Напоминание

" Дифференциация звуков С-Ш"


Автор: Слепцова Олеся Богдановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 102 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Открытое занятие по обучению грамоте в комбинированной подготовительной к школе группе
Тема: " Дифференциация звуков С-Ш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие по обучению грамоте в комбинированной

подготовительной к школе группе.

Тема: « Дифференциация звуков С-Ш»

Учитель-логопед: Слепцова Олеся Богдановна.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

o

закрепить умение различать звуки с — ш по акустическим и

артикуляционным признакам;

o

упражнять в согласовании прилагательных с существительными

с существительными в роде;

o

составлять предложения с данными словосочетаниями

o

закрепить образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

o

совершенствование фонематического восприятия и навыков

звукового анализа слов и синтеза слов.

o

развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.

o

Развитие межполушарного взаимодействия.

o

закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма

речи;

o

улучшение зрительного восприятия, пространственных

ориентировок.

Коррекционно-воспитательные:

o

воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости,

желания помогать другим

Оборудование: куклы, таблицы со стрелками,, игрушки на звук ш, с,

картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка,

шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши,

карточки слов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква...,

насо..., ...анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...иова, ...ода, ...умка), картинки

(шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки., планшет для графического

диктанта, карточки с картинками для составления слов, буквы на магните,

фишки цветные для звукового анализа, паровозик с вагончиками.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Нейрогимнастика.

«Коза-зайка», «Козырек-кулак», «Лезгинка», «Ухо-нос»

Ход занятия.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли две девочки-куколки Соня и Шура.

Назовите звуки на которые начинаются имена девочек.

Правильно, это звуки С и Ш. Сегодня мы будем различать и сравнивать эти

два звука.

1. Характеристика звука С- согласный, твердый, глухой, парный.

Звук Ш- согласный, твердый, не парный.

2. Артикуляция звуков.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок?

(внизу).

(Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз.

В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо

рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый,

глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху).

Стрелочка вверх. В

каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный,

твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,

Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Подарить подарки Саше и Шуре. (дети раскладывают картинки)

5. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на подарки, которые мы подарили девочкам Саше и Шуре.

Про что можно сказать Какой, какая, какое?

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка,

носки

8. Составьте словами предложения с словосочетанием

Пушистая кошка, пушистый снег. Постройте схему предложения.

9. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

- Замените звук С на звук Ш. (слова паронимы)

са – ша

со - шо

су – шу

сутки — шутки

миска — мишка

каска — кашка

басня —башня

маска — Машка

крыса-крыша

6. Физминутка «У жирафа пятна»

9. Звуковой анализ слова Кошка. Санки. На доске и у себя

-сколько звуков в слове.

-куда падает ударение.

- сколько согласных, гласных.

- сколько слогов.

11. Знакомство с буквами С и Ш.

На что похожа буквы ?( откусанный бублик и расческу)

11. Чтение слов с пропущенными буквами.

Букву нужную впиши. Карточки на доске или на ковре

...апка , …кола, ква..,. насо..., ...анки, ...уба, шала..., ...утки

…обака, ...ода, ...умка, ….

12. Игра «Четвертый лишний»

Шуба-машина-суп-шалаш собака-санки-доска-душ

Бусы-шутка-квас-насос

13. Игра «Слово рассыпалось»

Составить слово из букв на доске. (сок, суп)

14. Игра «Собери слово по первым звукам» Составить слово из первых

букв в названии картинки. Раздать картинки и лист бумаги.

15. Графический диктант. Буква Ш. на планшете маркеры.

III. Итог. Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и

различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?

Налейки.



В раздел образования