Автор: Нурлубаева Маржанат Юсупаджиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: «Ребенок с особенностями развития в современной семье»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
Статья
Тема: «Ребенок с особенностями развития в
современной семье»
Выполнила:
Нурлубаева М.Ю
Нижневартовск, 2020г
«Ребенок с особенностями развития в современной семье»
Первое социальное окружение, в которое попадает ребенок, это его
семья: мать, отец и другие родственники.
Определяющее значение принадлежит семье, в частности родителям, в
том,
чтобы
младенец
рос
и
развивался
как
человек
и
в
будущем
стал
субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью. От того, в какой семье
ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет.
С
момента
появления
на
свет
ребенку
для
своего
гармоничного
развития
требуется
не
только
удовлетворение
своих
физических
потребностей в еде, тепле, безопасности, но также он нуждается в тепле, в
общении и любви со стороны близких людей. Через это общение происходит
передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать,
любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные
импульсы
и
не
нано-сить
вреда
себе
и
окружающим,
добиваться
поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности
могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни
взрослого и ребенка.
В семье жизнь и деятельность ребенка протекают самым естественным
образом, т.е. имеют естественный характер, что безусловно, имеет воспита-
тельное
значение
и
характеризует
семью
как
первостепенный
фактор
воспита-ния. Для человека среда, в которой он находится является не только
условием, но и ключом к развитию, т.е. с раннего возраста происходит его
социализация.
Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего, с социальной сре-
дой,
микросредой,
усвоение
им
«созданной
человечеством
культурой»
играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его
личности.
Для ребенка с нарушением в развитии семья приобретает особую роль.
Так как естественный строй развития нарушен, очевидно, что главную роль
берет на себя воспитание. Поэтому семья должна обеспечить максимально
комфортные условия для развития личности ребенка с ограниченными воз-
можностями здоровья с целью её благополучной социализации и интеграции
в общество.
В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной
значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее
познание
им
окружающей
социальной
действительности,
овладение
навыками
индивидуальной
и коллективной
работы,
приобщение
к человеческой куль-туре.
Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная
атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социаль-
ные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг
с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи,
семейные традиции.
Внутрисемейные
отношения
для
ребенка –
первый
специфический
обра-зец
общественных
отношений.
Как
важную
особенность
семейного
воспита-ния
следует
отметить
то,
что
в условиях
семьи
ребенок
рано
включается
в систему
этих
отношений.
В семьях
с прочными
контактами
между
взрослым
и ребенком,
уважительным
отношением
к детям
у последних
активнее
форми-руются
такие
качества,
как
коллективизм,
доброжелательность, самостоятель-ность.
Современные семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями
значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре
группы.
Первая группа родители с выраженным расширением сферы родитель-
ских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители
имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего
ребёнка,
у матери
отмечается
гипертрофированное
чувство
тревожности
и нервно-психической
напряжённости.
Стиль
поведения
взрослых
членов
семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной
регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка,
ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания
характерен для большинства семей матерей – одиночек.
Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопро-
текцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проек-
цией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных
нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении
ребёнка,
предъявляя
завышенные
требования
к медицинскому
персоналу,
пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмо-
ционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накла-
дывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.
Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктив-
ная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка
в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере
родителей
в успех
своего
ребёнка
и сильные
стороны
его
природы,
при
после-довательном
осмыслении
необходимого
объёма
помощи,
развития
самостоя-тельности ребёнка в процессе становления особых способов его
взаимо-действия с окружающим миром.
Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения, который
характеризуется
родительской
установки
на
авторитарную
лидирующую
позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на
будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родитель-
ских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от
ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений,
не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных
возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают
к физическим наказаниям.
Ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания в
современной семье:
1. Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер
воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непо-
нимание
возрастных
особенностей,
потребностей
ребенка,
представление
о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки
в воспитании
и обучении
ребенка,
стремление
оценивать
не
поведение
и деятельность ребенка, а его личность;
2. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье,
недостаток общения взрослых с детьми;
3. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализиро-
вать свои методы воспитания.
Таким образом, проживание ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит,
прежде всего, от самих родителей, от установок, формирующихся в отноше-
ниях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей
зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же
агрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни
и эмоциональным взрывам).