

Абакарова А. З.

Абдурахманова Э. М.

МАХАЧКАЛА 2014

Оформление мероприятия:

1. Стенд с докладами студентов на тему «Клетка».

2. Стенгазеты на тему «Клетка».

3. Проектор и экран для демонстрации слайдов.

4.

Украшение

аудитории

шарами

и

другими

деталями,

создающими

атмосферу праздника.

Подготовительная работа:

1. Для каждого члена жюри подготовлен комплект, в который входили:

а) план викторины;

б) краткое содержание каждого конкурса с критериями оценивания;

в) сводная таблица результатов.

2. Каждая команда подготовила:

а) сигнальные карточки;

б) вопросы командам-соперникам;

в) девиз, название команды и эмблему;

г) командную форму одежды определенного цвета.

д) под цвет команды были подготовлены листы для записи ответов.

3. Для каждой команды подготовлен:

а) раздаточный материал с заданиями конкурсов;

б) макеты растительной и животной клеток в виде пазлов-органоидов.

4. Были выбраны помощники ведущих для демонстрации слайдов, а также

для проведения конкурсов.

5. Для всех команд подготовлены грамоты и подарки.

План викторины:

1. Вступительное слово преподавателей.

2. Приглашение команд.

3. Краткая информация об истории изучении клетки, сопровождающаяся

демонстрацией слайдов.

4. Представление команд.

5. Конкурсная программа: 1. «Разминка»

2. «Разноуровневые тесты»

3. «Кроссворд»

4. «Расшифруй слово»

5. «Собери клетку»

6. «Творческий конкурс»

7. «Ребусы»

8. «Ты мне я тебе»

6. Подведение итогов викторины, награждение участников.

Ход викторины

А.

З.

-

Здравствуйте

уважаемые

члены

жюри.

Сегодня

мы

проводим

викторину по дисциплине «Биология», которая называется «Мир клетки».

Э.

М.

-

В

этой

викторине

задействованы

студенты

1

курса.

Давайте

пригласим их.

СЛАЙД 1.

с музыкой

(дети заходят в аудиторию и садятся за свои столы).

А. З. - Ребята, наша викторина называется «Мир клетки» и посвящена она

науке

«Цитология»,

которая

является

одной

из

относительно

молодых

биологических наук, возраст этой науки около 100 лет.

Э. М. - Прослушав уже курс лекций по этой науке, мы знаем, что цитология –

это наука о клетке, о ее строении, химическом составе и функциях.

А. З. - Краткую историю изучения клетки приведут нам студентки 1 курса.

СЛАЙД 2 с музыкальным сопровождением.

История изучения клетки (сообщение студента).

Было

много

ученых,

занимавшихся

цитологией,

но

основной

вклад

в

развитие этой науки внесли следующие ученые:

СЛАЙД 3.

РОБЕРТ ГУК, английский естествоиспытатель. В 1665г. Гук внес важные

усовершенствования

в конструкцию

микроскопа

и с его

помощью

осуществил

ряд

исследований,

изучал

строение

растений

и мельчайшие

детали живых организмов. Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез

коры

пробкового

дуба

и

заметил,

что

он

напоминает

пчелиные

соты.

Описывая

увиденное,

Гук

использовал

слово

«cell»,

что

по-английски

означает «ячейка». На русский язык термин был переведен как «клетка».

Т. о. Роберт Гук ввел в науку термин «клетка».

Стихотворение «Клетка»

Возьмем, к примеру: дом стоит из тысячи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в этой стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом – дискеты с информацией.

В столице, как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудом поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Ее даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети – то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Еще есть комплекс Гольджи, покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь, попробуй разгадай.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

СЛАЙД 4.

Сейчас микроскоп Роберта Гука можно увидеть в Дарвиновском музее.

Как оказалось впоследствии, рассматривая срез коры пробкового дуба под

микроскопом, Гук увидел не сами клетки, а их клеточные стенки.

СЛАЙД 5.

Голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу ученого и подарил

науке величайшие открытия. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал

линзы, дающие увеличение в 100-300 раз!

СЛАЙД 6.

