Автор: Слепцова Олеся Богдановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 102 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Открытое занятие по обучению грамоте в комбинированной подготовительной к школе группе
Тема: " Дифференциация звуков С-Ш"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие по обучению грамоте в комбинированной
подготовительной к школе группе.
Тема: « Дифференциация звуков С-Ш»
Учитель-логопед: Слепцова Олеся Богдановна.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
o
закрепить умение различать звуки с — ш по акустическим и
артикуляционным признакам;
o
упражнять в согласовании прилагательных с существительными
с существительными в роде;
o
составлять предложения с данными словосочетаниями
o
закрепить образ буквы.
Коррекционно-развивающие:
o
совершенствование фонематического восприятия и навыков
звукового анализа слов и синтеза слов.
o
развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
o
Развитие межполушарного взаимодействия.
o
закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма
речи;
o
улучшение зрительного восприятия, пространственных
ориентировок.
Коррекционно-воспитательные:
o
воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости,
желания помогать другим
Оборудование: куклы, таблицы со стрелками,, игрушки на звук ш, с,
картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка,
шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши,
карточки слов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква...,
насо..., ...анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...иова, ...ода, ...умка), картинки
(шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки., планшет для графического
диктанта, карточки с картинками для составления слов, буквы на магните,
фишки цветные для звукового анализа, паровозик с вагончиками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Нейрогимнастика.
«Коза-зайка», «Козырек-кулак», «Лезгинка», «Ухо-нос»
Ход занятия.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли две девочки-куколки Соня и Шура.
Назовите звуки на которые начинаются имена девочек.
Правильно, это звуки С и Ш. Сегодня мы будем различать и сравнивать эти
два звука.
1. Характеристика звука С- согласный, твердый, глухой, парный.
Звук Ш- согласный, твердый, не парный.
2. Артикуляция звуков.
Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок?
(внизу).
(Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз.
В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо
рта? (теплый).
Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый,
глухой.
Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху).
Стрелочка вверх. В
каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный,
твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)
Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка
3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Первая остановка «Чистоговоркино»
Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
Подарить подарки Саше и Шуре. (дети раскладывают картинки)
5. Подбор предметов к признакам.
Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:
Дети, посмотрите на подарки, которые мы подарили девочкам Саше и Шуре.
Про что можно сказать Какой, какая, какое?
Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка,
носки
8. Составьте словами предложения с словосочетанием
Пушистая кошка, пушистый снег. Постройте схему предложения.
9. Дидактическая игра «Измени слово»:
Следующая остановка «Заменяй-ка».
- Замените звук С на звук Ш. (слова паронимы)
са – ша
со - шо
су – шу
сутки — шутки
миска — мишка
каска — кашка
басня —башня
маска — Машка
крыса-крыша
6. Физминутка «У жирафа пятна»
9. Звуковой анализ слова Кошка. Санки. На доске и у себя
-сколько звуков в слове.
-куда падает ударение.
- сколько согласных, гласных.
- сколько слогов.
11. Знакомство с буквами С и Ш.
На что похожа буквы ?( откусанный бублик и расческу)
11. Чтение слов с пропущенными буквами.
Букву нужную впиши. Карточки на доске или на ковре
...апка , …кола, ква..,. насо..., ...анки, ...уба, шала..., ...утки
…обака, ...ода, ...умка, ….
12. Игра «Четвертый лишний»
Шуба-машина-суп-шалаш собака-санки-доска-душ
Бусы-шутка-квас-насос
13. Игра «Слово рассыпалось»
Составить слово из букв на доске. (сок, суп)
14. Игра «Собери слово по первым звукам» Составить слово из первых
букв в названии картинки. Раздать картинки и лист бумаги.
15. Графический диктант. Буква Ш. на планшете маркеры.
III. Итог. Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и
различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?
Налейки.