Автор: Сесорева Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №79 "Соловушка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Формирование дружеского отношения и психоэмоционального комфорта дошкольников с помощью использования элементов цветотерапии»
Раздел: дошкольное образование
Сесорева Марина Анатольевна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №79 «Соловушка»
Смоленского района Смоленской области
Мастер-класс
«Формирование дружеского отношения и психоэмоционального
комфорта дошкольников с помощью использования элементов
цветотерапии»
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию
мастер-класс по теме «Формирование дружеского отношения и
психоэмоционального комфорта дошкольников с помощью использования
элементов цветотерапии».
Цель мастер-класса: показать приемы педагогической техники по
формированию дружеского отношения и психоэмоционального комфорта
дошкольников с помощью использования элементов цветотерапии.
Что же такое цветотерапия? Цветотерапия (хромотерапия) - это
направление, при котором используется воздействие цвета на
психоэмоциональное состояние ребенка, на его самочувствие, на отношение
к окружающему. Цветотерапия – это одно из направлений арт-терапии.
Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических
методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное
задействование искусства. Основное значение занятий искусством состоит в
том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более
уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к
самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает
некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать
поставленной цели, находить альтернативу. Все это поможет ему в
дальнейшей взрослой жизни.
Исходя из сказанного, считаю важным использовать такие методы в
занятиях с детьми.
Задание 1
Психогимнастика, представляет собой специальные упражнения,
направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
Предлагаю Вам порадоваться весеннему деньку и поднять настроение.
Подняв лицо и вытянув ладони вверх, давайте поприветствуем
солнышко: «Здравствуй, солнышко! Спасибо тебе за такой теплый,
солнечный денек!»
Комментарий: это задание помогает расслабиться, снять напряжение,
настроиться на дальнейшую деятельность.
Задание 2
Изучая цвета, находя их в окружающем пространстве ребенок
развивается, учится новому. Развивает внимание и память.
Предлагаю вам игру «Кто внимательнее».
Вы сегодня одеты красиво, и я хочу проверить, какие вы внимательные. Я
буду называть цвета, а вы будете искать этот цвет в одежде. Кто найдет,
делает шаг вперед. И так мы будем шагать, пока кто-то не подойдет ко мне
первым.
Комментарий: замечательно, вы быстро справились с заданием. Так и
дети среднего дошкольного возраста стараются быстрее найти нужный цвет.
Для детей более взрослого возраста можно называть оттенки и более
сложные цвета. Такое задание развивает у ребенка желание победить,
уверенность в своих силах. Эмоционально разгрузиться и повысить
эмоциональный настрой.
Задание 3
Дети любят фантазировать, воображать. Следующее задание - это
вообразить, что вас пригласили на день рождения, и вы отправились в
путешествие. У вас появятся новые друзья. Вам нужно выбрать бабочку
любого цвета и рассказать на кого или на что похож этот цвет.
Комментарий: дети часто называют то, что у них вызывает какую-то
эмоцию или то, чего им хотелось бы в это время. Например, зеленый цвет
сравнивают с травкой, листочками то, чего не хватает после долгой зимы.
Красный цвет с вкусными ягодами и т.д.
Это задание помогает раскрыться, высказаться. Дети помогают друг
другу, делают подсказки (желают помочь). Это сплочает группу, развивает их
дружеское отношение друг к другу. Развивает воображение.
Задание 4
Что такое дружба? Каждый ребенок понимает это по-своему. Но каждый
знает, что это что-то хорошее и доброе, и дружить должен уметь каждый.
Ведь от дружбы всегда получается что-то интересное и увлекательное.
Предлагаю Вам перейти к следующему заданию «Краска с краской
подружись, новый цвет - появись».
Когда все краски подружились, они собрались вместе, чтобы поиграть.
Всем было очень весело. И вот тут случилось чудо. Во время одной игры две
краски смешались и получился новый цвет: когда смешались красная и
желтая краски, то появился оранжевый цвет. Давайте попробуем совместить
две краски и посмотрим, какой же цвет у нас получится.
Комментарий: для того, чтобы получился новый цвет краскам нужно
было подружиться. Ведь без дружбы ничего не получилось бы. Это задание
развивает у ребенка зрительные, тактильные, сенсомоторные,
пространственные взаимодействия; развивает мелкую моторику. Также
способствует развитию коммуникативных умений.
Воспитывает интерес к экспериментальной деятельности, умение
чувствовать и выражать через цвет свое эмоциональное состояние;
воспитывает инициативность и дружелюбие.
Физкультминутка
Уважаемые коллеги, пришло время немного отдохнуть. Все готовы?
Попрошу вас, пожалуйста, встать.
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Задание 5
Следующее задание: «Подарок тучке» (монотипия).
День рождения тучки подходит к завершению. А на память о столь
замечательном празднике давайте сделаем бабочек для нашей тучки,
с помощью техники монотипии. Это нетрадиционное направление живописи
– отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности. Простая
техника позволяет создавать оригинальные картинки.
На одной половине листа надо нарисовать крылья бабочки. Пока краски еще
влажные, свернуть лист пополам и прижать его ладонью. И посмотрим, что
получится.
Комментарий: Вам понравилось задание? Для детей младшего,
среднего дошкольного возраста можно раздать уже готовые силуэты для
раскрашивания. В этом задании можно обратить внимание, какие цвета были
выбраны для рисования. Оранжевый — цвет хорошего настроения и
ощущения радости. Его любят больше всего веселые и позитивные дети.
Красный - такой цвет нравится непоседливым и гиперактивным детям.
Зеленый - олицетворяет внутреннюю гармонию и спокойствие. Как правило,
его выбирают дети, которым не хватает материнской любви. Желтый – цвет
спокойствия. Фиолетовый цвет нравится натурам с тонкой душевной
организацией. Как правило, такой цвет выбирают ранимые и эмоциональные
малыши, у которых имеется предрасположенностью к духовному развитию.
Синий - этот цвет предпочитают уравновешенные дети, которым не
свойственно куда-либо торопиться.
Это задание помогает развивать мелкую моторику, мышление, речь;
успокаивать нервную систему, приводить в порядок эмоции; развивать
положительный, дружелюбный настрой к окружающим, вырабатывать
усидчивость, настойчивость, дисциплинированность; получать новые
навыки.
Использованные сегодня мною формы и методы в работе с детьми
позволяют формировать дружеское отношение и психоэмоциональный
комфорт дошкольника.
Рефлексия.
Надеюсь, что наша встреча была для вас полезной.
А как вы считаете?
Какие задания показались вам сложными?
Какие из заданий были для вас наиболее интересными?
Спасибо за внимание!