В

1831г. Роберт

Броун,

шотландский

ботаник,

впервые

описал

ядро

в

растительной клетке.

СЛАЙД 7.

В 1838г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришел к выводу, что ткани

растений состоят из клеток и ядро является обязательным компонентом всех

растительных клеток.

СЛАЙД 8.

В

1 8 3 9 г.

Н е м е ц к и й

ф и з и о л о г Теодор

Шванн

и зд а л

к н и г у

«Микроскопические

исследования

о

соответствии

в

структуре

и

росте

животных и растений», в которой сформулировал вывод о том, что клетка

является структурной и функциональной единицей живых организмов.

СЛАЙД 9

.

Рудольф Вирхов немецкий ученый, один из основателей клеточной теории.

Он утверждал, что «каждая клетка происходит из клетки путем деления

исходной клетки». Вирхов изучал патологию клеток, считая, что сущность

патологических

процессов

в

организме

связана

с

нарушением

жизнедеятельности его клеток.

В

результате,

все

выше

перечисленные

достижения

ученых

привели

к

созданию клеточной теории.

СЛАЙД 10.

Основными положениями клеточной теории являются:

1.

Клетка – структурная и функциональная единица всего живого.

2.

Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план

строения.

3.

Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.

4.

В многоклеточном организме клетки объединены по функциям в ткани,

органы и целостный организм.

5.

Сходство

клеточного

строения

свидетельствует

о

единстве

их

происхождения.

Э. М. – Теперь каждый из капитанов представит команду, название своей

команды и ее девиз. Пожалуйста (все три команды представляются)

СЛАЙД 11.

А. З. – Теперь приступаем непосредственно к викторине, которая состоит из 8

этапов, каждый из которых оценивается в баллах.

Э.

М.

Уважаемые

жюри,

на

ваших

столах

представлены

все

этапы

викторины

с

их

максимальными

баллами.

Результаты

каждого

этапа

заносятся в итоговую таблицу. И так мы начинаем.

А. З. –I-й конкурс называется «Разминка».

СЛАЙД 12.

Предложенные

в

этом

конкурсе

20

вопросов

читаются

по

одному

до

получения первого ответа. За каждый

правильный ответ ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 20.

Э. М. – На ваших столах есть таблички, которые вы должны поднять, если у

вас созрел уже правильный ответ, итак начинаем:

1. Жидкое содержимое клетки называется …………(цитоплазма)

2. Нуклеиновая кислота состоит из остатка фосфорной кислоты, сахара и

…… (азотистого основания)

3. В молекулах воды один атом О2 связан с двумя атомами Н связями ……

(ковалентными)

4. Прочность раковин моллюсков обеспечивают соли …. (кальция)

5. Какая структура белка представлена спиралью? (вторичная)

6. Транспортом О2 и СО2 в крови занимается белок …. (гемоглобин)

7.

Из

чего

состоит

клеточная

или

плазматическая

мембрана?

(2-х

слоев

липидов, белков и углеводов)

8. Представителем прокариотической клетки является ….. (бактерия)

9. Какой из немембранных органоидов появляется перед делением животной

клетки? (клеточный центр)

10. Какие из органоидов состоят из 2- субчастиц? (рибосомы)

А. З.

11.

Органоиды,

участвующие

в

расщеплении

полимеров

до

мономеров?

(лизосомы)

12. Две хроматиды в хромосоме соединены …..(центромерой)

13. Жидкое содержимое пластид называется …..(строма)

14. Впячивания внутренней мембраны митохондрии образуют….(кристы)

15. Какие пластиды отвечают за окраску плодов и цветов? (хромопласты)

16. Пластический обмен иначе называется ….. (анаболизм, ассимиляция)

17. Какая из нуклеиновых кислот двуцепочечная? (ДНК)

18. Какие виды РНК вы знаете? (р- РНК, и-РНК, т-РНК)

19. Подготовка к делению называется …(интерфаза)

20.

Сколько

делений

в

мейозе

и

как

они

называются?

(2

деления:

редукционное и эквационное)

Э. М. – II-й этап викторины называется «Разноуровневые тесты».

СЛАЙД 13.

В этом конкурсе, команды должны ответить на все тесты в течении 5 мин. За

каждый

правильный

ответ

команда

получает

по

1

баллу.

