Напоминание

«Ребенок с особенностями развития в современной семье»


Автор: Нурлубаева Маржанат Юсупаджиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: «Ребенок с особенностями развития в современной семье»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Статья

Тема: «Ребенок с особенностями развития в

современной семье»

Выполнила:

Нурлубаева М.Ю

Нижневартовск, 2020г

«Ребенок с особенностями развития в современной семье»

Первое социальное окружение, в которое попадает ребенок, это его

семья: мать, отец и другие родственники.

Определяющее значение принадлежит семье, в частности родителям, в

том,

чтобы

младенец

рос

и

развивался

как

человек

и

в

будущем

стал

субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью. От того, в какой семье

ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет.

С

момента

появления

на

свет

ребенку

для

своего

гармоничного

развития

требуется

не

только

удовлетворение

своих

физических

потребностей в еде, тепле, безопасности, но также он нуждается в тепле, в

общении и любви со стороны близких людей. Через это общение происходит

передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать,

любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные

импульсы

и

не

нано-сить

вреда

себе

и

окружающим,

добиваться

поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности

могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни

взрослого и ребенка.

В семье жизнь и деятельность ребенка протекают самым естественным

образом, т.е. имеют естественный характер, что безусловно, имеет воспита-

тельное

значение

и

характеризует

семью

как

первостепенный

фактор

воспита-ния. Для человека среда, в которой он находится является не только

условием, но и ключом к развитию, т.е. с раннего возраста происходит его

социализация.

Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего, с социальной сре-

дой,

микросредой,

усвоение

им

«созданной

человечеством

культурой»

играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его

личности.

Для ребенка с нарушением в развитии семья приобретает особую роль.

Так как естественный строй развития нарушен, очевидно, что главную роль

берет на себя воспитание. Поэтому семья должна обеспечить максимально

комфортные условия для развития личности ребенка с ограниченными воз-

можностями здоровья с целью её благополучной социализации и интеграции

в общество.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной

значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее

познание

им

окружающей

социальной

действительности,

овладение

навыками

индивидуальной

и коллективной

работы,

приобщение

к человеческой куль-туре.

Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная

атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социаль-

ные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг

с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи,

семейные традиции.

Внутрисемейные

отношения

для

ребенка –

первый

специфический

обра-зец

общественных

отношений.

Как

важную

особенность

семейного

воспита-ния

следует

отметить

то,

что

в условиях

семьи

ребенок

рано

включается

в систему

этих

отношений.

В семьях

с прочными

контактами

между

взрослым

и ребенком,

уважительным

отношением

к детям

у последних

активнее

форми-руются

такие

качества,

как

коллективизм,

доброжелательность, самостоятель-ность.

Современные семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями

значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре

группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родитель-

ских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители

имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего

ребёнка,

у матери

отмечается

гипертрофированное

чувство

тревожности

и нервно-психической

напряжённости.

Стиль

поведения

взрослых

членов

семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной

регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка,

ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания

характерен для большинства семей матерей – одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопро-

текцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проек-

цией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных

нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении

ребёнка,

предъявляя

завышенные

требования

к медицинскому

персоналу,

пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмо-

ционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накла-

дывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктив-

ная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка

в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере

родителей

в успех

своего

ребёнка

и сильные

стороны

его

природы,

при

после-довательном

осмыслении

необходимого

объёма

помощи,

развития

самостоя-тельности ребёнка в процессе становления особых способов его

взаимо-действия с окружающим миром.

Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения, который

характеризуется

родительской

установки

на

авторитарную

лидирующую

позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на

будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родитель-

ских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от

ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений,

не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных

возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают

к физическим наказаниям.

Ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания в

современной семье:

1. Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер

воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непо-

нимание

возрастных

особенностей,

потребностей

ребенка,

представление

о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки

в воспитании

и обучении

ребенка,

стремление

оценивать

не

поведение

и деятельность ребенка, а его личность;

2. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье,

недостаток общения взрослых с детьми;

3. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализиро-

вать свои методы воспитания.

Таким образом, проживание ребенка с ограниченными возможностями

здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит,

прежде всего, от самих родителей, от установок, формирующихся в отноше-

ниях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей

зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же

агрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни

и эмоциональным взрывам).



В раздел образования