Максимальное

количество баллов за этот конкурс – 10.

А. З. – Сейчас наши помощники, раздадут вам тесты и как только они будут

розданы, мы начинаем отсчет.

СЛАЙД 14 и 15 в сопровождении музыки.

Э. М. – (по истечению 5 минут) Ребята, время вышло, листочки с ответами,

также соберут наши помощники и передадут их жюри для подсчета. А мы

взглянем на правильные ответы этого конкурса

СЛАЙД 16.

А.

З.

Теперь

мы

приступаем

к III

конкурсу,

который

называется

«Кроссворд».

СЛАЙД 17.

Кроссворд состоит из 12 слов. Разгадывание кроссворда заканчивается, в тот

момент, когда одна из команд полностью разгадает его. Остальные команды

получают

баллы

за

количество

разгаданных

слов.

Каждое

правильно

угаданное слово оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов –

12.

Э.

М. – Помощники сейчас раздадут вам кроссворды, которые вы должны

будете общими усилиями команды заполнить и как только вы это сделаете,

поднимайте табличку. Начинаем..

Слайд 18 с музыкой.

А. З. – (когда одна команда уже закончила) Теперь помощники соберут ваши

кроссворды и передадут их жюри для подсчета. А мы с вами взглянем, как

надо было разгадать этот кроссворд.

Слайд 19.

Э .

М .

Теперь

мы

приступаем

к

конкурсу IV,

который

называется

«Расшифруй слово».

Слайд 20.

В этом конкурсе на скорость предложено расшифровать 10 слов, за каждое

расшифрованное слово – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Помощники снова раздадут листочки. Начинаем…

СЛАЙД 21.

А.

З. – Теперь, когда уже результаты у жюри, посмотрим как нужно было

расшифровать слова.

СЛАЙД 22.

Э. М. – Приступим к следующему конкурсу, который называется «Собери

клетку».

СЛАЙД 23.

По одному представителю с каждой команды подходит к столу и собирает из

предложенных отрывков целостную картинку, при этом подписывает каждый

из этих отрывков. Правильно собранная клетка оценивается в 3 балла и

правильная подпись ее частей – также в

3 балла, т. о. за этот конкурс

максимальный балл – 6. Итак, начинаем

СЛАЙД 24 с музыкальным сопровождением.

(А. З.

и Э. М. подходят и проверяют правильность написания собранной

клетки и говорят об итогах жюри).

А. З. – Следующий конкурс называется «Творческим», в нем могут принять

участие и жюри.

СЛАЙД 25.

Из 4 предложенных на экране слов сочинить четверостишие, какая команда

сделает это лучше, получит максимальное количество баллов - 10.

СЛАЙД 26.

Э. М. – Предпоследний конкурс у нас называется «Ребусы».

СЛАЙД 27.

На экран выводится

слайд с одним ребусом (всего их 10), за каждый

правильный первый ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за этот

конкурс – 10. Какая команда уже разгадала ребус, поднимает табличку. Этот

конкурс на скорость. Начнем.

СЛАЙД 28.

СЛАЙД 29.

СЛАЙД 30.

СЛАЙД 31.

СЛАЙД 32.

СЛАЙД 33.

СЛАЙД 34.

СЛАЙД 35.

СЛАЙД 36.

СЛАЙД 37.

А вот разгадка к этим ребусам

СЛАЙД 38.

А. З. – И, наконец, последний конкурс, где вы можете догнать соперника или

вырваться вперед – это конкурс «Ты мне я тебе».

СЛАЙД 39.

Каждая из команд задает вопрос двум другим, на размышление при этом

дается 1 минута. Максимальный балл за правильный ответ 3 балла. Каждая

команда может получить в этом конкурсе – 6 баллов.

Э. М. – Итак, ребята викторина подошла к концу, осталось узнать только, кто

же победит.

СЛАЙД 40.

Попросим жюри огласить результаты викторины и, конечно же, наградить

участников, занявших 1, 2, и 3–е места.

А. З. и Э. М. – Всем спасибо за участие.

СЛАЙД 41с музыкальным сопровождением.



В раздел образования